12.2.3. Свобода — только в Любви

Раздела 12.2. О Любви и о «любви» — псевдо-Любви

Человeк, несущий в себе Любoвь, не подвластен угнетающим эмоциям.

Обратимся к материалам «Церкви Последнего Завета», более широко известной как «секта Виссариона»[1]. Мы делаем это потому, что в её литературе наиболее внятно и в полном объёме в наши дни выразилось возведение псевдо-Любви в её разных проявлениях в ранг Любви и воспрепятствование нисхождению Любви в общество под видом призывов Любить и поучений о том, как «Любить правильно».

Представители других конфессий о «любви» тоже много чего писали, но все их поучения разрозненны и фрагментарны, поэтому свести их воедино — особая работа, а в «Последнем Завете» автор и его «стенографы» всё это уже проделали и представили читателю своего рода концентрат фальсификата учения о Любви.

         *** [2]

«Общие фразы у всех одинаковы, что и подкупает, — говорение о любви, о единстве, о необходимости быть верующим. И вы сразу, конечно же, предполагаете, что эта информация от Бога. Но это примитивный подход к силам, которые заинтересованы в вашей гибели, ибо они прекрасно знают, на что вы поддадитесь»(Последний Завет. Повествование от Вадима, часть 6, 39:41[3]).

И с этим в большинстве случаев можно согласиться. Но если суть приведённой цитаты соотносить с Жизнью, то такими же общими фразами «о любви, о единстве, о необходимости быть верующим», — всем, чем полны проповеди многих представителей иных конфессий, — полон и «Последний Завет». Но говорить о Любви тем, кто Любит, — нет необходимости, а говорить для тех, кто её не несёт в себе, — это подобно тому, что произнести слово «мёд»: далеко не у каждого во рту от этого станет сладко; и уж совсем не каждый обнаружит, что от произнесённого другим слова действительно появился настоящий мёд у него во рту.

Однако тем, кто не несёт в себе Любви, но способен её нести, имеет смысл говорить о том, с чем они имеют дело и что не является Любовью, но что они по неведению своему, желая быть Любимыми и желая Любить, называют «Любовью» вопреки сути Любви. Высказав это, снова обратимся к «Последнему Завету»:

«Необходимо понять, что любовь есть предопределённая сила — великая сила, призванная связать человека тем, с кем и с чем ему нужно пройти всю жизнь. Посему признаку человек должен находить своё место в Природе, вслушавшись в глас души своей» (Последний Завет. Книга основ, 7:36 — 39).

Хоть приведённая цитата взята из контекста, в котором речь шла о построении семьи, но семейная жизнь это — только одна из многих граней Жизни, в которой Любовь может проявляться, а может и не проявляться. Но вне зависимости от того, в какой сфере Жизни Любовь проявляется, в каждой из них она обладает определёнными — одними и теми же — свойствами, не проявляя ни в одной из них свойств, ей не присущих.

Но если вслушаться в глас совести своей и вглядеться в Жизнь, то вывод простой:

Люди, милые! Не Любовь то, о чём говорит приведённая цитата. Любовь никого ни к кому и ни к чему не привязывает: она освобождает из неволи привязанностей каждого, кто обретает в себе Любовь. А тем отношениям, которые успели прежде того сложиться на основе каких-либо привязанностей, Любовь, когда она приходит и вступает в свои права, придаёт новое качество, преображая их внутреннюю суть и всю систему взаимоотношений с внешним миром. Но та свобода воли[4], которую человеку приносит реализованная им способность Любить, не приемлет вседозволенности, а её-то — вседозволенность (деятельность без заботы и ответственности) — многие и отождествляют с истинной свободой; и делают это вопреки тому, что свобода это — С-овестью ВО-дительство БО-гом ДА-нное — и она достигается только в Любви.

А в «Последнем Завете» много видов «любви» и среди них — только одна из многих — «духовная», которая «первична, ибо не привязывает вас к какому-то объекту, а просто проявляется, растекаясь бесконечной благодатью в пространстве» (Последний Завет. Повествование от Вадима, часть 6, 23:15). Но только эта «духовная любовь» (в терминах «Последнего Завета») и есть истинная Любовь: всё остальное — разнохарактерные привязанности, неоправданно отождествлённые с Любовью, возводимые в ранг Любви и названные её именем.

Ещё один пример такого рода безосновательного отождествления привязанностей с Любовью касается взаимоотношений мужчины и женщины при нечеловечных типах строя психики:

«52. “Что делать в случае неразделённой любви? Можно ли мучиться всю жизнь напрасной болью?”

  1. “Можно мучиться. Главное — никогда нельзя убивать любовь[5].
  2. Если вы любите односторонне, не смейте заглушать в себе это чувство! В противном случае вы понесёте большие неприятности впереди, и это будет выливаться вам большими слезами.
  3. Любовь нельзя убивать. Если вы любите односторонне — любите. А мучения в этом случае возникают только потому, что вы любите для себя, вы очень хотите удовлетворения своей любви, а этого удовлетворения нет.
  4. Если вы любите для человека, для его блага, то ваша любовь должна перерасти в более благородное качество: когда вы любите, желая ему блага, и радуетесь тому, что он счастлив с кем-то другим, что кто-то дарит ему улыбку, что у него есть дети и радость в жизни. Вот тогда ваша любовь обретает правильные черты» (Последний Завет. Повествование от Вадима, часть 6, гл. 35).

Не бывает безответной, неразделённой Любви, Любви для «себя любимого» потому, что Любовь имеет основания и цели в себе самой, в силу чего Любовь — самодостаточна; но бывают односторонне направленные страстные привязанности (как инстинктивные, так и обусловленные нравственно-психологически в той культурной среде, в которой оказался индивид), которые действительно доставляют боль и прочие му́ки[6] и открывают возможности к тому, чтобы через систему Ваших привязанностей злоупотребляли Вашими возможностями и способностями. Если Вы найдёте силы и сможете вырвать эти привязанности из своей души, то это не повлечёт автоматически за собой ничего страшного ни для Вас, ни для кого-либо ещё; это не будет Вашим отказом от Божьего Предопределения для человека — научиться Любить — и не лишит Вас возможности освоить эту способность в дальнейшем.

Вырвав привязанность, Вы лишите кого-то возможности злоупотреблять тем, что Вам дано Свыше, и тем, что Вы сами освоили в Жизни, и чем возможно злоупотребляют простым «подергиванием» за Ваши привязанности или шантажом, что «дёрнут» если Вы не будете вести себя соответственно смыслу намёков или неких предложений, сделанных Вам в прямой форме.

Если Вы свободны от привязанностей и при этом Любите, то Вами невозможно или затруднительно манипулировать[7]: остаётся ограниченная возможность манипулировать только через превосходство в миропонимании и только в пределах Божиего попущения (а в отношении Любящих оно весьма ограниченно — что и подвигло чёрта, притчей о котором мы начали раздел 12.1, на изучение вопроса о том, что такое Любовь). При этом, поскольку больше всех понимает Всевышний, то сопутствующие манипулированию эффекты обесценят результат для манипулятора и реализуется то, о чём самые загадочные слова Христа: «не противься злому…» (Матфей, 5:39).

Поэтому, если Вы вырвете «безответную любовь» из своей души осмысленно-волевым порядком[8], однако не перейдя при этом к человечному типу строя психики, то Вы не получите сразу облегчения и разрешения проблем, поскольку попадёте из огня страстей «безответной любви» вовсе не в полымя, но в мороз трескучий и пронизывающий[9]. Ваш интеллект, в каком бы растрёпанном состоянии он ни был[10] к этому моменту, поостыв от страстей в этой стуже, не испытывая необходимости оправдывать привязанности[11] и Ваше подневольное им служение, должен будет переосмыслить и расставить по своим истинным местам многое, восстановив целостность: и свою собственную, и миропонимания. И он же после этого укажет Вам на свою — интеллекта — ограниченность и на то, что Вы ущербны и потому пребываете не в ладу с Неограниченностью Жизни во Вседержительности Божией, что представляет для Вас опасность (об опасности демонизма для самого́ демона — в следующем абзаце); и укажет Вам, что следует найти в жизни и принять в себя истинную Любовь, которая исцелит Вашу ущербность и приведёт в лад с Неограниченностью, — Любовь, которая не угнетает, не привязывает, а освобождает, окрыляет, дабы Вы могли воспарить из суеты. Однако, если Вы вырвете привязанности начисто или частично, то даже обретя какую-то свободу от прежних ограничений, но не пожелав научиться Любить, Вы станете демоном в человеческом обличье.

Последнее действительно опасно[12]: и для Вас лично, и для окружающих потому, что человеку не до́лжно быть демоном, бездушно оперирующим потоками информации ради своекорыстия или своекорыстия тех, кто властен над ним самим и прочими демонами в силу не знающего исключений принципа «каждый в меру понимания работает на свои интересы, а в меру непонимания — на интересы тех, кто понимает больше»[13]; но ему также не до́лжно быть и невольником привязанностей. Если же не вырвать терзающую привязанность, то, когда силы души перегорят в одной «безответной любви», всё, что останется не выгоревшим, а также и пепел прошлой «любви» начнёт пережигать вновь пришедшая страстная привязанность, вследствие чего Вы не будете счастливы в жизни сами и не сможете дать счастья другим[14]. Жизнь Ваша будет соответствовать описанному М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Дума»[15] или проблемам, переживаемым Демоном в одноимённой его же поэме.

Но после того, как Вы вырвете из своей души привязанность, то, если кто-то осознанно или бездумно злоупотреблял Вашей зависимостью от неё, такой человек испытает жесточайшее разочарование, по сравнению с которым прежняя Ваша «безответная любовь» покажется ему истинным счастьем. Но возможно, что эти новые обстоятельства, изменив качество его бытия, заставят и его переосмыслить своё отношение к Жизни и людям, вследствие чего и он сможет в своей душе взрастить Любовь.

Вырвать привязанность — не наилучший способ обрести независимость от неё, но обстоятельства могут сложиться и так, что индивид не созреет по своему миропониманию и нравственности, по самообладанию для того, чтобы обрести истинную свободу в Любви иным — не столь жёстким, а подчас и жестоко-безжалостным способом. Но всё же вырвать привязанность — лучше, чем быть ей подневольным.

По отношению же к Любви эпитеты «безответная», «односторонняя», «неразделённая», а тем более — «безумная», «слепая», «злая»[16], «страстная» и т.п. неуместны. Неуместны просто потому, что Любовь, будучи совокупностью совершенства, содержит основания и цели в себе самой, не лишая живущего ею ни ума-разума, ни полноты и первосвежести чувств, ни воли, не пережигая его жизнь во взрывах эмоций «вулкана страстей»[17]. Поэтому истинно Любят не за что-то, а просто потому, что не могут не Любить, и Любят даже вопреки тому, что уважать другого (других) не за что.

Это было показано в прямой форме в упоминавшихся уже́ фильмах «Доживём до понедельника» и «Первобытная сказка». А ещё ранее — в опере Н.А. Римского-Корсакова и В.И. Бель­ского «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907 г.) — было показано, что Любящий человек одаривает своею Любовью тех, с кем его сводит Бог, даже тогда, когда их есть за что презирать и ненавидеть[18]. Но как всегда, большинство позабыло или не пожелало соотнести со своей жизнью, подумать и понять.

Если же человек принимает в себя Любовь, то вместе с нею он обретает качество положительной эмоциональной самодостаточности, которое несравнимо с той эмоциональной подпиткой, которую могут дать и давали ему в прошлом привязанности и страсти, включая и «обалденный» секс.

Человек, несущий в себе Любовь, не подвластен угнетающим эмоциям.[19]

Его эмоциональное состояние не обусловлено окружающими обстоятельствами, поскольку для него реально ощутимо, что Вседержитель безошибочен и это — радость; не обусловлено тем, приняли его Любовь либо же нет, ибо Любовь по сути своей — свободный и щедрый дар, который, с одной стороны, невозможно кому-либо навязать, а с другой стороны, который протекает как вода сквозь пальцы того, к кому она обращена, если тот не удерживает её в ладонях встречным потоком Любви или хотя бы благодарности, но растопыривает пальцы пошире, чтобы заграбастать себе побольше Любви, излучаемой другим человеком. Кроме того, имея основания и цели в себе самой, Любовь не нуждается в ответном даре: если ответной Любви нет, это не проблема; если есть, то обе стороны в благодати.

И если Вы Любите, то не может возникнуть такой ситуации, когда Вы говорите другому человеку: «Я люблю тебя», — а спустя какое-то время, тем более в ходе семейной жизни с ним, Вы говорите ему: «Прости, я люблю другого». Если ситуация развивается по такому сценарию, то это означает, что Вы не Любили первого, не Любите и второго, но происходит перестройка системы Ваших привязанностей, и вследствие того, что Вы не свободны, Вы вынуждены одному сказать: «Прости, я тебя больше не Люблю», — а другому сказать: «Я тебя Люблю», — не зная, что в действительности Вы не любите никого.

К проявлениям Любви это не имеет никакого отношения, поскольку Любовь освобождает от привязанностей, и если бы Вы Любили, то были бы свободны, и соответственно у Вас не было бы причин разрушать Вашу же семью или дружбу. Если же Вы создали семью не на основе Любви, но Любовь всё же пришла к Вам потом, то она придаст совершенно иное качество уже сложившейся и возможно даже прежде того счастливой семье[20]. Любовь, придя раз, не уходит сама, и потому Вам не будет нужды когда-либо говорить одному человеку «я тебя больше не люблю», а другому «я тебя люблю, ты моя новая любовь».

Если же человек обретает Любовь до того, как он вступил в брак, то в Любви он свободен в избрании супруга. Однако — в силу того, что каждый человек обладает своеобразием судьбы и каждому необходимо выявить и разрешить свойственные его судьбе проблемы, то Любовь к избранному будет проявляться в помощи в выявлении и разрешении именно его своеобразных проблем. Иначе говоря, если избранницей некого мужчины стала некая «Маша», то её следует Любить не так, как «Таню», если бы «Таня» стала его избранницей; соответственно и для девушек и женщин — некоего «Петю» следует Любить иначе, а не так, как следовало бы любить «Васю», если бы избранником стал «Вася».

Но избрание кого-либо в супруги — не повод, чтобы отказать в Любви во всех иных аспектах жизни (кроме секса) всем прочим, с кем сводит человека Бог.

Но обязанность «индивидуального подхода», т.е. своеобразия проявлений Любви в конкретике жизненных обстоятельств относится ко всем её проявлениям без исключения, а не только к проявлениям Любви во взаимоотношениях супругов.

Любовь неизбежно обладает своеобразием при проявлении её в отношении каждого человека, поскольку суть Любви — в способствовании выявлению и разрешению проблем каждого конкретного человека, а комплекс проблем, обременяющих каждого человека обладает своеобразием. Иначе говоря, Любовь реализует принцип «каждому — ему необходимое», извращённый и дискредитированный фашизмом третьего рейха[21].

Тем не менее, эта особенность проявлений Любви во взаимоотношениях супругов приводит к пониманию смысла слова «суженый». Судьба — от Бога, многовариантный (в подавляющем большинстве случаев) сценарий (матрица) предстоящей жизни всякого человека. В нём есть вариант, который можно назвать «программа максимум», в которой наиболее полно реализуется потенциал личностного развития в русле Промысла. И есть вариант, который можно назвать «программа минимум»: при неспособности или нежелании реализовать «программу минимум» индивид уходит из жизни, исчерпав Божие попущение для него на совершение разного рода ошибок.

Судьбы людей включают в себя и их суженых супругов. Суженые друг другу — это те люди разного пола, которые став супругами, в наибольшей мере способны помочь друг другу в осуществлении «программ максимум» каждого из них, тем самым освобождая своих потомков, от необходимости исправлять многие ошибки алгоритмики своих родовых эгрегоров и открывая им более широкие возможности к воздействию на объемлющие эгрегоры в расширяющемся порядке их взаимной вложенности в ноосфере.

Соответственно дети, рождённые в Любви в браках суженых, обладают наилучшим врождённым потенциалом по отношению к иным возможным вариантам браков их родителей. Но многие браки заключаются не между сужеными в силу разных причин, что вызывает дополнительные трудности в осуществлении «программ максимум» каждого из супругов. Часть из этих трудностей достаётся их детям и последующим поколениям в качестве наследуемых жизненных обстоятельств, а также — и в виде ошибок в алгоритмике психики и проблем[22], которые им необходимо устранить и разрешить в их программах «максимум» и «минимум»[23]. И только в браке суженых наиболее полно реализуется потенциал тандемного принципа деятельности (см. Часть 1, раздел 5.10) не в какой-то узкой области профессиональной деятельности, а в Жизни вообще.

Если же брак состоялся не с суженым, то это не препятствие для Любви обоих супругов друг к другу, но то, что не может дать не суженый супруг, могут дать другие люди вне барака, однако это не может быть сексуальное удовлетворение: во-первых, эмоции Любящего не обусловлены сексом, вследствие чего при человечном типе строя психики секс без цели зачатия в Любви воспринимается как противоестественный; а во-вторых, это было бы для него следствием выпадением из состояния Любви или умышленного отказа от неё. Всё сказанное касается и культур, в которых многожёнство признаётся допустимым: и в них секс вне брака недопустим.

С суженым (суженой) можно разминуться или отвергнуть его (её) под воздействием собственного эгоизма. Но так же бесполезно искать его (её), пребывая под властью собственного эгоизма в вожделении реализовать «программу максимум». Самый надёжный способ соединиться с суженым — обрести Любовь, вследствие чего суженый (суженая) придёт сам (сама), точнее, — его (к нему либо к ней) приведёт Бог, и под властью Любви с ним (с нею) невозможно будет разминуться, а встретившись, — не опознать в таковом качестве. Воспрепятствовать этому может только эгоизм и порождаемые им вожделения «поиметь» в Жизни что-то из действительных или иллюзорных благ «мира сего» или «поиметь» кого-то.

Свобода выбора у индивида есть всегда, но свободы воли, если он повязан привязанностями, — нет. Его воля в каких-то своих устремлениях ограничивается привязанностями, и в таких ситуациях индивиду требуется сила воли, чтобы осуществить избранное или желательное, преодолев диктат привязанностей и прочих обстоятельств.

Если же человек обретает Любовь, которая освобождает его от привязанностей, то, поскольку привязанности перестают его сковывать, вместе с Любовью человек обретает и свободу воли.

Ещё раз напомним: воля — способность человека подчинять себя самого и течение событий вокруг него избранной им целесообразности; воля всегда действует с уровня сознания в психике в соответствии с осознаваемым смыслом (бессмысленной воли не бывает).

И тот человек, который Любит, — не собственник своей Любви, а только носитель и выразитель Любви Божией, также подаренной ему Свыше: Любовь — свободный и щедрый дар.

Однако, если человек Любит, то те, к кому обращена его Любовь, могут жаждать осознанно или бессознательно, чтобы он был зависим от них (либо как раб, либо как рабовладелец[24]), вследствие чего Любовь его будет восприниматься ими как «неправильная»[25] либо даже как откровенное зло и отсутствие Любви[26]. Но это уже беда их, а не Любящего: и именно в таком режиме работы личностной психики большинство из нас не в состоянии осознать адресованную каждому Любовь Божию, которая многим представляется либо несуществующей, либо «неправильной» — вслед­ст­вие свойственных каждому эгоизма и порождённых эгоизмом представлений о том, как их надо «любить правильно»[27].

Кроме того, в отличие от привязанностей, Любовь не искажает работы чувств и деятельности интеллекта. Тем не менее, если в поведение человека врывается не переосмысленная им порочная по сути своей информация, свойственная его памяти, человек может совершить ошибку и, сотворив что-то дурное в своём внутреннем или в общем всем внешнем мире[28], выпасть из состояния Любви на более или менее продолжительное время. Но ему самому то состояние, в которое он скатился из-за ошибки, будет омерзительным до такой степени, что он приложит все свои силы, чтобы вернуть в себя Любовь, без каких-либо к тому внешних понуканий.

И вследствие такого рода специфических свойств Любви и псевдо-Любви (нелюбви), реально в мире люди развиваются двояко:

  • либо под воздействием внешних обстоятельств, которые их, в конце концов, либо уничтожают, либо приводят к обретению Любви;
  • либо под воздействием горящей в них Любви.

Поверьте: второе лучше, хотя именно «приключения» и сопутствующее им «адреналиновое опьянение», неизбежные при первом варианте развития, многим представляются «полнотой жизни»[29].

Но действительно говорить о Любви тем, кто Любит, — нет необходимости, а говорить для тех, кто её не несёт в себе (и тем более воспринимает обращённые к нему речи без соображения), — это подобно тому, что сказать слово «мёд»: далеко не у каждого во рту от этого станет сладко; и уж совсем не каждый обнаружит, что у него во рту от произнесенного другим слова действительно появился настоящий мёд.

Тем, кто не несёт в себе Любви, но способен её нести, имеет смысл говорить только о том, что им известно или может быть известным, но не является Любовью, и что они по неведению своему, желая быть Любимыми и желая Любить[30], называют «Любовью» вопреки сути того, с чем имеют реально дело. И если они хотят Любить, то они найдут Любовь, благодаря такого рода подсказке, если примут подсказку; найдут, благодаря подсказке, быстрее, нежели нашли бы её сами, продираясь через суету и «экстрим» цивилизации, повязанные привязанностями, в том числе и безумно-страстными, по рукам и ногам. Поэтому здесь было сказано больше о том, что не являет собой Любовь, хотя и именуется в обществе привычно — «Любовью», и даже с какими-то эпитетами, хотя Любовь — проста и в эпитетах не нуждается, будучи совокупностью совершенства и имея основания и цели в себе самой.

Проявления же Любви и псевдо-Любви (нелюбви) всегда конкретны и своеобразны.

[1] Виссарион — Сергей Анатольевич Тороп, родился 14 января 1961 г., повзрослев, осознал, как сообщается о нём Церковью Последнего Завета, что второе пришествие Христа явлено миру в его лице, в новой плоти. Он переменил имя, начав именовать себя — Виссарион, что в переводе с греческого означает «Дающий жизнь», — и с 18 августа 1991 г. (в день начала деятельности ГКЧП в её непубличной составляющей) приступил к исполнению принятой им миссии. В открытое им учение уверовали многие в разных городах России, ближнего и дальнего зарубежья, в результате чего возникла «Церковь Последнего Завета». А книгу под названием «Последний Завет», по которой можно ознакомиться с этим учением, в конце 1990‑х гг. можно было купить во многих магазинах России. В интернете присутствует несколько сайтов (и среди них не только русскоязычные), которые принадлежат «Церкви Последнего Завета». Естественно, есть и те, кто отверг и «преобразившегося» Сергея Анатольевича, и изданный им «Последний Завет». Тем не менее, «Церковь Последнего Завета» живёт своею жизнью. С «Последним Заветом» мы знакомы по тексту третьего дополненного издания, выпущенного Издательством Общества Ведической Культуры в 1997 г. См. также публикацию «Последнего Завета» в интернете:
http://www.vissarion.ru/studies/index.htm.

Также отметим, что официальная биография «Виссариона», предоставляемая «Церковью Последнего Завета», не содержит неблаговидных для С.А. Торопа сведений, о которых можно узнать из Википедии и из некоторых других источников.

*** [2] В качестве иллюстраций использована фотография, взятая с сайта «Церкви Последнего Завета», и фрагмент картины М.А. Врубеля (1856 — 1910) «Демон».

[3] Формат ссылок на «Единый Завет» здесь и далее: «номер главы»:«номер стиха в главе».

[4] Свободы воли вне Любви не бывает; вне Любви есть свобода выбора и место для проявлений силы воли в борьбе с диктатом инстинктов, страстями, возникшими под воздействием разного рода привязанностей, диктатом «сильных мира сего», давлением норм культуры (не во всём и не всегда праведных), давлением обстоятельств и т.п.

[5] Любовь сильнее смерти — наше замечание при цитировании: её невозможно убить. Проблемы же большинства людей не в том, что они некогда убили в себе или в ком-то другом Любовь, а в том, что не научились Любить.

[6] В одной из таких ситуаций Ф.М. Достоевский и высказал, ставшее афоризмом, но по своей сути — клеветническое по отношению к Любви мнение, приведённое ранее.

[7] Об этом по сути один из эпизодов в одном из наиболее глубокомысленных советских фильмов «Доживём до понедельника» (Студия имени Горького. 1968 г. Режиссёр С. Ростоцкий. Сценарист Г. Полон­ский), который полезно посмотреть всем тем, кто его не видел или не «снизошёл» до просмотра этой «древнесовковости»; а всем тем, кто видел, — полезно вспомнить, чтобы переосмыслить.

Эпизод в спортзале. Школьная красавица Рита, после мимолётной ссоры со своим красавцем-почитателем, обращаясь к Гене Шестопалову, думая, что он без памяти, ума и воли в неё влюблён, и снисходя с позиций своей телесной красоты к внешне невзрачному, по её и многих других мнению, парню: У нас с тобой никогда ничего не получится. Понимаешь… Ты, Геночка, маленький… Я такой в седьмом классе была, как ты сейчас.

Гена: Хочешь правду? (Любовь безжалостна: наше пояснение при цитировании. Но правда, высказанная в Любви, способна подвигнуть другого человека к личностному развитию, хотя может быть в момент оглашения крайне неприятна и обидна для него, поскольку разрушает процесс самолюбования, в котором он живёт).

Рита: Ну?

Гена: Умом я знаю, что ты человек… так себе… Не луч света в тёмном царстве…

Рита: Скажите пожалуйста…

Гена: Я это знаю… Только стараюсь это не учитывать. (Любят других людей не за что-то, а от щедрот своей собственной души; любят даже вопреки тому, что уважать не за что — к последнему вопросу мы обратимся далее на основе рассмотрения сюжета оперы Н.А. Римского-Корсакова и В.И. Бельского «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»: наше пояснение при цитировании).

Рита: Что-что?

Гена: Не поймёшь ты, к сожалению, я и сам только позавчера это понял. (Важно то, что Гена, — ещё в подростковом возрасте, — понял наиглавнейший аспект Жизни: наше пояснение при цитировании. И если в дальнейшем подросток будет верен этому пониманию во всех без исключения ситуациях и будет жить под властью диктатуры совести, то он неизбежно состоится как человек).

Рита: Ну и что же ты понял… позавчера?

Гена: Что человеку необходимо состояние влюбленности в кого-нибудь или во что-нибудь… всегда… всю дорогу. (Точнее было бы сказать «непрестанно пребывать в состоянии Любви»: наше пояснение при цитировании. Это главное, что индивиду следует понять в жизни для того, чтобы состояться человеком). Иначе неинтересно жить (качество жизни, характеризуемое словами «интересно жить», — предполагает осознанность индивидуального смысла жизни; именно по этой причине — бессмысленности бытия — «рай без Любви» невозможен и становится адом: наше пояснение при цитировании). Ну а мне легче всего влюбиться в тебя. На безрыбье…

Рита: И тебе неважно, как я к тебе отношусь?

Гена: Нет. (Это — следствие самодостаточности Любви, имеющей основания и цели в себе самой).

Рита: Это не меняет дело. (А это — и ложь, поскольку признать факт утраты потенциала манипулирования и энергетического вампиризма самодовольной красавице проблемно, и покрывающая ложь иллюзия самодостаточности, порождаемая и непрестанно воспроизводимая самодовольством, влекущая за собой в силу жизненной несостоятельности множество проблем: наше пояснение при цитировании).

Гена: Была бы эта самая пружина внутри (метафора: пружина — аккумулятор энергии, силы, а без энергообеспечения деятельность, жизнедеятельность — невозможна; и поскольку в мире нет «не отформатированной» энергии — см. Часть 1, разделы 3.7 и 3.8 настоящего курса, — то энергия, «отформатированная» Любовью наилучшим образом применительно к складывающимся обстоятельствам, создаёт особенный жизненный потенциал: наше пояснение при цитировании). Так что можешь считать, что я влюблён (здесь тоже было бы точнее «Люблю», а не «влюблён»: наше пояснение при цитировании) не в тебя… А, допустим, в Черевичкину… (Черевичкина — в классе в статусе «гадкого утёнка», который по мнению большинства никогда не преобразится в красавицу «Василису Премудрую»).

Рита: Что… стихи-то, небось, легче писать? Ну вот и посвящай их теперь… Черевичкиной. Good luck (удачи). (Диалог восстановлен по публикации стенограммы разговоров персонажей фильма на сайте vvord.ru:
http://www.vvord.ru/Dozhivyom-do-ponedeljnika-7.html).

Для более широкого понимания этого диалога следует сказать несколько слов и об именах персонажей.

«Имя Маргарита (разг. Рита) происходит от латинского и греческого слов “Маргарита” — жемчужина, перламутр.

Имя хорошее, но холодное. Многоударная (МАР-ГАР-) и направленная (-ИТА) вибрация этого имени развертывает и одновременно как бы контролирует напор своей энергии. Ощущение мощи и тайной силы имени идёт из далекого прошлого, а не навеяно романом М. Булгакова» (http://www.alltaro.ru/names/women/Margarita.html).

Имя «Геннадий происходит от древнегреческого слова “геннадас” — благородный, родовитый, благородного происхождения.
Горячее и быстрое, но не очень хорошее имя. Оно воспринимается как нечто маленькое, угловатое, но весёлое (персонаж Рита именно так и относился к Гене: наше замечание при цитировании). В городах это имя появляется в единичных случаях, на селе — несколько чаще»
(http://www.alltaro.ru/names/men/Gennadiy.html).

[8] Т.е. обретя наконец-таки власть над инстинктами, что является необходимым шагом в деле формирования необратимо человечного типа строя психики.

[9] На этой стадии «застряли» в личностном развитии Снегурочка в одноимённой пьесе-сказке А.Н. Островского (1823 — 1886) и Царевна-Лебедь на одноимённой картине М.А. Врубеля (см., например по ссылке: http://smallbay.ru/artrussia/vrubel_zarevna-lebed.html).

[10] После воздействия страстей он в ином состоянии пребывать не может. Интеллект большинства можно уподобить живому дереву, которое непрестанно расщепляют на множество лучин, каждая из которых представляет обрывок какой-нибудь спутанной мысли.

[11] Необходимость оправдывать привязанности и страсти, в том числе и путём возведения их в ранг Любви, обусловлена строем психики. Типы строя психики (см. раздел 4.7 — Часть 1 настоящего курса) отличаются друг от друга в зависимости от того, что обладает наивысшим приоритетом, определяя линию поведения индивида. Здесь же просто напомним:

  • животный строй психики — поведение подчинено достижению целей, обусловленных инстинктами;
  • строй психики зомби-биоробота — в поведении автоматически отрабатываются программы, накопленные культурой и почёрпнутые из неё в готовом к употреблению виде, которые могут сдерживать проявления инстинктов;
  • демонический строй психики — в поведении преобладает собственное разумение и сила воли, способные переступить через диктат инстинктов и традиций, но индивид глух к обязанности человека жить в ладу с Высшим Промыслом, будучи наместником Божиим на Земле;
  • человечный строй психики — наивысшим приоритетом обладает стремление отдать всего себя осуществлению Божьего Промысла на основе беззаветной веры Богу в диалоге с Ним по жизни.

[12] Если от переосмысления нравственности и приведения своей ограниченности в лад с Неограниченностью Жизни отказаться, то можно повторить завершение собственной судьбы по типу Ф. Ницше, М.А. Вру­бе­ля и некоторых других незаурядных личностей, окончивших свои дни в психбольницах. Однако такой итог — не автоматическое следствие вырывания привязанностей: он обусловлен отказом самой личности от праведной реализации возможностей её развития.

[13] Он работает и в отношении Любящих, действующих в русле Промысла, но в этом случае «сопутствующие эффекты», проистекающие из ограниченности понимания, не обесценивают достигаемый человеком результат, а повышают его качество…

[14] Был ли счастлив Ф.М. Достоевский? были ли счастливы те, кого он одарил своею «любовью»? Что благого воплотили в жизнь те, кто оказался под властью его идейного наследия? — Если выйти из под власти библейской культуры, то на все эти вопросы ответ отрицательный… А ведь был дарован Свыше человеку потенциал.

[15] Первая строка: «Печально я гляжу на наше поколенье!» (1837 г.).

[16] В упоминавшемся ранее фильме «Доживём до понедельника» один из персонажей — завуч школы, одинокая женщина предпенсионного возраста, с не сложившейся судьбой. В одном из разговоров она роняет фразу: «Любовь зла», — в которой выразилось её собственное неумение Любить, объясняющее как неблагоустроенность её собственной жизни (т.е. нереализованность судьбы в наилучшем её варианте), так и неспособность реализовать благонамеренность в жизни и профессиональной деятельности (в школе — это воспитание и образование готовящихся к взрослой жизни новых поколений).

[17] Фильм «Бриллиантовая рука» (1968 г.), «вулкан страстей» — метафора, многократно повторяемая в песне «Помоги мне!».

[18] С текстом либретто можно ознакомиться в интернете:
http://rozamira.org/lib/names/r/rimskii-korsakov/kitezh.htm и др. За него В.И. Бельскому была присуждена Пушкинская премия, и с этой оценкой следует согласиться, поскольку текст «Сказания» — одно из наиболее философски-глубоких и праведных произведений Русской литературы.

В сюжете оперы Феврония воплощает в жизнь Любовь, разрешая все ситуации, в которые попадает, ко благу всех, кто оказывается в этих ситуациях вместе с нею. Значение имени «Феврония» — «лучезарная», «вечное видение».

Один из персонажей оперы — Гришка-Кутерьма. Это пьяница, глумливый тип, трус, то, что называется «отбросы общества», воплощённое блядство в «мужском» обличии. Будучи захвачен в плен, он, испугавшись пыток, соглашается провести вражье войско к сакральному граду — Великому Китежу. При этом он предлагает пустить слух в народе, что путь врагу к сакральному граду указала невеста княжича Всеволода — Феврония, которая тоже попала в плен.

Кутерьма поздно вечером вывел врага к озеру, за которым расположился город. Вражье войско предалось разгулу. Когда все враги под воздействием выпивки и усталости угомонились, Феврония рано по утру освобождает Кутерьму от пут, но тот к этому времени помутился окончательно рассудком. Видя в озере отражение города под зримо пустым берегом, Кутерьма убегает в лес, увлекая за собой Февронию. После этого они странствуют, и Феврония заботится о нём как о малом ребёнке, поучая жизни и молитве. В итоге Феврония переходит в иную реальность и оказывается в сокрытом Китеже. А Кутерьма остаётся жить на Земле. Но и в иной реальности Китежа, Феврония помнит про злодея-горемыку Гришку-Кутерьму и старается помочь ему: «Там в лесу остался Гришенька; / Он душой и телом немощен, / Что ребёнок стал он разумом…/ Как бы Гришеньку в сей град ввести?» И получив ответ от князя Юрия (Не приспело время Гришино: Сердце к свету в нём не просится), Феврония после этого из Богом сохранённого града Великого Китежа отсылает Гришке-Кутерьме и Русскому люду письмо, в котором призывает к праведной жизни. Письмо заканчивается словами: «Кто же в град сей внидет, государь мой?

Князь Юрий (подсказывая писцу): Всяк, кто ум не раздвоён имея, Паче жизни в граде быть восхощет».

После первых постановок оперы рос­сий­ские пра­вя­щий класс и прочая «просвещённая публика» ока­зал­ись са­мо­на­де­ян­но глупы и сочли опе­ру «вя­лой», «чрез­мер­но серь­ёз­ной по со­дер­жа­нию», «хо­лод­но-рассудоч­ной» или «елей­но-мис­тич­ной», «не­дос­та­точ­но стро­гой по от­но­ше­нию к пре­да­те­лю Гриш­ке-Ку­терь­ме» (в кавычках — характеристики из рецензий тех лет). Но за ку­терь­му бессмыс­ли­цы, что были в их го­ло­вах, и своё нежелание учиться Любить многие из них дос­та­точ­но стро­го по­пла­тили­сь по­сле 1917 г.: это было одним из аспектов безжалостности Любви.

[19] Именно по этой причине, приводя в разделе 5.9 Части 1 буддистское выражение: «Мудрость без сострадания — суха и вредоносна. Сострадание без мудрости — слепо и немощно. Не пренебрегайте ни мудростью, ни состраданием», — мы отметили, что было бы точнее употребить здесь вместо термина «сострадание» термин «сопереживание», поскольку он сопрягает чувства и мудрость, не нарушая эмоционально-смыслового строя личности, и тем самым открывает дорогу Любви и её проявлениям.

[20] В фильме «Свадебный переполох» (США, 2001 г. Режиссёр Адам Шэнкман, в главных ролях: Мэри Фиоре — Дженнифер Лопес, Стив — Мэтью Мак-Конахи) в семье родителей Мэри Фиоре всё и протекало таким образом: сговор их родителей; начало семейной жизни юноши и девушки, познакомившихся на свадьбе, во взаимном отчуждении по долгу послушания родителям; приход Любви и преображение жизни семьи; Мэри, выросшая в Любви.

[21] «Ка́ждому своё (лат. suum cuique (суум куиквэ)), варианты перевода — всякому своё; каждому по его заслугам) — классический принцип справедливости. В Новейшей истории фраза получила печальную известность как надпись, сделанная немецкими нацистами над входом в концентрационный лагерь смерти Бухенвальд, — Jedem das Seine. В современном использовании, особенно в Германии и оккупированных ею во время Второй мировой войны странах, фраза воспринимается с негативным оттенком, поскольку имеет устойчивую ассоциацию с третьим рейхом» (на основе статьи в Википедии).

[22] В ряде вероучений этот комплекс наследуемых проблем называется «первородный грех». Но это не грех, за который человек несёт ответственность перед Богом, а комплекс проблем, которые он должен разрешить, или преодолеть их воздействие на жизнь. И его личным грехом будет уклонение от решения и преодоления этих проблем. В этом знамение целостности мира и единства всего человечества в прошедшей и будущей череде поколений.

[23] Более обстоятельно вопросы формирования духовного (эгрегориального информационно-алгоритмического) наследия, которое обретает каждый, входя в жизнь, рассмотрены в работах ВП СССР «О расовых доктринах: несостоятельны, но правдоподобны» и «Разрешение проблем национальных взаимоотношений в русле Концепции общественной безопасности. О ликвидации системы эксплуатации “человека человеком” во многонациональном обществе».

[24] Рабовладелец — тоже не свободен, он зависим и от своих рабов персонально, и от системы рабовладения в целом. В этой связи напомним о телефильме «Эзоп» (по мотивам пьесы бразильского драматурга Гильерми Фи­ге­ре­й­до «Лиса и виноград». «Лентелефильм», 1981 г.): см. Часть 3 (том 2), раздел 9.4, одна из сносок.

[25] В фильме «Доживём до понедельника» с точки зрения красавицы Риты Любовь к ней Гены — как раз и есть такого рода «неправильная любовь», поскольку Гена от неё независим.

[26] Особенно в тех случаях, когда Любовь проявляет свою безжалостность: жалость — это не Любовь, поскольку жалость не разрешает проблем, а имеет целью остановить или уменьшить му́ки, страдания, вызываемые проблемами; при этом в жизни достаточно часто жалость, проявленная сегодня, открывает возможности к преумножению страданий в будущем вследствие усугубления прежних проблем и появления новых; а Любовь, разрешая проблемы, не всегда при этом обеспечивает хотя бы «анестезию», не говоря уж о «кайфе»; а иногда сопровождается нанесением ущерба, но меньшего, чем принесла бы проблема в будущем, — в силу того, что возможности воздействия человека на мир ограничены.

[27] В миропонимании эгоиста: «Эгоист — это человек, который любит себя больше, чем меня»…

[28] Это может быть следствием неустойчивости преемственной последовательности обработки информации в личностной психике: «Озарение Различением от Бога Þ Внимание самого индивида Þ Волевое решение об осмыслении обретённого в озарении Различением Þ Интеллект в работе с мировоззрением и миропониманием Þ Изменившиеся мировоззрение и миропонимание Þ Осмысленно волевые действия в конкретике течения событий в Жизни Þ Подтверждение или опровержение адекватности осмысления на основе принципа «практика — критерий истины» в конкретике жизненных обстоятельств».

[29] Приверженные первому варианту развития должны постоянно помнить и соотносить свои намерения и происходящее с народной мудростью: В экстремальных развлечениях главное вовремя заметить, когда заканчивается «экстрим» и начинается реальная беда, подчас необратимая по своим последствиям.

[30] Стремление к этому заложено в человека Свыше (см. стихотворение М.Ю. Ле­р­монтова «Когда б в покорности незнанья…»), хотя суета мира сего может его заглушить.