10.1.1. Взаимодействие популяции со средой обитания

Раздела 10.1. Общебиологическое и специфически-человеческое в жизни цивилизации: индивид, общество, культурa, «мистика» — взаимосвязи

 

Освещение тематики раздела 10.1 начнём с общебиологических явлений, поскольку биология вида «Человек разумный» — фундамент его социальности и культуры, вследствие чего адекватное понимание сути и перспектив человечества без понимания взаимосвязей социальных и общебиосферных явлений — невозможно. Обратимся к рассмотрению такого общебиологического явления, как взаимодействие популяции биологического вида многоклеточных со средой обитания в преемственности поколений.

Все многоклеточные в биосфере Земли имеют хромосомный аппарат, являющийся наиболее изученной компонентой их генетического механизма. Наряду с хромосомным аппаратом в биохимических процессах в работе генетического механизма многоклеточных участвует митохондриальный геном — митохондриальная ДНК, которая содержится в митохондриях клеток[1], а не в хромосомах клеточного ядра. Кроме того видовой генетический механизм включает в себя ещё и биополевую составляющую (как организменно-индивидуальную, так и коллективные — популяционную и общевидовую), существование которой материалистическая наука до недавнего времени полностью игнорировала, вследствие чего биополевая составляющая к настоящему времени является практически не изученной[2].

В жизни биологического вида геном, включающий в себя хромосомный аппарат и митохондриальную ДНК, помимо того, что обеспечивает взаимодействие с биополевой составляющей видового генетического механизма, решает две задачи:

  • на протяжении всей жизни особи он является вещественным носителем информации, отличающей данный организм от всех прочих, и алгоритмики (программ) построения и функционирования плоти (вещественного тела) организма;
  • в преемственности поколений в жизни популяции биологического вида он (в составе генетического механизма вида в целом) обеспечивает за счёт потока мутаций так называемой «ненаправленной изменчивости» приспособление (адаптацию) популяции к медленно (по отношению к смене поколений) меняющемуся характеру воздействия внешней среды на популяцию в целом и на особей в её составе (это взаимодействие среды и генетического механизма биологического вида получило название «естественный отбор»)[3].

Но в полном спектре факторов, воздействующих на любую популяцию, всегда есть факторы, воздействие которых носит быстрый по отношению к смене поколений характер, в силу чего генетический механизм вида в принципе не способен к ним подстроиться. К воздействию такого рода факторов должны быть приспособлены все особи, которые с ним сталкиваются в своей жизни, поскольку в противном случае не приспособленные особи терпят больший или меньший ущерб (вплоть до гибели); как следствие, при массовом воздействии такого рода факторов, больший или меньший ущерб (вплоть до исчезновения из состава биоценоза) терпит и вся популяция.

Жизнь популяции представляет собой статистику взаимодействия со средой входящих в её состав особей. Взаимодействие особей со средой требует соответствующего информационно-алгоритмического обеспечения. Если войти в рассмотрение структуры информационно-алго­рит­мического обеспечения разных биологических видов, то всякий биологический вид многоклеточных может быть отнесён к одной из двух категорий:

  • виды, в которых информационно-алгоритмическое обеспечение поведения взрослых особей полностью запрограммировано генетически (таковы растения, моллюски, кишечнополостные, насекомые) — оно передаётся в готовом к употреблению виде по наследству от поколения к поколению на основе генетического механизма вида и «инсталлируется» в организме в процессе выполнения генетической программы развития организма, начиная от момента образования зиготы (первой клетки нового организма);
  • виды, в которых информационно-алгоритмическое поведение взрослых особей включает в себя две составляющие:

Ø генетически обусловленную, которая (как и в первом случае) передаётся в готовом к употреблению виде от поколения к поколению и «инсталлируется» в процессе выполнения генетической программы развития организма;

Ø индивидуально нарабатываемое особью в процессе взаимодействия со средой на протяжении всей её жизни.

Виды, относимые ко второй категории, отличаются друг от друга как общим объёмом и функционально ориентированным составом каждой из компонент информационно-алгоритми­чес­кого обеспечения поведения взрослых особей, так и соотношением их долей. Кроме того, среди видов, относящихся к этой категории, есть виды, в которых отсутствует какая бы то ни было забота и воспитание со стороны представителей старших поколений в отношении молодняка, вследствие чего все особи нарабатывают внегенетически обусловленную компоненту своего информационно-алгоритмического обеспечения самостоятельно (таковы по­ч­ти все рыбы и «яйцекладущие»[4]). Но в этой же категории есть виды, в которых забота родителей или иных представителей старших поколений о молодняке и воспитание старшими младших в большей или меньшей мере выражены, благодаря чему некоторая доля внегенетически обусловленного информационно-алгорит­ми­чес­кого обеспечения перенимается молодняком у других особей (и прежде всего у взрослых) или вырабатывается под их руководством в процессе внутрипопуляционного общения.

Соответственно этим видовым особенностям и внегенетическая составляющая информационно-алгоритмического обеспечения во многих видах не однородна по своему составу и включает в себя две взаимосвязанные компоненты:

  • первая представляет собой индивидуальные наработки особей, которые если и распростра­нены в популяции достаточно широко, то только благодаря тому, что все их носители выработали их во взаимодействии со средой обитания независимо друг от друга более или менее единообразно (в этом единообразии проявляется объективность Меры — матрицы возможных состояний);
  • вторая наличествует не во всех биологических видах и невозможна без первой — она включает в себя такие наработки, которые распространяются в популяции за счёт того, что наработки одних особей перенимаются в готовом к употреблению виде другими особями, чьё непосредственное взаимодействие с факторами среды, послужившими причиной возникновения в популяции соответствующих наработок, — не является обязательным, по крайней мере, в ходе перенятия этих наработок у других особей.

По сути вторая компонента внегенетической составляющей информационно-алгоритми­чес­ко­го обеспечения представляет собой культуру вне зависимости от природы и характера тех каналов информационного обмена между особями, на основе которых наработки одних становятся достоянием других.

Без первой компоненты культура не может ни возникнуть, ни развиваться, но при этом её характер оказывает воздействие на первую компоненту либо подавляя её, либо формируя для неё культурные оболочки. Если культура такова, что подавляет первую составляющую, то такая культура обречена на деградацию вплоть до полного исчезновения: как минимум её самой, а как максимум — и её носителей.

И по существу своему первая из двух названных выше компонент культуры представляет собой генетически запрограммированный познавательно-творческий потен­ци­ал в процессе его реализации.

Т.е. сама возможность культуры и потенциал её развития запрограммированы генетически. Как уже отмечалось ранее: культура человеческих обществ — совокупность всего информационно-алгоритмичес­ко­го обеспечения жизни людей, не передаваемого от поколения к поколению в готовом к употреблению виде на основе генетического механизма вида «Человек разумный». Эта формулировка в Концепции общественной безопасности — определение.

Но в соответствии с вышеизложенным пониманием общебиологического явления, получившего название «культура»[5] в человеческом обществе, человечество — не единственный в биосфере Земли вид, несущий своеобразную видовую культуру[6].

И в зависимости от характера информационно-алгоритми­чес­ко­го обеспечения особей, популяции разных биологических видов по-разному взаимодействуют со средой обитания.

Реакции на воздействия среды обитания со стороны особей биологических видов, чьё информационно-алгоритмическое обес­пе­чение полностью запрограммировано генетически, а внегенетическая составляющая отсутствует или крайне незначительна по объёму, — предельно негибкая. Вследствие этого в каждом поколении под воздействием факторов среды обитания в таких видах, даже не успев дать потомства, гибнет множество особей. Такие биологические виды существуют в биосфере устойчиво в преемственности поколений благодаря своей исключительно высокой плодовитости. Примерами этого являются большинство насекомых и многие растения (если считать по соотношению «урожай семян / количество взрослых растений в следующем поколении»).

В биологических видах, информационно-алгоритмическое обеспечение которых включает в себя внегенетическую составляющую, но в которых нет заботы и воспитания со стороны старших поколений в отношении подрастающего молодняка, наибольшая доля гибели особей в ходе взаимодействия со средой приходится на зародышево-личиночный период и детство до вступления в зрелость. Примерами этого являются большинство рыб, «яйцекладущие» (не в строгом значении этого слова в биологической науке): в частности, крокодилы — взрослыми становятся примерно 1 из 10 вылупившихся крокодильчиков.

Показатели устойчивости особи вида во взаимодействии со средой у биологических видов нарастают по мере роста общего объёма и относительной доли внегенетически обусловленной компоненты информационно-алгоритмического обеспечения поведения. И соответственно росту общего объёма и доли внегенетически обусловленной составляющей информационно-алгорит­ми­ческого обеспечения в жизни вида возрастает значимость в формировании взрослой особи как непосредственной заботы и воспитания старшими поколениями молодняка, так и некой своеобразно-видовой культуры.

При этом рост способности особей видов к выживанию во взаимодействии со средой за счёт увеличения объёма внегенетически обусловленной составляющей информационно-алго­рит­ми­чес­кого обеспечения сопровождается снижением плодовитости и увеличением продолжительности детства и подросткового периода, на протяжении которых происходит не только отработка генетической программы развития организма, но и освоение особями разнородного внегенетически обусловленного информационно-алго­ритмического обеспечения поведения.

[1] У большинства многоклеточных организмов митохондриальная ДНК передаётся практически полностью по материнской линии: яйцеклетка содержит от 100 000 до 1 000 000 копий митохондриальной ДНК, в то время как сперматозоид вследствие того, что содержит в себе весьма малое количество митохондрий, несёт лишь 100 — 1 000 копий, и кроме того имеет место деградация митохондриальной ДНК сперматозоида уже после оплодотворения яйцеклетки. Соответственно технологии клонирования организмов, не осуществляющие перенос митохондриальной ДНК и очистку базовой яйцеклетки (в которую переносится ядро одной из клеток клонируемого организма) от её собственной митохондриальной ДНК, дают не вполне точных клонов.

Митохондрия — один из видов органоидов клетки. Количество митохондрий в клетках доходит до нескольких тысяч. Одна из функций митохондрий — выработка энергии для работы других органоидов и клетки в целом.

[2] О том, что биополевая компонента генетического механизма — не выдумка, см. материалы сайта «Лингвистико-волновая генетика» академика РАЕН и РАМТН П.П. Гаряева: http://www.wavegenetic.ru/, и далее русскоязычная версия: http://www.wavegenetic.ru/ru/; см. также:
http://vp777.ucoz.ru/news/2009-05-19-44.

[3] Биополевая составляющая генетического механизма в «естественном отборе» проявляется в том, что некоторые генетические изменения в статистике проявления в популяции определённых признаков, наступают упреждающе по отношению к появлению факторов среды обитания, в которых эти признаки окажутся полезными.

В частности давно замечено, что увеличение доли рождения мальчиков в истории человечества носит упреждающий характер по отношению к войнам, в которых доля биологически преждевременных смертей мужчин вследствие боевых потерь выше, чем доля смертей женщин в тылах.

[4] Не в биологически строгом ныне принятом значении термина «яйцекладущие», как обозначения одного из отрядов млекопитающих (иначе называемого «однопроходные»), а в том смысле, что родители совокупились, самки отложили яйца в почву и покинули место яйцекладки. Погодные условия обеспечили энергетическую поддержку развития зародышей. Когда настало время, потомство вылупилось, после чего каждая особь оказывается наедине со средой обитания. Так размножаются морские черепахи, крокодилы и некоторые другие виды. Если икру считать разновидностью яиц, то большинство видов рыб, ракообразных, земноводных живут так же.

[5] Данное нами определение термина «культура» лежит вне традиционного понимания культуры как социального явления, согласно которому культура общества подразделяется на «духовную» и «материальную». Такое подразделение — следствие Я-центризма и миропонимания на основе соответствующего Я-центризму набора предельных обобщений — пространство и время (как вместилища) вещество («грубая материя»), дух («тонкие материи», носитель смысла и сил, воздействующих на вещественные — грубо-материальные образования).

В соотнесении с исторически сложившимся традиционным пониманием данное нами определение культуры раскрывает суть того, что принято называть «духовная культура». «Материальная культура» общества — следствие и выражение «духовной культуры».

На уровне рассмотрения личности «духовная культура» также присутствует: это — личностная культура, та часть «духовной культуры» общества (информации и алгоритмики), которую личность восприняла в себя и плюс её собственные наработки. А вот, что касается личностной «материальной культуры», то в традиционном миропонимании её нет, а то, что могло бы характеризоваться этим термином, характеризуется другими словами — произведение (авторской деятельности), достояние, собственность.

[6] Слово «орангутаны» вошло в языки всех цивилизованных народов как название одного из видов обезьян. Но мало кто знает, что оно заимствовано из языка нецивилизованного племени, рядом с которым в джунглях и жила одна из популяций этого вида обезьян. И на языке этого племени «орангутаны» означает «лесные люди». Судя по всему, нецивилизованные дикари дали такое наименование обезьянам, поскольку не видели принципиальных различий между ними и собой. Можно подумать, что «дикари и есть дикари»: цивилизации нет, науки нет, — вот и произвели обезьян в «человеки».

Однако прошло несколько столетий с того времени, как этот вид обезьян был описан наукой и слово «оран­гу­тан» вошло в лексикон зоологии, и вот — в ХХ веке зоологи, исследуя жизнь в природной среде обезьян, выявили, что популяции некоторых видов обезьян отличаются друг от друга жизненными навыками, передаваемыми на основе «социальной организации» стаи. Это явление, по своей сути аналогичное культуре человеческого общества, зоологи тоже определили как своеобразную «куль­туру». В частности этой теме посвящена публикация в газете «Известия» от 8 января 2003 г. «Орангутаны — культурное племя». В ней сообщается:

«В ходе исследований, которое 10 лет вела международная команда под руководством Карела ван Шейка из американского университета Duke (один из наиболее авторитетных вузов США: входит в десятку «наиболее престижных»: — наше пояснение при цитировании), выяснилось, что у орангутанов, которые считаются одними из родственников человека, имеется культура. Само по себе приятно. Но важнее другое: история человеческой культуры ещё древней, чем предполагалось ранее. Выявлены 24 модели поведения орангутанов, которые передаются путём имитации и являются прямым признаком культуры. Культурное поведение возникло 14 млн. лет назад, когда орангутаны сформировались как самостоятельный вид. (…)

Один из примеров культурного поведения орангутанов — использование листьев в качестве салфеток и перчаток. У человекообразных приматов есть рациональные модели, когда с помощью палки они сбивают насекомых с дерева, есть и такие, что служат забаве. Орангутаны придумали ритуал: укладываясь спать, сдувают с ладони невидимые предметы. Некоторые занимаются спортом: съезжают, как с горки, с поваленных деревьев, при торможении хватаясь за ветви.

Поводом для исследований послужил тот факт, что некоторые орангутаны пользуются орудиями труда, а другие в руки их не берут. “Поначалу мы растерялись, когда поняли, что следует из наших данных”, — говорит ван Шейк. Работа стала продолжением изучения зачатков культуры у шимпанзе, которая тоже заняла 10 лет. Было выявлено 39 парадигм культурного поведения — в результате культура приматов получила датировку в 7 млн. лет» (интернет-адрес публикации: http://www.izvestia.ru/science/article28471).

[7] В частности по показателю «отношение массы мозга взрослой особи к массе мозга новорождённого» человек лидирует в нынешней биосфере. Доведение мозга до степени развитости, обеспечивающей полную его функциональность, происходит в период взросления и во многом обусловлено предысторией зачатия, внутриутробным развитием, и только потом — характером воспитания и воздействием на личность культуры общества. Об этом далее в Части 4 настоящего курса — разделы 17, 19.1, 19.3 (том 5).

[8] Т.е. положение общества в постсоветской России в 1990‑е — 2000‑е гг., когда сирот и беспризорников (и это — при живых родителях и других родственниках!!!) больше, чем было в послевоенные годы, — показатель крайнего нравственно-этического и биологического нездоровья населения.

[9] Культура всё же — не субъект, и не может осмысленно или эмоционально относиться к чему-либо, как это свойственно человеку, по какой причине мы взяли это слово в кавычки. Но в её алгоритмике присутствует то, что лучше всего характеризуется словом «отношение».