6. Дианетика по Хаббарду

 

 

Настоящий раздел не следует рассматривать в качестве одного из руководств по дианетике тем более, что мы решаем совсем другие задачи. Мы затронем только некоторые, на наш взгляд, наиболее значимые утверждения Л.Р.Хаб­бар­да, высказанные им в книге “Ди­а­не­ти­ка. Современная наука душевного здоровья”. Её первое издание вы­шло в свет 9 мая 1950 г. в США. Книга сразу стала бест­сел­лером, после чего она неоднократно переиздавалась во многих странах мира.

Однако, прежде чем обращаться к дианетике по Хаббарду, необходимо ознакомиться с мировоззрением, которое в ней выразилось. Л.Р.Хаббард пишет:

«Человечество всегда стремилось найти цель жизни, простейший общий знаменатель всей своей деятельности, динамический принцип существования. Если бы он был открыт, появились бы ответы на мно­гие другие вопросы. Например, был бы объяснен феномен поведения человека, и это привело бы к разрешению основных проблем человече­ства; и самое главное — эти ответы стали бы действительной помощью в решении конкретных жизненных задач.

Представьте, что все знания человечества разделены демаркационной линией. Всё, что находится выше неё, не столь необходимо для разрешения проблемы аберраций и общих недостатков человека и не известно точно. Эта сфера мышления включила бы в себя такие облас­ти, как метафизика[1] и мистицизм[2]. Под демаркационной линией разместилась бы ограниченная, имеющая пределы вселенная, уже ис­сле­дованная или еще неизвестная, в которой всё можно ощутить, пере­жить или измерить. Уже известную информацию об этой вселенной мож­но классифицировать как научную истину в то время, когда она была воспринята чувствами, пережита или измерена. Все факторы не­обхо­димые для создания науки о разуме, были найдены именно в ограниченной вселенной, прочувствованы, измерены, и пережиты и стали научной истиной. Ограниченная вселенная содержит время, про­странство, энергию и жизнь. Ни в каких других факторах нет необходимости для нашего уравнения. Время, пространство, энергия и жизнь обладают одним общим знаменателем. Для аналогии можно представить, что время, пространство, энергия и жизнь родились в одной общей точке, где им было приказано продолжать свое существование до каких-то почти бесконечных пределов в будущем. Им было сказано только то, что делать. Единственной командой, которой они подчиняются, стал призыв «Выживай!»

ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
СУЩЕСТВОВАНИЯ — ВЫЖИВАНИЕ

Цель жизни — бесконечное выживание. Человек — одна из форм жизни. Во всех своих действиях и целях он подчиняется одной команде: «Выживай!».» — “Дианетика”, с. 25, 26.

«Выживай!» качественно отличается от «Живите!». И поскольку сам Л.Р.Хаббард в “Дианетике” повёл речь о глубинных информационных потоках в психике человека, то необходимо ясно осознавать, что предельное обобщение «Выживай!», обращенное к индивидуалисту, это — мировоззренческая основа, которая и разделила всё на две категории:

  • то, что значимо для выживания (но не для Жизни с избытком[3]),
  • и то, чем можно пренебречь,

— определив тем самым и содержание дианетики по Хаббарду.

И в зависимости от того, что признается истинным: «Выживай!» либо «Живите!» — получится то либо иное по содержанию Учение о душевном здоровье человека и общества и о способах его обретения и поддержания как в течение жизни индивида, так и в преемственности поколений в обществе. «Выживание» в дианетике это — термин, определяющий единственную цель существования индивида. Но в Объективной реальности необходимость выживания появляется у кого-то только тогда, когда он уклонится от путей нормального течения Жизни, вследствие чего вынужден как-то преодолевать Божеское попущение в отношении себя.

Мы исходим из того, что нормально не «Выживай!», а «Живите!». Необходимость «выживания» и «Выживай!» при таком взгляде — аварийный режим существования, следствие нарушения заповеди «Живите!».

Теперь обратимся к содержанию дианетики по Хаббарду. Прежде всего необходимо ознакомиться с принятыми в ней специфическими терминами и их смысловой нагрузкой. Следует понимать, что тер­ми­нологические нововведения дианетики не самоцель, а средство обозначить одним словом те явления, для описания которых без введения специальных терминов потребовалось бы многословие, что затруднило бы изложение. Так как в определении одного термина участвуют и дру­гие термины, то следует ознакомиться со всей основной совокупностью терми­нологических нововведений дианетики сразу. После этого каждый из терминов будет понятен.

«В Дианетике человек в его оптимальном состоянии называется клир. Это слово будет часто встречаться в книге, как в форме сущес­т­ви­тельного, так и глагола («клировать»).» — “Дианетика”, с. 13.

Там же дается сноска, еще раз поясняющая термин «клир»:

«Клир: человек без аберраций. Он рационален, поскольку приходит к наилучшим возможным решениям, основываясь на имеющихся данных и на собственной точке зрения. Клир не имеет инграмм, которые могли бы быть рестимулированы и нарушили бы правильность его расчетов, внося в них скрытую и неверную информацию. Состояние клир является целью Дианетической терапии. Терпение и немного уче­бы помогут достичь этой цели. Термин происходит от английского сло­ва «clear», что значит «ясный», «чистый».»

Иными словами, с точки зрения дианетики «клир» — это норма психического здоровья человека, при достижении которой осуще­с­т­вляется наилучшее управление как физиологией организма, так и обстоятельствами, порождаемыми человеком-клиром в общественной жизни. Причем «клир» это — норма, определяемая не по среднестатистическим данным, выявленным в социологических исследованиях, а по объективным показателям конкретной личности:

«Нормальный — термин в психологии, обозначающий нормального индивидуума, так сказать, среднего человека. Интеллектуальный уровень и поведение “нормального” человека — это среднее по­ведение всего населения. Нет ничего хорошего в таком “нор­маль­ном”, потому что он сильно аберрирован.» — сноска, сделанная Л.Р.Хаббардом, “Дианетика”, с. 201.

«Любой человек может быть клиром, если он не потерял части мозга в результате операции[4] или несчастного случая или не был рожден с серьезным дефектом нервной системы.» — “Дианетика”, с. 24.

«Аберрация (биол.), 1) в морфологии[5] и физиологии всякое отклонение в строении и функциях от типичного образца; обычно употребляется для обозначения индивидуальных отклонений от нормы.» — “Большая Советская Энциклопедия”, изд. 3 (далее при ссылках на неё «БСЭ»), т. 1, с. 20.

Не только в биологии, но и во многих других разделах знания термин «аберрация» употребляется в смысле отклонения от нормы, а также для обозначения реальных отклонений от теоретического или расчетного результата при осуществлении на практике какого-либо теоретически обоснованного действия и т.п.

В контексте дианетики «аберрация» — отклонение психичес­кой деятельности индивида от её наилучшего возможного порядка. Аберрации выражаются в жизни как психические заболевания, психосоматические[6] за­бо­ле­вания, а также как понижение возможностей интеллекта человека. Как следствие аберрации выливаются в ошибочность поведения человека, если более точно, то в статистику ошибок, совершаемых в тех или иных жизненных обстоятельствах, в результате чего ущерб терпит и сам аберрированный, и окружающие. Это всё, как минимум, со­здает неудобства для самого человека, а как максимум — представляет опасность для окружающих.

Вся жизнь человека в дианетике рассматривается как совокупность «динамик». Если быть текстуально точным, то «Выживание, принятое за единственную цель, подразделяется на четыре динамики.» — «Фунда­мен­тальные аксиомы Дианетики», помещенные на переднем форзаце книги.

Термин «динамика» имеет следующее значение:

«Динамика: стремление к жизни, энергичность и настойчивость в выживании.» — “Дианетика”, Глоссарий, с. 516.

Иными словами все динамики в дианетике относятся к осознанному целеполаганию и осознанной деятельности по осуществлению избранных целей. Дианетика выделяет четыре динамики (“Дианетика”, с. 43). Но, чтобы не возвращаться в дальнейшем к их перечислению, мы обратимся к саентологии, в которой число выявленных динамик расширено до восьми. Первые четыре динамики дианетики и саентологии совпадают.

«Первая динамика — это стремление индивидуума к существованию в качестве самого себя.(…)

Вторая динамика — это стремление к существованию посредством сексуальной деятельности. Эта динамика в действительности состоит из двух частей. Вторая динамика — это (а) собственно половой акт и (б) семья, включая воспитание детей. Эту динамику можно назвать динамикой секса.[7]

Третья динамика — это стремление к существованию в группах индивидов. (…) Эту динамику можно назвать динамикой группы.

Четвертая динамика — это стремление к существованию в качестве человечества. (…)

Пятая динамика — это стремление к тому, чтобы существовал животный мир. (…) Эту динамику можно назвать динамикой живой природы.

Шестая динамика — это стремление к существованию в качестве физической вселенной. (…)

Седьмая динамика — это стремление к существованию духовных существ (духа) или стремление к существованию в качестве духовных существ (духа). (…)

Восьмая динамика — это стремление к существованию в качестве бесконечности. Это также называют Верховным Существом. Необходимо отметить, что наука Саентология не вторгается в динамику Верховного Существа. Эта динамика называется восьмой, потому что цифра 8 — это поставленный вертикально символ бесконечности[8]. Эта динамика может быть названа динамикой бесконечности или Бога.» — “Саентология”, с. 42, 43 с изъятиями; здесь и далее при ссылках на “Саентологию” мы опираемся на издание Л.Р.Хаббард “Саентология. Основы мысли”, изд. “Нью Эра”, Москва, 1998 г.

Поскольку каждый индивид проявляет в жизни различную активность по каждой из динамик, то совокупность динамик, свойственных индивиду называют спектром. Аберрации это — искажение естественных, нормальных жизненных «динамик».

Дианетика утверждает, что после проведения дианетической терапии, называемой «клированием», аберрации исчезают, а вместе с ними исчезают неврозы, психические заболевания (включая и тяжелые формы шизофрении), психосоматические заболевания; повышаются возмож­ности интеллекта человека[9], вследствие чего тот совершает меньшее количество ошибок как в быту, так и в профессиональной деятельности. Но если даже человек и понёс в прошлом невосполнимый телесный ущерб (вследствие травм или хирургического вмешательства), в результате которого он не может стать клиром, то и в этом случае дианетическая терапия позволяет улучшить его общее состояние.

Причиной аберраций являются «инграм­мы». Л.Р.Хаб­бард дает тер­мину «инграмма» следующее определение:

«Инграмма — это момент «бессознательности», который содержит физическую боль или болезненные эмоции и ощущения. Инграмма недоступна для осмысления умом как жизненный опыт.» — “Дианетика”, с. 51.

Для того, чтобы индивид стал жертвой внедрения в его психику инграмм, с точки зрения дианетики необходимо, чтобы он утратил осоз­нанное восприятие мира[10].

Возможности обрести пополнение инграммного банка (этот термин обозначает собрание инграмм, свойственное психике индивида) открываются, когда человек теряет сознание под воздействием боли, шокирующей его информации (обморок при получении неприятных известий и т.п.), под общим наркозом при хирургическом вмешательстве, в наркотическом опьянении (алкогольном в особенности[11]), под гипнозом и в некоторых других ситуациях. Во время естественного сна возможность пополнения запаса инграмм исключена, по какой причине естественный сон не рассматривается в дианетике как состояние бессознательности.

Если излагать это в понятиях теории упра­вления, то «ин­грам­ма», это — информация, внедрившаяся в психику человека таким образом, что она становится источником искажений нормальной психической деятельности по управлению как физиологией организма человека, так и по управлению его поведением. Но вопрос о состоятельности нормы психической деятельности в смыс­ле дианетики по Хаббарду мы пока оставим без рассмотрения.

Внедрению в психику инграммной информации сопутствует объективная (с точки зрения дианетики по Хаббарду) невозможность для ин­дивида осознать мотивацию и последствия своего поведения в более или менее широком круге специфических жизненных обстоятельств; а также неспособность осознать несообразность обстоятельствам своего поведения. В результате обстоятельства управляют поведением человека тем в большей степени, чем активнее они возбуждают ин­грам­мную информацию в его психике, но человек не управляет обстоятельствами и не ведет себя в них осознанно целесообразно: это и есть искажение (аберрация) его жизненных динамик.

Возникновение инграмм обусловлено тем, что в периоды бессознательности процесс нормальной «загрузки» информации в психику нарушается. В результате этого в психике человека возникают информационные модули, изолированные от нормально загруженной инфор­ма­ции. Однако эти информационные модули не остаются изолированными от психики индивида в целом и, попадая в процесс обработки информации также в обход нормальных информационных потоков, искажают нормальные результаты психической деятельности во всех её проявлениях.[12]

Влияние инграммной информации на психическую деятельность человека Л.Р.Хаббард сравнивает с попытками производить вычисления на калькуляторе, в котором постоянно нажата одна из цифровых клавиш, вследствие чего в принципе работоспособный исправный калькулятор выдает ошибочные результаты.

Инграммы в психику индивида начинают попадать ещё в период его внутриутробного развития всякий раз, когда плод в матке оказыва­ется под болезненным для него воздействием: при запорах у матери[13] и других нарушениях нормальной физиологии её организма (в том числе медикаментами, выпивкой и т.п.); при подъеме ею тяжестей; при её по­ловых актах, имеющих место после того, как произошло зачатие, и прочих фи­зических и химических воздействиях на плод и околоплодную среду организма, не говоря уж о прямых проявлениях агрессивнос­ти по отношению к беременным (и как следствие к плоду) со стороны окружающих. Список си­туаций, выявленных в ходе дианетической те­ра­пии, в которых плод впадает в бессознательное состояние (соответ­ст­вующее его уровню развития) довольно обширен, поэтому избежать записи ин­грамм в психику будущего человека в реальной жизни весьма затруд­нительно.

По этой причине индивидов, чья психика к моменту рождения полностью свободна от инграмм, практически нет. Люди отличаются друг от друга в том числе и степенью отягощенности их психики инграммами, полученными ими в разные периоды их жизни, на­чи­ная от момента образования зиготы[14], а также и своеобразным для них содержанием инграмм.

Далее в течение всей жизни пренатальные инграммы, (этим термином обозначаются инграммы, полученные в период внутриутробного развития) обрастают инграммами, получа­е­мыми человеком в разных жизненных обстоятельствах. Инграммы образуют цепи и ветвятся. Поэтому дианетическая терапия направлена на то, чтобы выявить самую раннюю инграмму, называемую «бэйсик-бэйсик». С её нейтрализацией и осмыслением в ходе клирования, утрачивают свою аберрирующую способность и все хронологически более поздние инграммы, наросшие на первую.

Соответственно, с точки зрения дианетики лишение человека сознания всегда наносит ущерб его психике, вне зависимости от того, что это может быть вынужденное введение индивида в бессознательное состояние, необходимое для оказания ему какой-то специфической по­мощи. Так, гипноз во всех случаях вреден; хирурги при операциях под общим наркозом должны воздерживаться от лишних слов (о роли речи будет сказано далее), а послеоперационное лечение должно иметь одним из первых этапов клирование, освобождающее пациента от инграмм, полученных в течение болезни и в ходе операции, что, в частности, способствует ускоренному заживлению операционных ран и лучшему состоянию здо­ровья в последующий период жизни; помощь человеку, впавшему в бессознательное состояние (об­морок и т.п.), следует оказывать молча.

Все дети должны проходить клирование в возрасте около 8 лет (когда их речевые навыки уже обретут завершенность), дабы освободить их психику от практически неизбежных инграммных по­ра­жений, имевших место в более ранние периоды жизни их тела.[15]

Из такого видения реального положения дел в современном обществе, где практически все в большей или меньшей степени отягощены инграммными поражениями психики, вследствие чего их поведение с точки зрения дианетики искажено (абер­рировано), проистекает одно принципиально важное её воззрение на человека:

«По данным наблюдениям за клирами, основные цели разума, как и человеческой натуры, направлены на созидание и благо, постоянное созидание и постоянное благо. Изменяются они лишь под влиянием того, что он видит, и в зависимости от его образования и взглядов.

Человек — хороший.

Избавьте его от аберраций — и с ними уйдет зло, которое так обо­жают схоласты и моралисты. Единственная часть ума, от которой мо­жно избавиться, — это как раз та его часть, где сосредоточено «зло». А без этой части доброта и жизнерадостность человеческого ха­рактера проявляются ярче. И человек рад этому избавлению, потому что «злая» часть — это физическая боль.» — “Дианетика”, с. 23, 24.

«… аберрированное общество налагает на человека ответственность за его действия, антиобщественные действия как раз являются результатом инграмм, которые диктуются этим обществом. Пациент не виноват в том, что он совершил. Если он клир, тогда другое дело.[16] Можно считать, что клир несет ответственность за свои собственные действия, так как он в состоянии рассчитывать рационально на основании своего опыта. Но аберрированный человек имеет мало или вообще не имеет контроля над своими действиями. Поэтому одитор (человек, обладающий навыками дианетической терапии — клирования, одитинга — освобождения другого от воздействия на неё инграмм: наше пояснение при цитировании) должен объяснить пациенту, что его совершенно не волнует, что аберрированный человек, который стал преклиром (че­ло­век, в отношении которого проводится дианетическая терапия — клиро­вание, одитинг: наше пояснение при цитировании), наделал в своей жизни. Проблема с которой работают одитор и преклир — это инграм­мный банк, который состоит исключительно из того, что сде­лали другие люди и что было причинено преклиру в моменты, когда он был не в состоянии себя защитить. Этот подход не только является ис­тин­ным, он также обладает терапевтическими свойствами, так как за счет та­ко­го рода объяснения одитор может добиться сотрудничес­тва, в кото­ром в другом случае было бы отказано.» — “Диане­ти­ка”, с. 466, 467.

Это определяет и отношение дианетики к наркоманам, преступникам и другим антисоциальным типам: с её точки зрения все они отягощены инграммами, которые и порождают автоматизмы их антисоциального поведения, не подвластные воле каждой из жертв инграммных поражений психики.

То обстоятельство, что другие люди так или иначе страдают от их искаженного инграммами и потому антисоциального поведения — только вторичное следствие первичного особенно тяжелого поражения психики некоторой части людей инграммами, с которыми те не могут совладать без помощи одиторов. Инграммы же внедрены в их психику другими людьми, в периоды времени, когда будущие антисоциальные типы были без сознания, начиная с момента образования зиготы в процессе их зачатия, за что возлагать ответственность на пострадавших от тяжких инграммных поражений психики неправомерно.

Соответственно существующая повсеместно система исполнения на­казаний за преступления и прочие правонарушения только усугубляет положение дел в обществе, поскольку жертва инграммных поражений психики сталкивается в ней только с неприятными для неё эмоциями, что ведет к обогащению её инграммного банка и она выходит на свободу искалеченной психически в еще большей степени.

Однако, не имея эф­фек­тивной психиатрии, общество не может отказаться от системы исполнения наказаний и мечется в неопределённости мнений об отношении к преступникам: ясно, что они ненормальные, и их желательно привести к норме — но неизвестно как; психически искалеченного нежелательно наказывать (особенно смертью) — но оставлять на свободе тоже невозможно. Дианетика же предлагает в качестве альтернативы сис­темы исполнения наказаний клирование, ведущее к устранению причины антисоциального поведения — инграммных поражений психики пре­с­тупника, что предполагает исключение из общественной морали жажды мести по отношению к бывшему преступнику, став­шему клиром.

После этого знакомства с общими воззрениями дианетики можно перейти к рассмотрению её взглядов на структуру психики и к рассмотрению механизма инграммных нарушений нормальной с её точки зрения психической деятельности.

«Существует две аксиомы о функционировании ума, с которыми одитор должен быть знаком.

  1. Ум воспринимает, ставит и решает проблемы, связанные с выживанием.[17]
  2. Аналитический ум рассчитывает, основываясь на различиях. Реактивный ум рассчитывает, основываясь на тождествах.

Первая аксиома представляет интерес для одитора в его работе потому, что с ней он может четко установить, имеет ли он дело с рациональной реакцией или нет. (…) Любые отклонения от оптимальной рациональной нормы полезны для нахождения инграмм, все неразумные страхи и так далее являются тем, что одитор сможет выгодно использовать. <…>

Согласно второй аксиоме можно считать, что ум широко и точно распознает различия, приближаясь к полной рациональности, и затем, по мере того, как он отходит от рациональности, распознает всё меньше и меньше отличий, пока, в конце концов, он не приближается к состоянию полной невозможности рассчитать отличия во времени, в пространстве или мыслях, и тогда он может считаться абсолютно сумасшедшим. <…>

Здоровье разума — это способность находить отличия. Чем лучше кто-то может указать на отличия — неважно, насколько они малы — и знать величину этих отличий, тем он более рационален. Чем меньше человек способен находить отличия и чем ближе он подходит к мышлению тождественностями (А=А), тем менее здоров его разум и дух.» — “Дианетика”, с. 401 — 404 с изъятиями.

Дианетические термины «аналитический ум» и «реактивный ум» следует понимать в смысле приведенной аксиомы II. Это две компоненты ума в смысле приведенной аксиомы I, являющегося индивидуальным умом каждого человека. Ум же является одним из многих средств, которыми располагает в жизни каждое, осознающее себя «собственное Я». Аналитический ум обуславливает жизненные динамики индивида, а реактивный под воздействием инграмм — их искажения.

«Аналитический ум (в дианетике его иначе называют аналайзером: наша вставка при цитировании) не просто хороший компьютер, он — компьютер безукоризненный. Он никогда не ошибается. Не совершает ошибок до тех пор, пока организм остается неповрежденным (то есть до тех пор, пока что-то не лишило его части мыслительного приспособления).

<…> Аналитический ум имеет свои стандартные банки памяти (в дианетике это термин: наше пояснение при цитировании). Где они расположены структурно, нас совершенно в данный момент не волнует. Чтобы действовать, аналитический ум должен иметь ощущения (ин­фор­мацию), память (информацию) и воображение (опять-таки информацию).

Наряду с этим существует другой информационный банк и другая часть разума, которая содержит аберрации и становится источником психических расстройств. Об этом мы расскажем позже. Не нужно пу­тать эту часть ума с аналитической или со стандартными банками памяти.

(…) Информация не проходит сначала в аналайзер. Прежде всего она вводится в стандартный банк и «подшивается» там, а уж потом аналайзер может её оттуда получить.» — “Дианетика”, с. 56, 57.

Одной из характерных особенностей стандартных банков памяти является сквозная привязка всех записей к моменту времени, определяемому по “биологическим часам”, свойственным каждому человеку: человек — сам себе часы. Благодаря этому вся информация запоминается в стандартных банках как хронологическая последовательность ощущений.

Совокупность привязок порций информации к моментам времени в их последовательности называется в дианетике «траком времени».

В состоянии бессознательности этот нормальный процесс загрузки информации в психику нарушается и информация не попадает в стандартные банки памяти.

«Механизм нашей модели разума очень прост. Накатывает разрушительная волна физической боли или всепроникающего яда типа эфира, и летят некоторые или все предохранители, которыми защищен аналитический ум. Как только он отключается, стандартные банки памяти отключаются тоже.

Периоды «бессознательности» являются пробелами в стандартных банках памяти. Эти пробелы составляют то, что мы называем в Дианетике банком реактивного ума.

Время, когда действует аналитический ум, плюс время, когда в действии находится реактивный ум, создают длинную нить последовательной записи всей жизни.

<…>

Когда человек полностью или частично «теряет сознание», реактивный ум частично или полностью подключает свои контакты. Когда че­ловек полностью в сознании, его аналитический ум всецело командует организмом. Когда его сознание ослабевает, реактивный ум в той же степени увеличивает свою силу.

Моменты «бессознательности» человека в своем большинстве оказываются моментами, направленными против его выживания. Поэтому жизненно важно, чтобы что-то взяло на себя задачу руководства действиями человека в целях спасения всего организма. Боец, который продолжает драться в полубеспамятстве, обгоревший человек, который выползает из огня — это примеры, когда реактивный ум полезен.

<…>

Реактивный банк не сохраняет воспоминаний такими, какими мы их себе представляем. Он записывает инграммы. Это полные, вплоть до мельчайших деталей, записи каждого ощущения, имевшего место в момент полной или частичной «бессознательности». Эти записи также аккуратны, как и любые другие в организме, но они обладают собственной силой. Они похожи на долгоиграющие пластинки или кинофильм, если бы те содержали все ощущения света, звука, запах, вкуса и т.д.

Есть однако совершенно отчетливая разница между инграммой и памятью (в дианетике это различные термины: наше пояснение при цитировании). Инграмма может быть постоянно подключена в любую цепь организма (имеется в виду контур циркуляции информации: наше пояснение при цитировании), ведет себя как особое существо.» — “Дианетика”, с. 72, 73 с изъятиями.

Последнему абзацу сопутствует сноска:

«Слово «инграмма» в Дианетике используется в его совершенно точном значении как определенный и постоянный отпечаток, оставленный раздражителем на протоплазме ткани. Инграмма считается отдельной группой раздражителей, которые запечатлеваются исключительно в клетках организма.»

На следующей странице 74 помещена сноска, поясняющая различие инграммы и памяти:

«Память: в Дианетике мы называем памятью всё, что записано в стандартных банках памяти и что потенциально доступно риколу со стороны «Я». Зрелище, представшее перед глазами и воспринятое другими ощущениями, становится записью в стандартных банках памяти и позже может быть вызвано «Я» для справок.»

Термин «рикол» поясняется следующим образом:

«Рикол: воскрешение в памяти (скорее вызов в сознание, поскольку в дианетике подчеркивается различие рикола и вспоминания) различных видов ощущений из прошлого. Происходит от английского слова «recall», что означает «вызывать из прошлого».» — “Диане­ти­ка”, Глоссарий, с. 525.

Реактивный ум в дианетике — свойство тела, представляющее собой «сборный “клеточный интеллект”»[18]: коллективный интеллект всего множества клеток. Далее сообщается, что:

«… реак­тив­ный инграммный банк может быть материалом, складированным в самих клетках. И в данный момент неважно, достоверна эта теория или нет. Об этом нужно было сказать, чтобы дать основу для понимания того, что происходит с человеком когда он теряет сознание.» — “Дианетика”, с. 88.

Вопрос о локализации инграммных записей и природе реактивного ума действительно неважен, поскольку качества, на основе которых определены эти термины, проявляются в психической деятельности вне зависимости от локализации структур-носителей информации. Также вне зависимости от организации структур-носителей инграммы не попадают в стандартные банки памяти. Всякий раз, когда человек оказывается без сознания под воздействием боли или неприятных эмоций информация попадает в реактивные инграммные банки.

Включению в работу, т.е. активизации записанных в реактивный банк инграмм Л.Р.Хаббард посвятил девятую главу второй книги (“Диа­нетика” представляет собой три книги в одной обложке), где описывает механизм возбуждения инграмм окружающей обстановкой на конкретных примерах. Мы не будем повторять это длительное описание, а укажем только на то общее, что есть в этих примерах.

Если «аналитический ум не работает на высшем уровне» (“Ди­а­не­тика”, с. 170), а поток информации извне или из собственных внутренних переживаний и фантазий соответствует информации, записанной в качестве инграмм в реактивном банке, то инграмма активизируется в качестве алгоритма поведения человека и уп­равления физиологией его организма в новых обстоятель­ствах, возникших спустя (возможно многие годы) после её попадания в психику индивида.

При этом, с одной стороны, активизированная таким образом инграмма обеспечивает бездумно автоматическое поведение человека в новых обстоятельствах по записанному образцу, некогда реально обес­пе­чи­в­ше­му выживание организма при потере сознания или отклю­чении аналитического ума; а, с дру­гой стороны, она же сызнова более или ме­нее активно воспроизводит все ранее оказавшиеся в ней болез­ненные ощу­щения и эмоции, имевшие место в реальной жизни инди­вида в про­ш­лом в процессе записи инграммы в реактивные банки информации в его организме. Последнее обстоятельство при активизации повседневностью множества инграмм выливается в общий набор более или менее ярко выраженных психосоматических заболеваний организма и нарушений психики, свойственных человеку на протяжении длитель­ных периодов его жизни[19].

Вызванные ситуационно активизированными инграммами болезнен­ные ощущения и эмоции подавляют в новых обстоятель­ст­вах работу аналитического ума, что создает психологические условия для записи новых инграмм; субъективно-психологические условия тем более подходящие, чем сильнее отключен аналитический ум от процесса непрерывного осмысления жизни акти­визацией уже свойственных психике инграмм.

Кроме того алгоритмы инграмм ветвятся, а случайный характер возникновения инграмм не предполагает взаимной согласованности инфор­мации, в них содержащихся. Это в наиболее тяжелых случаях вы­ли­вается в расщепление личности индивида: т.е. разделение памяти, доступ­ной его сознанию, на взаимно изолированные друг от друга области и расслоение изначально единого его интеллекта на множество мелких интеллектов-бесов (их Л.Р.Хаббард называет «демонами»[20]), ведущих более или менее личностно развитое и обособленное сущест­вование в информационной среде психики индивида наряду с той лич­ностью, которая осознается им как «собственное Я». И так долго­игра­ющая инграммная плас­тинка записывается на протяжении всей жизни виток за витком, слой за слоем…

Л.Р.Хаббард об инграммах пишет следующее:

«Может быть, до того, как человек приобрёл обширный словарный запас, инграммы были полезны ему. Они помогали выживанию способами, которые будут описаны ниже[21]. Но когда человек выработал язык, который включает в себя слова, звучащие одинаково, но имеющие совершенно разные значения, и вообще когда начали появляться языки, инграммы стали гораздо более опасными и перестали быть полезными. А теперь, на нынешнем этапе эволюции, инграммы совсем не защищают человека, а, наоборот, сводят его с ума, притупляют все его способности и делают его больным.» — “Дианетика”, с. 75.

Такого рода отрицательное отношение к инграммам в дианетике по Хаббарду — её принципиальное воззрение, не знающее каких-либо исключений. Его обоснованность мы рассмотрим в следующих разделах настоящей работы. Сейчас же мы обратим внимание только на одно значимое место, связанное с членораздельной речью, дабы более определённо понять, чем словесно выраженная информация в инграммах отличается от прочих оказавшихся в них ощущений, вследствие чего Л.Р.Хаб­бард и при­шел ко мнению об исключительной вредности для человека (гово­ря­ще­го, а не разумного) всей информации в его реактивном банке.

Все ощущения (но не слова), записанные в инграммах объективно своеобразны (уни­кальны), а в информационном отношении они самодостаточны для индивида в том смысле, что большей частью имеет место однозначное соответствие «обстоятельства — ощущения». Вследствие этого при повторном и неоднократном возникновении жизненных обстоятельств, аналогичных имевшим место при первичной записи инграмм, инграммные программы поведения (большей частью) так или иначе обеспечивают более или менее адекватную новым обстоятель­ствам бессознательно автоматическую реакцию организма. По этой причине некогда записанный в качестве инграммы алгоритм поведения, некогда уже обеспечивший выживание организма, воспроизводится и в повторившихся обстоятельствах реактивным умом автоматически, тем самым обеспечивая минимально возможное для индивида качество уп­рав­ления. Совершенно иначе обстоит дело, если отдельные слова и более сложные языковые конструкции, оказываются в банках данных, на основе которых действует реактивный ум.

Слова и более сложные языковые конструкции за счет многозначности их смысла, обусловленного не только объективными обстоятельствами (что характерно для большей части бессловес­ных ощущений), но и субъективными особенностями словоупо­т­ре­б­ления уничтожают это более или менее однозначное соответствие информации, записанной в качестве инграммных про­грамм поведения, повторяющимся жизненным обстоятель­ст­вам.

Это происходит потому, что реактивному уму свойственно мыслить отождествлениями, и как выразился Л.Р.Хаб­бард, «реактивный ум кра­дет значение содержащихся в нём слов из аналитического ума» — “Дианетика”, с. 158. И если инграммы активизируются услышанными словами, то записанные в них алгоритмы управления поведением и физиологией организма далеко не всегда соответствуют возникшим обстоятельствам. При господстве реактивного ума над сознанием, всё протекает как в широко известном анекдоте:

Разговор в автобусе: “Подвинься, рыбонька…”

«Рыбонька» мыслит: “Рыбонька — это щука; щука — это зубы; зубы — это собака…” — после чего эта «рыбонька» вопит на весь автобус: “Граждане! Он меня — ни за что — сукой обозвал!!!”

Поэтому, если аналитический ум в силу каких-то причин недостаточно деятелен в текущих жизненных обстоятельствах, то одного слова услышанного в них индивидом может оказаться достаточно для того, чтобы более или менее активизировать в его психике какую-то одну инграмму (или несколько инграмм сразу) в условиях, в которых реактивный (на ситуацию) инграммный автоматизм не обеспечивает сообразного обстоятельствам управления поведением индивида и физиологией его организма[22].

«Инграмма диктует всевозможные процессы, которые происходят в жизни; она в состоянии диктовать веру, мнения, мыслительные процессы или их отсутствие, действия всех видов, а порой создает обстоятельства поразительной сложности и бестолковости. Инграмма в состоянии диктовать организму всё, что содержит сама, а содержать она может любые мыслимые комбинации слов. Аберрированное поведение заставляет аналитический ум оправдывать действия и состояния организма, а также свои собственные странные промахи. Это называется оправдательным мышлением.» — “Дианетика”, с. 96, 97.

Поскольку реактивный ум мыслит отождествлением вида А≡В≡С, хотя реально А≠В≠С, то это порождает еще одно значимое явление, вследствие которого индивид всегда оказывается под воздействием фона более или менее активных инграммных алгоритмов управления. Для реактивного ума и все моменты времени идентичны в том смысле, что «сейчас» ≡ «вчера» ≡ «всякая дата. всякое вре­мя суток» ≡ «всегда». Поскольку в нормальном состоянии сознания человека аналитический ум некоторым образом взаимодействует с реактивным, то хронологически привязанная информация из стандартных банков памяти связывается с хронологически неопределённой информацией из инграммного банка всякий раз, когда та или иная инграмма возбуждается (рести­му­ли­ру­ет­ся) внешними обстоятельствами, окружающими индивида. О проявлении этой особенности инграмм Л.Р.Хаббард пишет:

«Существует другой вид мышления тождествами, и это та группа, которая разрушает способность ориентироваться во времени. «Ты не знаешь, когда это случилось» является классической фразой. «Я не знаю, насколько сейчас поздно» и другие имеют странное и специфическое влияние на разум, так как он работает по своему собственному точному хронометру, а инграммы читают циферблат совершенно неправильно. На сознательном уровне человек неплохо справляется с аналитическим временем. Инграммы проскальзывают вперед и назад в зависимости от того, когда они включены или рестимулированы. Инграмма может быть причиной сегодняшнего действия, которое принадлежало ситуации сорок лет назад на траке времени и должно было оставаться там. Это не замечания о различиях во времени, которые так сильно аберрируют; это безвременный характер инграмм. Время — великий шарлатан, оно ничего не излечивает, оно только изменяет свойства окружающей среды и окружение человека. Инграмма десятилетней давности, со всеми болезненными эмоциями, может быть, покрылась оболочкой и «забыта», но если она рестимулирована сегодня — она уже перед вами, готовая вызвать соответствующие действия.» — “Дианетика”, с. 405.

Цель дианетической терапии — полное опустошение реактивного банка инграммных записей, очистка его (отсюда и происходит термин «клир» — «clear», т.е. чистый).

Дианетической терапии посвящена третья книга “Дианетики”. Мы также не будем её пересказывать. Отметим только главное в ней. Л.Р.Хаб­бард особое внимание уделил тому, чтобы пациент не вводился в её ходе в бессознательное состояние, что сопровождалось бы неизбежным пополнением его инграммного банка. А если пациент в ходе сеанса непроизвольно сам всё же впадет в бессознательное состояние, то процедура клирования построена так, чтобы пациент осознанно вспомнил всё, что происходило с ним и вокруг него, пока он пребывал в спонтанно возникшем во время сеанса терапии состоянии бессознательности. Сама терапия, как она описана в книге “Дианетика”, сводится к беседе двух людей по определенным Кодексом Одитора и процедурой правилам.

Это называется «одитинг». Это слово и однокоренные с ним происходят от английского, имеющего значение «слушать и рассчитывать» — “Дианетика”, Глоссарий, с. 522. В этой беседе на одитора, ведущего сеанс, возлагается задача, задавая вопросы и высказывая пациенту просьбы, заставить его реактивный ум выдать содержание инграмм на уровень сознания пациента. В ходе проводимого таким образом клирования инграммы последовательно выявляются, но они не уничтожаются в том смысле, что стираются из психики, вследствие чего субъект якобы лишается какой-то части памяти о своей прошлой жизни.

Процесс вхождения сознания в инграмму для пациента неприятен в силу специфики обстоятельств, в которых возникли инграммы, а кроме того реактивный ум, как утверждает дианетика, блокирует осмысленный доступ сознания к этой информации, оберегая его от неприятных переживаний. По этой причине без помощи одитора не обойтись. Как объясняет это Л.Р.Хаббард, сам пациент при вхождении его сознания в инграмму не может ни её анализировать, ни управлять вхождением в неё, поскольку инграммная информация подавляет его аналитический ум. Л.Р.Хаббард пишет:

«Только при помощи терапии Дианетики аналайзер может овладеть этими данными (и устранение инграммы не зависит от того, контактирует ли с ними аналайзер, несмотря на старое поверье, что «осоз­нание» чего-то сразу же от этого излечивает: стоит только «осоз­нать» инграмму без Дианетической технологии[23], и человек сразу же в беде).» — “Дианетика”, с. 95, 96.

«С самого начала исследований Дианетики в 1930 году большинство пациентов до какой-то степени верили в то, что могут работать над своими кейсами («case» — по-английски случай: наше пояснение при цитировании) на самоконтроле.

Непонимание того, что одитор интересуется только тем, что было сделано пациенту, а не тем, что было сделано им самим кому-то дру­гому, а также некоторая стыдливость или надуманное чувство вины часто порождают пустую надежду, что человек может делать одитинг сам себе.

Этого нельзя сделать. Это прямое заявление и научный факт. Одитор нужен по множеству причин. Он сидит не для того, чтоб контролировать преклира и понукать им; его функции заключаются в том, чтобы слушать, настаивать, вычислять проблему преклира и помочь ему разрешить её. Работа идет с учетом следующих уравнений:

** Динамики преклира слабее, чем сила его реактивного банка.

** Динамики преклира плюс динамики одитора обладают большей силой, чем сила реактивного банка преклира.

** Аналитический ум преклира отключается каждый раз, когда он добирается до инграммы, и тогда он больше не в состоянии за ней гоняться и проходить её достаточное количество раз, чтобы разрядить её без помощи одитора.

** Аналитический ум преклира плюс аналитический ум одитора в состоянии найти инграммы и пройти их.

(Есть еще одно уравнение, которое больше нигде не упоминается, но оно имеет отношение к Кодексу Одитора и математически доказывает необходимость этого Кодекса:

** Сила инграммного банка преклира плюс сила аналитического ума одитора вместе больше, чем аналитический ум и динамики преклира. <…>)» — “Дианетика”, с. 440, 441.

Но после выхода с помощью одитора инграммной информации на уровень сознания пациента она перестает быть инграммой, не искажает деятельности его аналитического ума и психики в целом, занимает место в стандартных банках памяти на своем месте на траке времени, после чего поддается осознанному переосмыслению самим пациентом по его воле.

Замкнутые на эту инграмму ресурсы психики и, прежде всего, аналитического ума высвобождаются и становятся доступными для осо­з­нанного пользования ими по произвольному желанию индивида, что на­ходит свое выражение в росте коэффициента интеллектуальности «IQ», исчезновении неврозов, психосоматических заболеваний и т.п. После выявления «бэйсик-бэйсик» и перегрузки её в стандартные банки памяти реактивный банк оказывается пустым (до нового периода бессознатель­но­сти, когда открывается возможность к его пополнению), а человек становится клиром — нормальным с точки зрения дианетики по Хаббарду. При этом исчезают и психосоматические заболевания и нервно-психические заболевания, ранее возбуждавшиеся актив­ными инграммами, после чего организм спустя какое-то время восстанавливает свой жизненный потенциал, насколько ему позволяют возраст и степень не­восполнимого ущерба, понесенного им в прошлом.

Почти в самом конце книги Л.Р.Хаббард пишет следующее:

«(…) Культура, не говоря уж о юриспруденции, становится сложной и неповоротливой в возрастающей пропорции с количеством зла, которое она учреждает в жизни, пытаясь исправить старое зло. В кон­це концов не остается ничего разумного; не остается ничего кроме си­лы, и там, где не живет разум, но живет сила, нет ничего, кроме вихря безумной ярости. Туда, где существует безумная ярость, пробле­ма которой не решена, со временем должна прийти апатия; и апатия, катясь по наклонной, неизменно приводит к смерти.

Мы сейчас стоим на мосту между двумя состояниями человека. Мы находимся над ущельем, которое отделяет невысокое плато от другого, более высокого, и преодоление этого ущелья — искусственный эволюционный шаг в человеческом прогрессе.

Одитор находится на этом мосту; когда он станет клиром, он будет на более высоком краю. Он увидит, что происходит интенсивное движение по мосту. Он может увидеть, как обычаи, законы, организации и общества пытаются избежать моста, но, сбитые с ног движущейся массой людей, срываются вниз в пустоту.» — “Дианетика”, с. 488.

Завершая книгу, Л.Р.Хаббард возвращается к этой аналогии:

«Ранее считалось, что мост через ущелье построить невозможно, да и вообще люди на нижнем плато просто не видели более высокого уро­в­ня, большинство не подозревало о существовании верхнего плато. Ин­женер, разработав новые принципы постройки мостов и найдя новые пути использования своих материалов, умудряется построить мост че­рез ущелье. Он сам переходит ущелье по мосту и рас­сма­тривает но­вые земли с большим удовольствием. Больше и больше лю­дей переходят мост. Мост устойчив, хоть и неширок, и по нему можно безопасно перейти ущелье. Он не был построен для быстрого насыщен­ного потока. Но он содержит основные принципы и аксиомы, при помощи которых мосты могут быть построены через ущелье опять и опять. Множество людей начинает приближаться к ущелью и смотреть вверх.

Каким бы было ваше мнение об обществе на нижнем плато, если бы люди там стонали, плакали, спорили и не помогли бы расширить мост или построить новый?

* * *

В этом учебнике мы даем начальные аксиомы и терапию, которая работает.

Ради Бога, беритесь за дело и постройте лучший мост!» — “Диа­не­тика”, с. 495.

Иными словами, Л.Р.Хаббард утверждает, что его книга “Дианетика” — не собрание оторванных от жизни измышлений, а в ней описан большой практический опыт оказания помощи многим и многим людям в решении их психологических и прочих психически обусловленных проблем. Кроме того, сам он не настаивает на том, что построенный им “мост” — наилучший из возможных и предлагает тем, кто не согласен с его воззрениями, построить лучший «мост», нежели построил он.

Недовольство многих дианетикой и саентологией является подтверждением того, что дело Л.Р.Хаббарда не осталась без общественно значимых последствий. Изменив личностную психическую культуру и психическую деятельность, множество людей в разных странах мира стали жить иначе, чем жили при стихийно сложившейся их прежней психической культуре. Но чтобы понять существо этих изменений, необходимо рассмотреть некоторые вопросы, стоящие вне дианетики и саентологии по Хаббарду.

13 апреля — 27 июля 1998 г.

(Уточнения 2 — 8 ноября 1998 г.)

 

[1] Метафизика: раздел философии, имеющий дело с природой существования, правды и знания. (Сноска, данная Л.Р.Хаббардом).

[2] Мистицизм: учение о возможности достижения познания духовных истин с помощью интуиции и глубокой медитации. (Сноска, данная Л.Р.Хаббардом).

[3] Евангелие от Иоанна, 10:10.

[4] Последнее объясняет, почему Гуманитарный центр Хаббарда принципиально выступает против нейрохирургии, не обусловленной необходимо­стью оказания неотложной помощи и, в частности, против хирургического способа освобождения людей от наркотической зависимости, о чем сообщалось ранее.

[5] От греческого morphé — вид, форма и -логия; т.е. учение о виде, форме какого-либо явления некой сущности.

[6] Одна из медицинских классификаций основана на разделении заболеваний на органические и психосоматические (от психо… и греч. sóma — тело). Под органическими понимаются заболевания, в основе которых лежат поражения органов и систем телесного организма. Под психосоматическими заболеваниями понимаются заболевания, в основе которых лежит искажение нормальной физиологии органов и систем телесного организма, вызванные нарушениями психической деятельности, т.е. психогенные нарушения в работе органов и систем.

В СССР к психосоматическому направлению медицины относились большей частью отрицательно, поскольку оно сложилось на Западе под влиянием психоанализа (З.Фрейд и другие), когда выявилась взаимная связь болезней тела и проблем в психике, что плохо укладывалось в материалистическую доктрину видения мира.

«БСЭ», т. 21, с. 197 сообщает: «По оценке представителей психосоматической медицины, около 50 % всех органических заболеваний в индустриально развитых странах имеют психогенный характер. Наряду с гипертонией, язвой желудка, тирекотоксикозом и т.п. к психосоматическим заболеваниям относят также бронхиальную астму, сахарный диабет, глаукому, ревматический артрит и др.»

Сам Л.Р.Хаббард приводит данные, согласно которым «примерно 70 % заболеваний, известных сегодня, относятся к категории психосоматических.» — “Дианетика”, с. 110.

Психика управляет функционированием иммунной системы человека, физиологией его организма и биополей, что открывает либо закрывает возможности действия в организме болезнетворных микробов, вирусов и паразитов. По какой причине изрядную часть заболеваний, традиционно считающихся инфекционными или паразитическими поражениями организма, также следует относить к категории психосоматических. Сказанное касается и таких заболеваний, как вся онкология, инсульты, инфаркты и некоторые другие заболевания, поскольку они — завершающие стадии трихомоноза — поражения организма трихомонадами, обычными одноклеточными жгутиковыми, перешедшими к оседлому колониальному образу жизни в организме человека (см. работы Т.Я.Свищевой, в частности, “Иду по следу убийцы” под ред. В.И.Захаренкова. М.: 1997).

[7] С нашей точки зрения, динамика секса — это собственно стремление индивидуума к половым актам, как к таковым. А семья — это зернышко, произрастающее человечеством на протяжении всей истории; она — ради детей и воспитания их Людьми, по какой причине семья, если говорить в терминологии дианетики-саентологии, должна быть отнесена даже не к «третьей динамике», а к «четвертой».

После этого динамика секса станет частью «первой динамики» «стрем­ле­ния индивидуума к выживанию в качестве самого себя, но с удовольствием», а на месте «второй динамики» дианетики образуется пустота.

[8] Если соотнести перечень динамик с достаточно общей теорией управления, то иерархически упорядоченная совокупность динамик это — вектор целей. Поэтому можно задаться вопросом, вследствие чего (а также и с какой целью?) динамики упорядочены в дианетике и саентологии именно в порядке «от частного — к общему», «от следствия — к Первопричине», а не в обратном порядке «от Первопричины — к следствиям и к частностям»? Если “восьмая” динамика под несколько иным названием: стремление к Жизни в ладу с Первопричиной — обретёт значимость первой, то Бог — один, Он — Первопричина бытия всего, и не будет необходимости ссылаться на то, что ¥, поставленная вертикально, — это цифра 8. Но в иерархически значимом упорядочивании динамик «от Первопричины — к следствиям и частностям» получится содержательно иная «дианетика» и «саентология» — наука душевного здоровья личности и человечества.

[9] На Западе для их оценки используются специальные тесты, позволяющие определить «IQ» — коэффициент интеллекта. Как сообщается, вследствие проведения дианетической терапии «IQ» большинства клиров поднимается на уровень выше среднего в обществе не-клиров.

[10] Поэтому сауна в программе “Нарконон” как средство вывода из организма остатков наркотиков лучше, нежели термическая процедура новосибирских медиков, требующая воздействия общего наркоза на пациентов.

[11] С точки зрения дианетики алкоголь — наиболее опасный наркотик по критерию открытия психики для загрузки в неё инграмм. Из медицинских средств общего наркоза в инграммном отношении наиболее опасна закись азота. “Дианетика”, с. 436 — 439.

[12] Типология инграммных искажений психической деятельности рассмотрена Л.Р.Хаб­бардом в его книге “Дианетика” достаточно подробно, но мы не будем её затрагивать, поскольку классификация инграмм, в силу специфики проявления в психической деятельности каждого из выявленных классов, обладает значимос­тью для тех, кто проводит дианетическую терапию, а не для тех кто её получает. Кроме того, согласно воззрениям дианетики, все разнообразные нарушения психической деятельности, обусловленные инграммами, исчезают после доведенной до завершения дианетической терапии.

[13] Изменение давления крови и околоплодных вод при попытках опорожнить кишечник, может выходить за пределы, безопасные для плода по отношению к его защищенности от инграммных поражений психики будущего человека.

[14] Зигота — первая клетка нового организма, образующаяся после слияния сперматозоида и яйцеклетки в процессе зачатия.

[15] Также и половые отношения супругов — КАК СЛЕДУЕТ ДОГАДАТЬСЯ, хотя это прямо и не провозглашено в дианетической литературе, — исключительно средство продолжения рода, а не средство получения удовольствия в беззаботном времяпрепровождении. Высказанное воззрение обоснованно рассмотрено в нашей работе “От матриархата к человечности…” (1997 г).

Однако в “Диане­тике” прямо и правильно указывается на то, что половые отношения должны немедленно прекращаться после обнаружения первых признаков беременности, чтобы не отягощать будущих детей инграммами, способными искалечить их судьбу.

[16] Иными словами, с точки зрения дианетики, только клир отвечает за все свои действия. Действия не-клиров в большей или меньшей степени обусловлены инграммами и обстоятельствами, в которых они оказались, а не их волей, которая не свободна под бременем инграмм.

[17] Слово «интеллект» в дианетике является синонимом ума в смысле, определённом этой аксиомой.

[18] О возможности организации соборного интеллекта, образованного множеством элементов см. Достаточно общую теорию управления в “Мертвой воде” изд. 1998 г. Там же рассматривается возможность распределения единичного неделимого (индивидуального) интеллекта-процесса по совокупности носителей, каждый из которых заведомо безинтеллектуален.

[19] По этой причине часто, чтобы избавиться от болезней (включая и многие традиционно почитающиеся неизлечимыми), достаточно изменить место жительства. Обстановка в новом месте неспособна рестимулировать какие-то из имеющихся инграмм и психосоматические заболевания, ранее поддерживаемые активными инграммами, подавляются самим организмом.

[20] Там, где в настоящей работе слово «демон» употребляется в дианетико-саентологическом смысле, это оговорено особо. Наше понимание «демонизма» освещено во второй части настоящей работы.

[21] Мы это описание приводить не будем из-за его большого объема. Ранее уже были приведены примеры полезности реактивного ума, управляющего инграммами: «боец, который продолжает драться в полубеспамятстве, обгоревший человек, который выползает из огня.»

[22] Так одно слово или возникшее ощущение может разбудить в целенаправленно обработанном психологически индивиде инграмму, которая в одно мгновенье превратит его из обычного человека в активного биоробота. В предшествующее этому моменту время, когда программы биоробота “спали”, их носитель ни чем не выделялся среди множества других индивидов.

Так как с конца сороковых годов ЦРУ и другие спецслужбы длительное время занимались разработками в области психологической переделки людей в биороботов с разнофункциональными “спящими до команды” искусственными “лич­нос­тями”, то, поскольку дианетическая терапия выявляет и выводит на уровень сознания все инграммы без исключения, активное распространение дианетики на Западе вызвало неудовольствие и противодействие со стороны заказчиков этих разработок.

Недовольство деятельностью Л.Р.Хаббарда и развернутая кампания против него и его сподвижников была обусловлена отчасти и тем, что ничего не подозревавшие граждане при получении дианетической помощи осознавали, что ранее подверглись специальной психологической переделке со стороны спец­служб их государств. Тщательно засекреченное спецслужбами становилось общеизвестным и исключало возможность проведения спецопераций с использованием ничего не подозревавших о своем предназначении индивидов — носителей информационных мин.

Согласно объяснениям саентологической церкви, в такого рода очеловечивающем воздействии дианетической практики на психику созданных спецслужбами зомби — одна из причин государственно организованных гонений против саентологической церкви.

Но и интерес спецслужб и разного рода орденских структур к дианетике также связан с желанием обойти этический Кодекс Одитора и употребить кое-какие достижения дианетики для более совершенного зомбирования спецагентов.

[23] Однако Л.Р.Хаббард не пишет, как это может произойти.