Алгоритмика перехвата управления

 Общественная инициатива в русле КОБ

Аналитическая записка

Алгоритмика перехвата управления (упреждающего вписывания) внутри организаций и общественных институтов

 

Оглавление

 

Введение.

Полная функция управления. Цели перехвата управления.

Шестой приоритет. Прямое физическое взаимодействие (в том числе насилие). 

Пятый приоритет, управление здоровьем (генофонд) 

Четвертый приоритет. Экономический.

Третий приоритет. Описательный или технологический.

Второй приоритет. Информационно-алгоритмический или хронологический. 

Первый приоритет. Мировоззренческий.

Послесловие.

 

 

Введение

 В предыдущей работе в общем виде были рассмотрены механизмы взаимодействия человека и ноосферы, как общепланетарного хранилища информационно-алгоритмических данных, а также дано определение концептуальной власти как неформализованного института управления обществом в глобальном масштабе. Данная же записка призвана раскрыть тему практического перехвата управления внутри общественных систем малого и среднего масштабов. Многие из читателей концепции общественной безопасности, несмотря на согласие с ее базовыми установками, сталкиваются с затруднениями в их практической реализации. Многие, занимая самые разнообразные позиции на предприятиях, школах, заводах, институтах, искренне верят в возможности улучшения качества управления данными общественными структурами, однако на практике далеко не каждому удается реализовать свои замыслы, даже с учетом того, что многое из задуманного находится в русле Божьего промысла. Причины этого обычно кроются в незнании или непонимании механизмов реализации власти управления (и власти как одной из форм управления) внутри социальных систем.

Полная функция управления. Цели перехвата управления

“Мы живём не так как работаем, а так как нами управляют” – концептуальная поговорка.

Достаточно общая теория управления (ДОТУ) выделяет 7 основных этапов, описывающих процесс смещение фокуса внимания управленца в ходе реализации управления, которые объединяются в полную функцию управления (ПФУ). Первый и второй этапы ПФУ связаны с распознаванием и формированием навыка распознавания фактора среды, который будет использоваться в качестве объекта управления (то чем управляют). В качестве такового могут выступать объекты или совокупность  объектов физического мира, люди, группы людей, общественные структуры и объединения, организации, предприятия, отрасли народного хозяйства, государства и мир в целом (глобальное управление). Данный этап напрямую связан с мировоззренческими установками индивида (первым приоритетом обобщённых средств управления, а которых речь пойдет ниже).

Следующим непременным предварительным условием формирования и реализации плана перехвата управления внутри тех или иных институтов, структур или организаций, является формулировка целей (3 этап ПФУ- формирование вектора целей), вытекающих из логики объективной реальности, а также формирование целевой функции (концепции) управления. Правильная постановка целей является одним из важнейших условий успешной реализации задуманного, а также устойчивости запускаемого действиями управленца процесса трансформации общественных структур. В свою очередь сам процесс целеполагания и конкретные методы реализации  поставленных целей (концептуальные аспекты управления) также напрямую связаны с мировоззренческой картины управленца, его нравственными установками. Чем объективнее его мировоззренческая картина, чем прочнее нравственные ориентиры, тем с более высокими уровнями иерархически высшего объемлющего управления ему удастся согласовать свои действия.

На этапах непосредственной реализации целей управления необходимо  создать управляющие механизмы (структуры) и организовать контроль (наблюдение) за деятельностью этих структур в процессе управления и координации их взаимодействия (5 и 6 этапы ПФУ). Выпадение из поля зрения управленца 6 этапа ПФУ чревато возможным смещением вектора развития управленческого процесса и в конечном счете неудачей в достижении поставленных целей.

В качестве 7 этапа ПФУ ДОТУ выделяет этап обеспечения поддержания работоспособности механизмов (структур) управления или их ликвидацию в случае ненадобности. Реализация всех этапов ПФУ осуществляется через использование средств управления, которые в Достаточно общей теории управления обобщены в 6 групп. Для удобства понимания в каждой из 6 групп обобщенных средств управления выделены приоритетные (наиболее важные и эффективные) средства управления, которые и рассмотрены ниже.

Инструменты управленца (Шесть приоритетов обобщённых средств управления в применении к предприятию или иной общественной системе).

Достаточно общая теория управления выделяет шесть приоритетов обобщённых средств управления (ОСУ), позволяющих систематизировать любые формы управляющего воздействия, оказываемого на группы людей. Данные приоритеты расположены в зависимости от скорости проявления эффекта воздействия, а также устойчивости во времени результатов этого воздействия на общественную систему, начиная от наиболее масштабных (но проявляющихся медленно) к менее значимым (однако эффект которых проявляется быстрее всего).

К данным приоритетам относятся :

1) мировоззренческий

2) информационно-алгоритмический (другие названия исторический, хронологический, сюда же относится матрично-эгрегориальное управление)

3) фактологический (описательный)

4) экономический

5) управление физическим здоровьем (генофонд)

6) физический (в том числе прямое насилие или его угроза).

Первый приоритет – мировоззренческий или методологический. Мировоззрение закладывается в детстве через формирование системообразующих, базовых образов, большинство из которых эмоционально насыщены и связаны с будущими нравственными установками индивида. На начальном этапе мировосприятие ребенка подобно нашему восприятию потока воды, который видится нам целостным, несмотря на наличия в нем разночастотных участков пространства (турбулентностей, завихрений, участков с различной скоростью движения). Со временем ребенок учится различать и выделять участки информационного потока различной частоты (неоднородности). Этот процесс происходит на основе памяти (вследствие повторяемости тех или иных явлений, попадающих в область восприятия ребенка, формируется банк данных внутренних образов, представлений о реальности) и в ходе жизнедеятельности автоматизируется, переходя на безсознательные уровни психики. Таким образом, в дальнейшем, в процессе жизни человек склонен в большей степени действовать исходя из своих представлений о реальности, нежели базироваться на оценке реального положения вещей.

Второй приоритет информационно-алгоритмический связан с выстраиванием уже существующих образов (представлений) в определенную последовательность (алгоритм), что определяет иерархичность объектов (образов), а также позволяет выстроить совокупность смежных элементов в структуру. Алгоритмику развернутую в пространстве можно охарактеризовать как структуру. Алгоритмику развернутую во времени можно охарактеризовать как сценарий/программу – если она направлена в будущее и как историю/хронологию, если она направлена в прошлое.

Третий приоритет (фактологический/описательный) связан с описанием существующих фактов и их последовательностей (алгоритмов), что позволяет передать информацию другим людям в виде готовых образов/структур/сценариев. Усвоение готовых образов/структур/сценариев достигается посредством процесса копирования образов/алгоритмов и не требует понимания, поэтому зачастую смещается в безсознательные уровни психики. Обратной стороной процесса передачи готовых образов/алгоритмов является безсознательная фиксация системы образов в неизменном положении, что может вести к искаженному восприятию действительности, зачастую в интересах создателя образа.

Если следовать предыдущей логике, то после того как сформирована система образов, они выстроены в определенную последовательность (иерархию), описаны – их необходимо реализовать. Тогда 4 приоритет (экономический, финансовый) должен быть связан с механизмами реализации идей в сферу физического мира. Реализация идей осуществляется через труд (целенаправленное, длительное удержание внимание сопровождающееся действием). Основным инструментом фиксации внимания в современном обществе являются финансы. Другой формой целенаправленного удержания внимания является игра (которая как бы находится на стыке 3 и 4 приоритетов).

После того как идеи реализованы в физический план, они продолжают существовать в форме объектов физического мира. Они тоже требуют организации/управления. Основное хранилище информации физического плана – люди. Генофонд – основной материальный носитель информации о человеческом виде. Взаимодействие/воздействие/использование данного массива данных – это пятый приоритет. Генофонд можно укрепить (внедряя здоровый образ жизни), подорвать (внедряя алкоголь, табак, наркотики, неправильный образ жизни), и использовать – правильно выстроив работу с кадровой базой.

Шестой приоритет – это воздействие непосредственно на физическом плане, ощущаемое органами чувств. Сюда следует отнести не только силовое воздействие, но и встречи, переговоры, просто общение (подарки), причем тот аспект взаимодействия, который связан с восприятием собеседника, его видом, тембром голоса, общим ощущением, которое остается после взаимодействия (приятное или неприятное). Само же содержание беседы (воспринимаемое интеллектуально), может иметь отношение к любому из приоритетов.

Рассмотрим по порядку каждый из вышеуказанных приоритетов обобщенных средств, начиная от самого быстродействующего, но дающего неустойчивые результаты до самого медленного, но имеющего самый устойчивый эффект применительно к общественным системам среднего и малого размера. Нужно при этом осознавать, что в отношении применения в жизни адекватным является задействование комбинаций нескольких приоритетов для достижения приемлемого результата.

Шестой приоритет. Прямое физическое взаимодействие (в том числе насилие).

Шестой приоритет обобщенных средств охватывает все формы физического взаимодействия между членами коллектива, а также воздействий, оказываемых на членов коллектива извне с целью оказания управляющего воздействия на коллектив в целом. К такого рода взаимодействиям относятся все формы бесед, встреч, переговоров, корпоративов, обучающих тренингов, спортивных мероприятий, наличия дружеских и деловых связей между членами коллектива и членов коллектива с внешним миром, внутрисемейные отношений членов коллектива, а также прочие формы взаимоотношений между полами внутри коллектива и членов коллектива с представителями “внешнего мира”. Помимо этого к указанному перечню можно добавить службы охраны крупных и средних фирм и предприятий. Как мы видим получился достаточно обширный перечень форм физических взаимодействий, каждое из которых может быть в той или иной степени использовано для осуществления управленческого воздействия на членов коллектива и коллектива в целом.

Посредством влияния, оказываемого на данном приоритете достигаются самые быстроощутимые результаты. Вместе с тем, зачастую они оказываются весьма неустойчивыми и имеют обратный эффект.

Таким образом, управленец, имеющий в качестве цели перехват управления, в ходе своего пребывания в коллективе должен в первую очередь создать и максимально расширить сеть своих контактов (в определенных случаях, в зависимости от целей управленческого воздействия, достаточно воздействовать на лидера – директора, председателя, президента, однако осуществить такое воздействие не всегда возможно. Кроме того, расширение и укрепление сети контактов придает процессу управления более устойчивый характер), выяснить мировоззренческие установки и убеждения максимально возможного количества членов коллектива, взять на заметку характер и формы взаимодействия представителей коллектива между собой (в случае, если возможности по осуществлению подобных действий ограничены, например в силу временных ограничений, следует стремится к формированию “своей команды” и действовать исходя из ситуации, а потом уточнять свое воздействие методом последовательных приближений), а также по возможности их деловых связей с внешним миром. Зачастую, такого рода работа естественным образом осуществляется в ходе совместного труда и взаимодействия и не требует каких-либо дополнительных усилий со стороны управленца, действующего в русле Божьего водительства. Вместе с тем, подобную работу необходимо стимулировать (увеличивать количество и качество встреч, бесед, переговоров) в периоды принятия и реализации важных управленческих решений в коллективе, поскольку именно просчеты на этом приоритете могут повлечь за собой крах долго подготавливаемых и продуманных шагов в силу противодействия на этом же приоритете противостоящей преобразованиям силы.

Помимо вышеназванных к средствам шестого приоритета следует отнести непосредственно прямое физическое насилие и оружие в традиционном понимании этого слова.

В хозяйстве древнего рабовладельца именно прямое насилие было основой управления, но это требовало большого штата надсмотрщиков и расходов на их содержание. Рабы не проявляли никакой инициативы и энтузиазма, часто, наоборот, вредили и по мере возможности отлынивали от дел. Эффективность такого управления была низкой.

На современном предприятии значение физического насилия в управлении производством сведено к минимуму, но оно все же подразумевается в пределе. Если работник не подчиняется ни экономическим, ни организационным мерам воздействия, то его могут внести в “черный список”, который исключает возможность легального заработка, а нелегальный, в том числе преступный – сопряжен с риском физического насилия. Также физическое насилие или его угроза возможны со стороны коллектива при организации так называемой “круговой поруки”. Периодически приходят новости о физическом воздействии служб охраны по отношению к расхитителям.

Противоположный аспект прямого физического воздействия – это обеспечение безопасности на физическом уровне. Особенно это важно в связи с ростом террористической угрозы, уличной политической активности, диверсионной деятельности.

Какие возможности предоставляет данный аспект шестой группы ОСУ для перехвата управления? Мы знаем примеры рейдерских захватов предприятий с помощью силовых структур – это действия на шестом приоритете. Вряд ли это интересно инициатору перемен из числа членов коллектива предприятия. К тому же, необходимость действий на посредством применения физического насилия означает поражение в той или иной степени на высших приоритетах. Но, как минимум, аспекты безопасности управленца и его команды должны быть предусмотрены, потому что противодействие противников перемен может носить в крайних случаях и характер физического насилия. Кроме того, сама выявленная проблема управления предприятием может касаться физической безопасности – например, недостаточной охраны или опасности производства.

Пятый приоритет, управление здоровьем (генофонд)

Основа пятого приоритета это формирование гармонии между генетикой и культурой, развитие правильных, здоровых форм общественных отношений и пресечение возникновения и распространения деструктивных “бес”-культур, разрушающих генетически обусловленный потенциал человека. Условно можно выделить три вида управляющих воздействий на уровне пятого приоритета: меры по сохранению и развитию генетически обусловленного потенциала, меры по использованию и реализации генетически обусловленного потенциала, а также меры по подрыву и уничтожению генетически обусловленного потенциала.

Пятый приоритет ОСУ позволяет оказывать влияние на процессы протекающие внутри коллектива с достаточно высокой скоростью проявления эффекта от управляющего воздействия. Если в масштабе государства к данному приоритету относят все формы воздействий, оказывающих влияние на генофонд (генетический потенциал) народа (институты здравоохранения, ЗОЖ, генная инженерия, биотехнологии, экология, распространение алкоголя, табака, наркотических веществ), то в масштабе организации данный приоритет во многом сводится к управлению её кадровой базой. Ни для кого не секрет, что скорость и качество протекающих внутри коллектива процессов во многом определяются совокупностью способностей, навыков и умений каждого из членов группы. С учетом этого в круг непременных задач управленца входит овладение всей полнотой информации о трудовом потенциале членов коллектива, их предрасположенностях, обучаемости, склонностях, а также задача оптимального изпользования качеств каждого из них. Однако не менее, а возможно и более важной задачей (при осуществлении перехвата управления) при работе на 5 приоритете является задача выявления характера взаимоотношений между членами коллектива. Внутри любой общественной системы формируется гласная и негласная иерархия, определяющаяся спецификой институциональной структуры (гласная), количеством внутренних и внешних связей каждого отдельного индивида, количеством и значимостью выполняемых ролей (функций), временем пребывания в коллективе (чем дольше, тем больше влияние индивида, при прочих равных условиях). Попадая в новый коллектив или приступая к работе по перехвату управления, индивид осуществляющий перехват должен стремиться к повышению своего места прежде всего в системе негласной иерархии и только при необходимости в системе гласной иерархии. Какие же шаги необходимо предпринять в этих целях на уровне 5 приоритета?

В качестве первоочередных шагов в этом направлении можно предложить:

– найти устойчивые формы взаимодействия с кадровой службой предприятия (данные формы могут быть как прямые так и косвенные) с целью 1) получения своевременной и полной информации о запланированных или реализуемых кадровых решений 2) оказания влияния на проведение кадровой политики оптимальной формой которого будет включение в кадровый состав предприятия “своих” людей. К “своим” почти всегда будут относиться все люди введенные в состав организации по вашей рекомендации (здесь начинает действовать так называемый “закон долга” сформулированный для социальных систем немецких психотерапевтом Б.Хеллингером);

– установить устойчивые формы взаимодействия со своим непосредственным руководством (создать прямой или опосредованный канал информационного обмена). Зачастую такого рода каналом (часто функционирующим в обход сознания непосредственного руководства) могут стать приятельские отношения со службами секретариата или протокола. Наличие такого канала позволяет не только получать актуальную информацию, но и в некоторой степени “фильтровать”, ускорять или замедлять информационный поток идущий в направлении руководства;

– сформировать устойчивые формы взаимодействия со службами (людьми) ответственными за проведение мероприятий контроля (ревизии, инспекции и пр.). Данный вид институтов способен в значительной мере (вплоть до полной остановки) парализовать функционирование прочих институциональных структур предприятия и может быть изпользован как средство управления (замедление, приостановка) нежелательными процессами внутри общественных систем.

Не следует также пренебрегать средствами управления, направленными на поддержание и укрепление (а не только изпользование) генетически обусловленного потенциала коллектива. Здоровьесберегающая методика В.Ф.Базарного для начальной школы – пример того, как управляя здоровьем и физическим состоянием членов коллектива можно влиять на производительность и эффективность его работы.

Есть множество и других примеров применения ОСУ пятого приоритета. Руководители сельхозпредприятий избавляются от пьянства на производстве и в быту. На вредных производствах стремятся улучшить условия труда и техники безопасности. Регулярные профосмотры позволяют выявить профессиональные заболевания на ранней стадии и тем сэкономить предприятию деньги на лечение, сохранить в работоспособном состоянии ценных сотрудников. Участие коллектива в спортивных и оздоровительных мероприятиях еще и усиливает командный дух. Забота о здоровой психологической атмосфере в коллективе также сказывается на выполнении поставленных задач.

Важно для предприятия не только здоровье самого работника, но и здоровье членов его семьи. Болезненные дети отрывают от работы не только матерей, но и отцов, бабушек и дедушек. Разумный руководитель при возможности решает эти вопросы системно.

Можно ли использовать данный аспект (здоровье) пятого приоритета при перехвате управления? История дает немало негативных примеров использования средств пятого приоритета ОСУ. Григорий Распутин реализовал обычную для знахарских кланов стратегию влияния на руководителя через здоровье его наследника.

Святая Феврония, дочь бортника, лечила князя Петра, взяв с него слово, что он на ней женится, а когда он слово нарушил, оказалось, что она предусмотрительно вылечила его не до конца и  впоследствии женила его на себе фактически шантажом, отказав ему в продолжении лечения. После этого молодые жили долго и счастливо и согласно легенде их земля благоденствовала. Но по итогу им под влиянием осуждения боярством женитьбы князя на простолюдинке пришлось удалиться в монастырь, а после их ухода в княжестве вспыхнула междоусобица, поскольку прервалась правящая династия (детей у них не было). Этот сюжет чем-то напоминает пушкинскую “Сказку о Золотом петушке”, где появление Шемаханской царицы прекратило правящую династию – фактически произошел геноцид, обрезание элиты.

Для управленца в русле Промысла в масштабах предприятия пятый приоритет дает немало возможностей. Максимальное изпользование генетически обусловленного потенциала каждого сотрудника, создание условий для его полного раскрытия, формирование традиции здорового образа жизни на предприятии – все это решающим образом сказывается на реализации поставленных управленцем задач. Особенно эффективно влияние на здоровье руководящего состава – кроме примера для коллектива, оно повышает и эффективность работы управленческого корпуса. В случае, когда управленец среднего звена уделяет особое внимание данному приоритету, то его отдел, при прочих равных, будет выделяться качеством своей работы, эффективностью и следовательно, сам такой управленец и его сотрудники будет пользоваться авторитетом; в этом случае, перехват управления от неперспективного высшего руководства возможен, в крайнем случае, путём перехода на другое предприятие той же отрасли, и впоследствии приглашение своих бывших сотрудников присоединиться и на новом месте реализовать намного больше, чем они могли на прежнем месте, и таким образом, ослабить сопротивляющихся позитивным переменам высших руководителей и принудить их к переговорам на своих условиях.

Четвертый приоритет. Экономический

Четвертый приоритет обобщенных средств управления охватывает собой всю сферу “энергообмена” внутри общественных систем. Нормальное функционирование предприятия на 4 приоритете придает процессу устойчивость, а следовательно во многом характеризует степень эффективности управления. Эквивалентом понятия “энергия” в социальной среде в самом упрощенном виде являются любые формы внимания, в то время как физическим эквивалентом внимания служат создаваемые в результате направленного потока внимания ценности. Общепринятым средством обмена ценностями между людьми выступают финансы. Уяснив для себя соотношение указанных понятий можно прийти к выводу, что управление финансовыми потоками внутри общественных систем может быть осуществлено не только с уровня непосредственно связанного с деньгами, как средством обмена, но и с уровня связанного со смещением фокуса внимания каждого конкретного коллектива (аналогичные, но более масштабные задачи по управлению вниманием выполняются с уровней более высоких приоритетов, что позволяет задавать рамки и социально обуславливать поведение отдельных индивидов и целых человеческих общностей). Данный вывод особенно ценен для тех, кто стремится запустить процесс перехвата управления, занимая при этом невысокое (не связанное с финансами) положение в системе гласной и негласной иерархии предприятия. Вместе с тем, необходимо отметить, что шагам по перехвату управления на уровне 4 приоритета обычно предшествуют описанные выше шаги на уровнях 6 и 5 приоритетов.

Итак, каким же образом осуществляется управление вниманием внутри социальных общностей? Внимание в целом представляет собой “самонастраивающийся инструмент” человеческой психики. Большую часть времени оно “автоматически” фокусируется на явлениях определяемых воспринимающей психикой как наиболее важные в соответствии с внутренней иерархией значимых явлений. Вместе с тем, значимость тех или иных наблюдаемых явлений может быть искусственно завышена или занижена путем стимулирования избыточного “движения” вокруг данного явления. Представим, что для реализации целей перехвата управления возникла необходимость запуска какого-либо проекта. Это позволило бы индивиду, осуществляющему перехват, повысить свое место в системе негласной и гласной (при необходимости) иерархии социальной общности, расширить и углубить сферу и формы взаимодействия с коллективом, привлечь ресурсы (человеческие, материальные и финансовые) для реализации проекта. В этих целях инициатору проекта необходимо решить две основные задачи: 1) в той или иной мере вписать вектора целей индивидов, принимающих непосредственное решение о запуске проекта в вектор целей самого проекта (необходимо избегать прямого конфликта интересов с людьми занимающими более высокое положение во властной иерархии) 2) Привлечь и удерживать достаточное время фокус внимания коллектива на идее данного проекта, что может быть достигнуто через развёртывание дискуссии по данному вопросу. При этом необходимо отметить, что в центре обсуждения надо ставить не вопрос о необходимости реализации проекта, а вопрос о деталях его осуществления. Ход дискуссии следует заранее обдумать и обсудить с ключевыми участниками (как минимум двое – тандем) моделируемой реализации проекта, каждый из которых должен понимать свою роль в разыгрываемой постановке. Данная схема, часто реализуемая на уровне Глобального управления, позволяет минимизировать риски управленца и в значительной мере повысить шансы успешного осуществления задуманного.

Как ещё использовать экономический приоритет управленцу, который не является официальным руководителем предприятия, который концентрирует у себя эти возможности? Экономический приоритет подчинен более высоким – идеологическому, хронологическому, мировоззренческому. Действуя с их уровня, можно убедить коллектив и руководство в необходимости изменения системы оплаты и стимулирования труда.

На идеологическом приоритете можно внести в коллектив информацию о технологиях “Бережливого производства”, методах стимулирования рационализаторства в корпорации “Тойота”, успешном опыте артелей сталинской эпохи и многих других предприятий.

Действуя на хронологическом приоритете можно в истории самого предприятия вычленить периоды успехов и неудач и методы управления, которые их вызывали, в том числе методы экономического стимулирования. И дать возможность пройти этим путем руководству предприятия и его коллективу. То же самое можно сделать на других примерах, позволив лицам, принимающим решения, увидеть связь определенных действий с их результатами, и включить собственное творческое мышление для применения выявленных законов.

С мировоззренческого приоритета каждая система оплаты и стимулирования труда описывается в соотношении с различением Добра и зла, Путей Промысла и зоны попущения. Соответственно, с этого приоритета появляется возможность привести систему стимулов к наиболее праведному состоянию.

Реальный выход управленца на уровень четвертого приоритета позволит ему не на словах, а на деле выстраивать справедливые формы взаимоотношений с членами коллектива, прежде всего посредством создания эффективной системы стимулов и поощрений и придаст значительное ускорение процессу осуществляемого перехвата управления.

История знает много пример выстраивания намного более эффективных систем экономического стимулирования труда, чем те, которые господствуют ныне. Причем труда не только наемных работников, но и предпринимателей: стимулирование определенных отраслей деятельности государственным и надгосударственным управлением, успешная концентрация деятельности предпринимателей в нужных направлениях.

Практически то же самое происходит в масштабах предприятия. Если управленец стремится достичь каких-то изменений в деятельности предприятия, он экономически стимулирует нужные ему направления, давая надбавки за рационализаторство, за перевыполнение норм, за уменьшение пребывания на больничном, за отказ от курения. Также он может “наказать рублем” за невыгодное для предприятия поведение: прогулы, пьянство, нарушение норм безопасности, нарушение технологии и пр.

Примером изпользования в том числе и экономического стимулирования труда является стахановское движение. Творчески подходил к вопросам материального стимулирования Генри Форд, который платил ремонтным бригадам за то время, которое они не работали, чтобы они выполняли ремонт быстро и качественно. Эффективные механизмы были предложены и опробованы на практике советскими экономистами И.Н.Худенко, а также М.А.Чартаевым

Кроме зарплаты, к финансовому приоритету относятся инвестиции. Казалось бы, это внешний по отношению к предприятию фактор. Но, во-первых, его можно стимулировать изнутри. И выстраивание деятельности по привлечению инвестиций может изменить деятельность предприятия очень серьезно. А, во-вторых, сам коллектив предприятия может быть инвестором и акционером, что и практикуется в форме “народного предприятия” как у нас, так и за рубежом.

Как утверждает в своем блоге Антон Беляков, депутат Государственной Думы РФ VI созыва: “К апрелю 2001 года в США было порядком 11.500 предприятий с полной или частичной собственностью рабочих, на которых были заняты 8,5 млн. человек. Среди этих фирм 5% являлись ОАО, а 95%- ЗАО. Средний процент собственности рабочих в американских ОАО составляет 10-15%”. Как видим, на Западе это, в основном, форма участия работников в прибылях компании, но возможна и такая форма, когда работники имеют большую часть акций и имеют решающее слово в управлении предприятием. Такие изменения также можно предлагать – даже если они не пройдут в полном объеме, но тем не менее, изменят информационное состояние коллектива, вызовут интерес к своей работе и совершенствованию системы управления.

Внедрение в практику справедливых отношений в сфере труда и распределения уже само по себе является большим шагом на пути ликвидации экономической безграмотности и безнравственности. Это в свою очередь ведет к раскрытию скрытых механизмов экономического ограбления людей, которое становится возможным из-за незнания основной массой общества этих механизмов.  Ликвидация экономической безнравственности является процессом воспитания такой экономической культуры, которая повышает уровень благосостояния всего общества, а не отдельных кланов или индивидов, и даёт понимание того, что экономика является не самоцелью, а  лишь инструментом, призванным реализовывать цели, выходящие за пределы экономической сферы.

Нравственно обусловленная экономика прививает уважение к труду как к нравственной категории, но при этом не делает упор на рабском труде ради самого труда и не игнорирует такой показатель, как качество управления, от которого зависит эффективность труда. Повышение уровня образования и уровня знаний позволяет при меньших затратах труда получать больший результат, но низкий уровень экономической нравственности превращает достоинство в недостаток, искусственно снижая эффективность производства и тормозя развитие общества. Сейчас уровень технологического развития и экономической эффективности напрямую зависит от нравственности управленцев. Одних знаний недостаточно.

Третий приоритет. Описательный или технологический

Третий приоритет обобщенных средств управления охватывает все способы управляющих воздействий технологического и описательного характера. Если на глобальном уровне это все виды светских и религиозных учений, одной из форм которых является международное законодательство, то на уровне организаций и предприятий – это любые правила, уставы, регламенты, традиции а также базовые технологии (отвечают на вопрос как?) и стандарты, обеспечивающие процесс функционирования общности. Работа на этом направлении носит долгосрочный характер и характеризуется двумя ключевыми сферами.

1) Любое правило представляет собой условие в той или иной мере ограничивающее (или предписывающее) движение информации и энергии, то есть выступающее в роли своеобразного информационно-энергетического фильтра. Из курса ДОТУ известно, что управление представляет собой процесс информационного обмена, осуществляемый с определенной целью. Из этого следует, что скорость информационного обмена в системе во многом связана с качеством управления.[1] Обуславливая прохождение информации в системе посредством введения формальных правил и процедур мы тем самым можем замедлить процесс циркуляции информации, что в свою очередь может привести к снижению качества управления. Изходя из этого следует вывод: избегайте введения правил и сложных процедур пока в этом не возникла настоятельная необходимость. Дело в том, что в любом общественном объединении и так неизбежно складывается свод неформальных правил взаимоотношений внутри коллектива. Прибегать к формализации этих правил необходимо лишь в случае возникновения явной дисфункции процесса управления. Если такая необходимость все же возникла, то при создании любых письменных правил и регламентов внимательнейшим образом относитесь ко всем деталям вносимым в документы. Они должны быть предельно просты и понятны. При работе на предприятиях и в организациях изучите уставы, правила и регламенты и постарайтесь уяснить для себя их значение; если в документах содержатся двусмысленности или расплывчатые формулировки, то можно либо, запомнив, в дальнейшем изпользовать в управлении, либо чётко определиться с помощью людей ответственных за их исполнение и также изпользовать в управлении, не позволяя всем другим трактовать тексты иначе, чем договорено или просто внедрив отредактированные документы (выбор стратегии зависит от самих текстов, целей управления, среды).

2) Технологии, относительно данного приоритета, подобны формализованным правилам, поскольку также выступают в роли своеобразного фильтра на вход в управление процессами. Тем не менее, по мере усложнения процессов или необходимости ускорения протекания процессов, без них, так же как и без правил едва ли возможно обойтись. С учетом этого можно сделать несколько выводов:

– с осторожностью относитесь к внедрению новых технологий и осуществляйте (способствуйте) технологическое перевооружение только если на 100% уверены в его эффективности;

– чтобы избежать манипулирования со стороны “технарей” необходимо понимание технологического процесса, в котором вы задействованы. Вникайте в его суть, добейтесь понимания того с чем вы имеете дело.

Особый интерес для управленца, заинтересованного в перехвате управления, представляют неписаные правила – именно потому, что они достаточно легко могут меняться. А их влияние может быть очень большим. Пример легко увидеть в школе: два параллельных класса могут отличаться разительно при одном школьном уставе и составе преподавателей потому, что в них общая жизнь может быть организована по разным правилам. В одном классе учителя – это враги, которые мешают жить, заставляют заниматься ненужным делом, от них нужно держаться подальше, а любое общение с ними – стукачество. И каждый сам за себя -таков закон джунглей. В другом классе учителя – это старшие друзья и наставники, образец для подражания, источник знаний и жизненного опыта. Коллектив живет по принципу “один за всех и все за одного”. В каком классе будет лучше успеваемость, дисциплина и перспективы успеха в жизни?

Часто управленец, осуществляющий перехват или модернизацию управления, имея целостные общие представления, может начать с частного процесса, лежащего в русле его стратегии, при этом создав пример благоприятных изменений и создав традицию улучшений. Этот почин может быть совсем не в производственной сфере, а, например, в сфере совместных занятий спортом или культурного развития, но это изменит отношения в коллективе и создаст потенциал изменений на производстве.

Второй приоритет. Информационно-алгоритмический или хронологический.

Второй приоритет обобщенных средств управления – информационно-алгоритмический. Его содержание условно можно свести к построению статичных и динамических программных модулей на основе уже существующих информационных единиц. К статичным программным модулям относятся любого рода структуры, существующие определенный период времени в настоящем. На уровне организаций и предприятий – это управление организационной структурой социальной общности.

К динамическим программным модулям второго приоритета относится весь набор программ, уже реализованных или смоделированных в прошлом. Другими словами – это управление через образы-примеры и через историю, которая суть сборник алгоритмов поведения определенных примеров-личностей. Люди сами собой управляют в нужном направлении, если знают историю.

Также ко второму приоритету относится миссия предприятия, цель, матрица возможных состояний и путей достижения цели, выбранная стратегия достижения цели, то есть информационно-алгоритмическая картинка развернутая в будущее. Если сотрудники понимают стратегию, то им не нужны прямые указания начальства (в этом случае управление реализуется безструктурно). Они сами разрабатывают технологии, регламенты и далее по приоритетам. Принципиальным отличием второго приоритета от первого (методологического/концептуального) заключается в невозможности формирования новых образов на втором приоритете. Иначе говоря, на втором приоритете, независимо от того, разворачивает ли управленец информационно-алгоритмическую картину в прошлое, будущее или настоящее – он всегда пользуется готовыми образами, извлеченными из базы данных прошлого (из истории).

Структура (статичный программный модуль) напрямую связана с гласной иерархией организации и в обыденном представлении ассоциируется с понятием власти (хотя из всего вышеизложенного можно заключить, что это далеко не всегда так). Структура существенно определяет характер (алгоритмику) протекания информационных потоков внутри общности и поэтому напрямую связана с управлением. Реальная иерархическая структура социальной общности может совпадать, а может и сильно отличаться от формализованной. В конечном счете реальная властная значимость элемента иерархии определяется качеством и объемом проходящей через него информации и возможностями влияния на данный процесс. Например индивид формально находящийся на вершине гласной иерархии, но выключенный из информационного обмена теряет возможность управления. Как отмечалось выше, важными структурными элементами большинства организаций, на которые следует обратить особое внимание, являются службы секретариата (аппарат, протокол, прочие орг. службы), кадров и служба осуществляющая разного рода проверки. Помимо этого особое место занимают новые организационные элементы, поскольку их значимость по сравнению с идентичными ранее созданными элементами структуры всегда выше (при прочих равных условиях). Данный закон был сформулирован уже упоминавшимся Б.Хеллингером. Приведем несколько механизмов перехвата управления на уровне второго приоритета.

– Слияние организационных элементов. Зачастую СМИ сообщают о слияниях различных министерств и ведомств, при этом в качестве объяснения подобных перестановок обывателям внушается мысль о повышении эффективности их функционирования. Однако на деле речь идет об элементарных приемах борьбы за власть, когда одно из структурных подразделений плавно переходит под контроль другого, обычно более крупного. При этом данный способ менее кардинален, чем простая ликвидация структур оппонента и не порождает столь ярко выраженных обратных эффектов.

– Ликвидация организационных элементов. Пожалуй один из самых радикальных способов борьбы на уровне 2 приоритета. Практически неизбежно влечет за собой возникновение долгоиграющих обратных эффектов и поэтому применим лишь в отношении намного менее влиятельного оппонента.

– Дробление организационных элементов. Применяется в отношении крупных организационных единиц в случае невозможности их полного поглощения или ликвидации. Дробление естественным образом влечет за собой сокращение материальной и ресурсной базы руководителя реформируемой единицы.

– Расширение состава организационных элементов. Прием, который периодически применял И.В.Сталин. Например, когда при его непосредственном влиянии было организовано расширение состава Реввоенсовета после чего Л.Троцкий оказался в меньшинстве в своем собственном ведомстве.

– Дублирование организационных элементов. Данный прием заключается в создании структурного органа с функциями дублирующими функции более старого организационного элемента. Тем самым достигается его дисфункция и постепенное упразднение или поглощение более новым элементом системы (в ДОТУ используется термин “упреждающее вписывание”).

– Территориальный перенос организационных элементов. Обычно изпользуется для подрыва влияния в собственном ведомстве укрепившейся там группировки, поскольку лишает её прежней кадровой базы и наработанных связей.

– Создание организационных элементов. Данный вид структурных изменений может принимать самую разнообразную форму. Например, могут создаваться новые организационные элементы наделенные трансграничными функциями (например для внедрения новых технологий), что позволяет входить в управление одновременно всеми элементами структуры, которые при прочих условиях являются относительно закрытыми.

Другое название второго приоритета – исторический. Управление организацией на историческом приоритете – это создание некоей летописи предприятия, образов его создателей, руководителей, деятелей, которые служат примером для других. Здесь уместно вспомнить знаменитое высказывание английского писателя и публициста Джорджа Оруэлла: “Тот кто управляет настоящим – управляет прошлым, а кто управляет прошлым – тот управляет будущим”. Другими словами будущее многовариантно и формируется оно не здесь и сейчас, а через прошлое, которое многоаспектно. И в зависимости от того, какой из аспектов прошлого мы осветили (вывели на поверхность), таков будет и вектор развития в будущем (поскольку направление вектора строится минимум по двум точкам: одна в прошлом и одна в настоящем).

Таким образом формируя прошлое и настоящее управленец неизбежно закладывает фундамент будущего, определяет миссию предприятия и его цель, Вместе с тем необходимо учитывать, что оптимальная последовательность управленческих действий должна выстраиваться в обратном порядке, от постановки цели к ее реализации через формирование прошлого и настоящего, как указано в полной функции управления.

Первый приоритет. Мировоззренческий

Первый приоритет обобщённых средств управления – мировоззренческий. Выход на уровень данного приоритета неизбежно выводит управленца на понимание ноосферного управления, объемлющего любые частные процессы произходящие в рамках общечеловеческой общности. Мировоззрение формирует внутреннюю иерархию ценностей человека. Ценности определяют устремления или другими словами вектор целей личности. Если в психике преобладают цели обусловленные инстинктами и безусловными рефлексами, то такой тип строя психики можно определить как животный. Если целеполагание индивида обусловлено его привычками и общесоциальными программными установками, которые не подвергаются внутренней оценке – то такой тип строя психики можно определить как зомби-биоробот. Демонический тип строя психики характеризуется целевыми установками произтекающими из установок интеллекта (эго), обособляющего и противопоставляющего себя остальному миру. И напротив, человеческий строй психики стремится к согласованию своего вектора целей с общим направлением развития окружающего его мира и мироздания в целом. Каким же образом данные рассуждения связаны с темой управления той или иной организационной структурой? Дело в том, что любое объединение людей функционирует по определенной алгоритмике, также имеющей свои цели и задачи. Цели членов коллектива, в той или иной мере встроены во внутреннюю алгоритмику эгрегора. Любой член коллектива тем самым служит общим целям системы, которая при этом позволяет (помогает) ему реализовывать его собственные устремления (обеспечить семью, купить машину, квартиру, съездить на отдых и пр.). Таким образом, целевые установки коллектива практически всегда оказываются объемлющими (более масштабными) по отношению к целевым установкам его членов и обычно реализуются ими пассивно-безсознательно. В том случае, если цели члена коллектива вступают в противоречие с общеколлективными (эгрегориальными) целями, то такой индивид либо принуждается к подчинению, либо изгоняется из коллектива, либо вовсе уничтожается. И тем не менее, алгоритмика эгрегора и его конечные цели могут быть скорректированы с уровня первого приоритета. Для этого управленец должен 1) сформировать новый вектор цели, который бы являлся объемлющим по отношению к прежнему вектору целей эгрегора (включал прежнюю алгоритмику как частный процесс). 2) сформировать у значительного количества членов коллектива осознанное коллективное намерение по достижению этой новой цели.

Послесловие

 Для достижения вышеуказанного необходимо преодолеть раскол между знаниями и нравственностью (в силу наличия нравственной обусловленности познания, то есть зависимости спектра восприятия от уровня нравственности). В частности, именно следствием низкого уровня нравственности является  толпо-элитарный раскол системы образования на эзотерическую и экзотерическую составляющие.

Неправильное воспитание ребёнка дома (определяющим в котором являются взаимоотношения с родителями, а также близкими) и в школе (взаимоотношения в коллективе), формирует мировоззренческую безграмотность, которая в свою очередь является основной причиной внутренней конфликтности психики индивида в условиях современной культуры. Ликвидация конфликта между сознанием и безсознательными уровнями психики, индивидуальностью и общинностью может быть достигнута лишь на основе совести, назначение которой как раз и заключается в диалоге сознания и бессознательных уровней психики. Внутренняя гармония человека, руководствующегося подсказками совести является в свою очередь гарантом гармоничности его социальной функции. Такой человек не стремится к власти, поскольку осознает меру возлагаемой ею ответственности. Однако и не избегает ответственности, если на то есть объективная необходимость, выражающаяся в общественной полезности. Сегодня необходимость вхождения именно таких людей в процесс управления созрела и обусловлена разворачивающимся столкновением двух  взаимоисключающих управленческих концепций.

26 ноября 2017.

[1] Другим (помимо скорости циркуляции информации с которой связаны такие информационные характеристики как доступность /в плане наличия/, достаточность и своевременность) фактором определяющим процесс управления является качество циркулирующей информации. По мере увеличения и усложнения объекта управления роль качественных характеристик информации по сравнению со значением количественных увеличивается, в силу наличия у управленца ограничений в возможностях обработки данных. В этой связи возникает ряд трудностей, которые условно можно свести к двум категориям: проблемы связанные качеством каналов поступления/передачи информации (определяются такими характеристиками как точность, достоверность и устойчивость) и проблемы связанные с качеством обработки информации (определяется такими характеристиками как структурированность/сжатость/иерархичность, адекватность/репрезентативность и полнота/содержательность) Для решения этой проблемы создается аппарат управленца (помощник или административная группа (особое значение при этом имеет качество кадров), с целью повышения скорости и качества обработки поступающих данных внедряется автоматизация и компьютеризация), в качестве информационных фильтров вводятся дополнительные правила и регламенты. Характер и степень структурированности поступающей к управленцу информации также во многом связан с организационной структурой предприятия. Особое внимание управленцу следует обратить на механизмы обратной связи, позволяющие получить информацию о том, каким образом элементы системы характеризуют свою способность функционирования в рамках “общественного организма”.

Добавить комментарий