От без-образной математики к образному мышлению. Часть 2. Образ. Выбор системы счисления. Пропорции.

Итак, в предыдущей статье мы пришли к выводу, что система счисления является не просто способом записи числа, но также несет в себе информацию относительно явления или явлений мироздания применительно к которым она была сформулирована. Любые числовые значения – это способ описания характера взаимодействия двух и более явлений в пространстве или явления и его временной проекции. Другими словами мѣра вещи проявляется лишь в ее взаимодействии с другими вещами. В случае, если явления не взаимодействуют (или же мы не в состоянии зафиксировать этого взаимодействия) – их мѣрность выявлена быть не может.
Так почему же все-таки система счисления (и мѣра вообще) важна и какая разница, что мы возьмем за основу (измѣрения)? Для того чтобы это прояснить, необходимо создать универсальный образ, описывающий любые явление мироздания. Это непростая задача. При создании такого образа нам придется опираться лишь на те понятия, которые имеют отношение ко всему, объединяют, обобщают все[1], в противном случае наш образ окажется ущербным. Хорошей новостью является то, что работу по поиску таких понятий уже проделали до нас. Необходима, однако, определенная осторожность при различении смежных понятий, что поможет нам отделить зерна от плевел и верное от ложного.
Современная наука к такого рода предельно обобщающим понятиям относит материю, энергию, пространство и время[2], с чем мы, однако, не можем согласиться, так как при ближайшем рассмотрении становится ясным, что эти понятия относятся к разным категориям. И действительно, не являются ли пространство и время способами измѣрить, охарактеризовать материю (то есть по сути схожими понятиями, которые в свою очередь также можно обобщить)? И не является ли энергия лишь частным проявлением материальности или другими словами иным агрегатным состоянием той же материи?
Но есть и другое решение загадки предельно обобщающих понятий, которое нам кажется более соответствующим действительности. И это решение сводит всё мироздание к таким понятиям как материя, информация и мѣра.[3]  Всякая вещь материальна, наделена образом и размѣрена мѣрой, определяющей её место в мироздании во взаимосвязи с другими явлениями. Или в более современных терминах: всякое явление в мироздании может быть описано как волновой процесс в котором

  • среда распространения волны – это материя;
  • образ (траектория, скорость, частота, амплитуда распространения волны и т.д.) – информация;
  • а возможности, параметры и характер волнового взаимодействия – мѣра.


Мѣра может быть выявлена лишь во взаимосвязи с инФОРМАционным содержанием сопоставляемых явлений. По нашему мнению, для этих целей на Руси использовался наглядный и простой способ их описания при помощи вложенных окружностей, как и общепринятый ныне способ графического описания волны сбоку. Сочетание двух способов помогает представить развитие процессов в объеме, избегая при этом узкого “плоскостного” мышления. Круги используются в качестве модели процессов, поскольку движение волны в трехмерном пространстве осуществляется по спирали, а взаимодействующие волны рассматриваются “с торца”. (На рисунках изображена волна, вид спереди и сбоку).

Точки многократного пересечения окружностей разного диаметра указывают на точки резонансных и гармонических взаимодействий явлений. Резонанс возникает в случае совпадения в одной точке сонаправленного движения нескольких волновых процессов. Отсюда – резкое возрастание амплитуды результирующих колебаний. Подобная модель дает возможность легко представить и выявить “места и время взаимодействия” не только простых, но и многосоставных вложенных процессов. Единственное, что действительно имеет значения для правильного функционирования данной модели является синфазность (согласованность по фазе, которая в самом простом виде выражается в одновременном запуске процессов) и пропорциональность (что обеспечивает повторяемость/устойчивость взаимодействия) взаимодействующих явлений.
Из изложенного выше становится понятным, что пропорция есть ничто иное как соотношение двух и более явлений, когда одно выражается через другое. Или другими словами базовая пропорция – это и есть система счисления. Абсолютные величины в подавляющем большинстве случаев не имеют никакого значения. Что действительно важно – так это то, как соотносятся явления между собой. В реальности в природных явлениях встречается не так уж много пропорций. Они повторяются. Все они давно выявлены и каждой из них соответствует своя система счисления. Так что опасения тех, кто полагает, что с возвращением прежней числовой системы, человечество погрязнет в безконечных пересчетах из одной системы счисления в другую безпочвенны. В действительности, на практике количество производимых расчетов несоизмеримо уменьшится, а точность возрастет. (Почему? – Об этом в следующей статье).
Пропорция неизменна во времени, хотя сами явления могут принимать различные значения. Общий вид любой пропорции может быть обобщен (описан математически) и принять облик соотношения или математической формулы. Для описания пропорции (характера взаимоотношений между явлениями) во времени изпользуется прогрессия – последовательность возрастающих или уменьшающихся величин, отношения между соседними элементами которой характеризуются некой общей для всей прогрессии зависимостью (которая есть ни что иное как описанная математически пропорция). К широко известным видам прогрессий (математических последовательностей) относятся: арифметическая, геометрическая, бинарная, Фибоначчи, гармоническая (Золотого сечения) и др.
Подводя промежуточный итог можно заключить что:
В пределе в основу любой системы счисления может быть положен образ волнового взаимодействия.
Выбор адекватной системы счисления, определяется пропорциональным соотношением измѣряемого процесса и процесса измѣрителя.
Правильно подобранная система счисления указывает на точки резонансных и гармонических взаимодействий явлений, что облегчает процесс моделирования гармоничных, устойчивых во времени многоэлементных систем.

В следующей статье мы рассмотрим базовые принципы функционирования древнерусской системы мѣр.

 

 

Список вспомогательной литературы

  1. Внутренний предиктор СССР. Диалектика и атеизм – две сути несовместны. — Изд. Концептуал. М. 2015.
  2. Элементарный учебник по физике. Под редакцией акад. Ландсберга Г.С. Изд. Наука, М. 1975.
  3. Горелик Г.С. Колебания и волны. Введение в акустику, радиофизику и оптику (2-е издание). Изд. Физматлит, М. 1959.
  4. Рыбников Ю.С. Родовые объёмные знания РУСов. Изд. Родовое имение. М. 2007.
  5. Физическая энциклопедия (в 5 томах) / Под редакцией акад. Прохорова А.М. — М.: Советская Энциклопедия, 1988. — Т. 1.
  6. Рыбаков Б.А. Русская система мер длины ХI-ХV веков // Сов. эти. 1949. — № 1.
  7. Черняев А.Ф. Тарасова С.В. Диалектика пространства. — М. 1994.

 

 

[1] Приведем простой пример обобщающих понятий: ольха, осина, тополь – обобщающее понятие деревья. Деревья, трава, кустарники, цветы – обобщающее понятие растения и т.д.

[2] К пониманию значения предельно обобщающих понятий пришли многие тысячи лет назад. Изпользуемые в современной концепции естествознания представления (в виде формулы MEST: Matter, Energy, Space, Time – материя, энергия, пространство и время), вероятно, впервые были сформулированы в древнем Египте, где в качестве носителей данных знаний выступали жреческие структуры.

Вершиной обобщенных понятий ЭКЗОтерического (внешнего) культа, предназначенного для массового пользования, являлся бог АМУН

“В его лице соединялись четыре божества:

  1. Богиня НЕТ – вещество из которого состоит все на свете; («МАТЕРИЯ»).
  2. Бог НЕФ – дух, оживляющий вещество, или сила, которая заставляет его слагаться, изменяться, действовать; (управляющее начало – “ИНФОРМАЦИЯ”).
  3. Богиня ПАШТ – бесконечное ПРОСТРАНСТВО, занимаемое веществом;
  4. Бог СЕБЕК – бесконечное ВРЕМЯ, какое нам представляется при постоянных изменения вещества.” (Диалектика и атеизм: Две сути несовместны С.117 ).

[3] ЭЗОтерические, закрытые, традиции предлагают отличную от изложенной выше парадигму.

Эзотерическое описание предельно обобщающих понятий, в частности, можно найти в иудейской каббале: «Тридцатью двумя путями — чудными, мудрыми, начертал IA, IEBE, Саваоф, Бог Израиля, Бог Живой и Царь Вечный, Эль Шаддай, Милосердный и Прощающий, Возвышенный и Пребывающий в вечности, — возвышенно и свято Имя Его, — и создал мир Свой тремя сеферим: сефар, сипур и сефер».

И это поясняется в подстрочном примечании:

«Первый из этих трёх терминов (Sephar) должен обозначать числа, которые одни доставляют нам возможность определить необходимые назначения и отношения каждого и вещи для того, чтобы понять цель, для которой она была создана; и МЕРА длины, МЕРА вместимости и МЕРА веса, и движение и гармония, все эти вещи управляемы числами.

Второй термин (Sipur) выражает слово и голос, потому что это Божественное Слово, это Глас Бога Живого, Кто породил существа под их различными ФОРМАМИ, будь они внешними, будь они внутренними; это его надо подразумевать в этих словах: «Бог сказал: «да будет Свет» и стал Свет».

Наконец, третий термин (Sepher) обозначает писание. Писание Бога есть ПЛОД ТВОРЕНИЯ. Слово Бога есть Его Писание, Мысль Бога есть Слово. Так мысль, слово и писание суть в Боге, лишь одно, тогда как в человеке они суть три» (Диалектика и атеизм: Две сути несовместны С.108.«Cuzary», 4, § 25, — Цит. по книге В.Шмаков, «Священная книга Тота. Великие арканы Таро», стр. 245; выделение в тексте заглавными буквами — наше). Другими словами троица — сефар, сипур, сефер — эквивалент триединства «МЕРА-инФОРМАция-материя», что также прямо указано в Коране.