Сегрегация в образовании

В развитие темы образования хотелось бы предложить вниманию наших читателей статью одного из участников нашего сообщества в vk.

При обсуждении вопросов образования регулярно поднимается тема сегрегации в образовании. Дискуссии бывают жаркими. Собственно, в убежденные сторонники сегрегации массово попадают все родители успешных учеников. Особенно если в классе есть ребятки с проблемным поведением которые мешают их чадам получать знания. Ну а уж если любимых умных детей в школе обижают, то заметная часть родителей просто из сторонников сегрегации превращаются в активных практиков реализующих принципы раздельного обучения прямо здесь и сейчас.

Собственно, четкая и весьма заметная сегрегация в современной российской школе существует давно. Не замечать этот факт можно лишь при явном желании. Эта бытовая сегрегация, думается, была и вовсе всегда. И в советской школе — тоже. Пусть и не в нынешних масштабах.

Судите сами.

Преподаю в обычной муниципальной школе информатику. В этом году в четырех девятых классах сдавать ОГЭ по информатике выбрали в общей сложности 62 ученика. Это 75% всех выпускников.

Учебный процесс подразумевает регулярную проверку уровня знаний учеников. Проверка проводится в форме пробного ОГЭ. Экзаменационное задание по информатике содержит 18 заданий (первая часть). За каждое решенное задание — 1 балл. Результат в интервале 0-4 балла — оценивается как «неудовлетворительно». 5-11 баллов — удовлетворительно. 11-17 баллов — хорошо. 18 — отлично.

Таблица. Результаты пробных ОГЭ по информатике. 9 класс.

Фамилия Имя Баллы\расшифровка\вариант
Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Март 2018
1 9 «А» 14 уч отл-0, хор-4, уд-5, неуд-0, нет-5 отл-0, хор-4, уд-5, неуд-0, нет-5 отл-0, хор-4, уд-8, неуд-1, нет-1
2 9 «Б» 18 уч отл-0, хор-0, уд-16, неуд-0, нет-2 отл-0, хор-4, уд-12, неуд-0, нет-2 отл-0, хор-1, уд-14, неуд-0, нет-3
3 9 «В» 17 уч отл-0, хор-0, уд-12, неуд-3, нет-2 отл-0, хор-0, уд-9, неуд-1, нет-7 отл-0, хор-1, уд-9, неуд-7, нет-0
4 9 «Г» 13 уч отл-0, хор-0, уд-5, неуд-5, нет-3 отл-0, хор-0, уд-6, неуд-4, нет-3 отл-0, хор-1, уд-4, неуд-8, нет-0

 

Под катом — более подробная информация для тех, кому интересно.

Нажать для просмотра
Фамилия Имя Баллы\расшифровка\вариант
Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Март 2018
9 «А»
1 7(7)-+-++—+—+-++—
2 14(24)++++++++—++-++-++ 13(203)-+-+++++—+++++-++ 12(7)—+-+-++-++++++++
3 11(2)—+-++++—++-++++- 12(203)+++-+-+++-+-+++—+ 13(3)-++++-++++—++-+++
4 6(1в)—+-+-++—+——+- 11(7)—++++++—++++-+-
5 8(203)+++—++—+-++—- 6(9)+++—-+—+—+—
6 14(24)++-+++++—+++++++ 10(103)+-+-+-++—+++-+-+- 12(7)++++++++—+-+—++
7 9(24)+-+++—+—++-+—+- 12(203)+++-+-++—++++—++ 13(9)++-+++++—++++++-
8 9(2)-++—+++—++-++— 10(103)—++—++—+—+++++ 9(8)+—-+++—+++—++
9 14(2)++++++++—+-+++++- 7(203)++——+—+-++—+ 11(7)++-+++++—+-+-++-
10 13(24)+++-++++—++-+++-+ 10(9)++—+++—-+-++++-
11 10(2)+++-+++—++—+-+- 11(203)+++++++—+++-+— 8(7)—++-++—-+++-+-
12 2(3)——+———-+
13 15(104)++++++++++-++-+-++
14 5(8)+——+—-+-+—+-
9 «Б»
1 10(1)+-++++-+—+—+-++- 16(103)++++++++++-++++++-
2 10(103)+-+-+-++—-+++-++ 8(7)—+—++—++++—+
3 7(2)—+++-+—+—+—+- 10(203)+++—++-++-++—+ 7(3)-+—+-++—-++—+
4 3(24)————-+—++ 10(103)+-++-+++——++-++ 6(8)+++-+—+—-+—-
5 10(1)++++++-+—+—+—+- 12(203)-++-++++—+-+++-++ 9(9)+—++-++—+++-+-
6 9(2)+++-+-++—++—-+- 11(103)+++++-++—-+++-+- 8(3)-++-+—++——+++
7 7(24)—++++-+———++ 9(203)-+++—++—+-+-+-+- 9(9)++-+—+-+-++-+-+-
8 4(1)—-++—-+——+- 11(103)-+++-+++—-+++++-
9 9(2)+++++——++-+—+- 14(203)+++-++++—+++++-++
10 6(1в)-++-+++——+—- 8(103)+-+—+++—+-++— 8(7)+—++—-+-+-+++—
11 8(1)-+-+++-+—+—+—+- 10(203)-++—+++—+-+++—+ 6(8)—-+—++—++-+—
12 4(1)-+++——+——- 12(203)+++-+-++—++++—++ 8(3)-++-++++——-++-
13 6(1)—+-++-+—+——+- 10(203)+++-+-++—+—+-++ 10(8)—-+++++—+-++-++
14 5(2)++—++—-+——- 7(3)—+-++-+—++—+—
15 6(2)—+++—+—+——+- 9(103)+-+—++—+-++-++ 7(8)—-+-++—+++—+-
16 8(203)+++—++—+-+—+- 8(3)-+—+-++—-++—++
17 5(2)+-+++————+- 10(9)++—++++—-+++-+-
18 9(24)+-+++-++—+—+-+- 9(103)-++++-++—++—+- 12(7)+—+—++++-+-+++++
9 «В»
1 7(24)+-+++-+—-+-+—- 4(3)——+-+—-++—-
2 7(2)+++++—+—+——- 3(3)—-++-+———-
3 5(2)+++-+—+———- 8(103)+-++-+++—-++—- 2(9)+——+———-
4 6(2)+++-+—+—+—— 4(104)—+—++—+—— 4(8)—-+-++—+——
5 8(24)+-++++++—+——- 7(103)+—+—++—++-+— 7(7)+—++—+—+-+—+-
6 6(24)+—+-++—+-+—— 10(8)—-+++++—+++—++
7 4(2)—+-+-+—+——- 6(203)++—+-++———+ 5(7)+—+——-+—-++
8 4(24)——-+—++—-+- 9(203)-++++-++—++——+ 4(8)+—+—+—+——
9 4(1в)—+++-+———— 9(203)++-+—++—+-+++— 6(9)-+-+—++—++—-
10 3(3)—-+—+——-+-
11 5(2)—+—-+—+—+—+- 7(103)+-++-++——++—- 10(8)—+—+++—+++-+++
12 8(2)-+—++++—++—+— 7(103)+-++—++—++—— 12(7)++-+-++++—+-++++-
13 9(24)—+++++-+-++—-+- 11(104)—+++-++—++++++- 8(8)—-++++—-+-+-++
14 5(2)-++-+——+—+—- 8(9)++—+-++—+-+—+-
15 1(9)————+——
16 7(24)—+++—+—+——++ 9(203)-++++-+—++—-++ 6(9)—-+—++—++—+-
17 5(1в)+—+-++—-++—— 8(3)—-+-++—-+++++-
9 «Г»
1 0(24) 1(8)—————-+-
2 1(103)———-+——- 3(7)-+-+———+——
3 4(2)++—+-+———— 8(9)+—+++-+—++——+ 6(9)-+—+—+—-++-+-
4 5(1в)—+-+-++—+——+- 5(103)—++—+———++ 7(7)—+-+-++—+—+-+-
5 4(24)—-++-+———+- 5(203)-+-+——++—-+- 2(8)—+-+————
6 6(2)++++-+—-+——- 5(10)-++-++———-+- 4(8)+—+-+-+——— 6(9)-+——++-+——++ 5(3)—+-+—+———++
7 4(1)—+—-+—+——+- 8(103)+-+++++——+—+- 5(7)+—+—++———+
8 6(2)+-+-+—+—+——+- 12(7)++++++-+-+-++-+-+- 11(3)+++-++-++—-+-+++ 11(9)++-+++++—+—+—++
9 2(103)—-+——+—— 0(3)
10 4(24)—++—+———+- 2(9)—+-+————- 5(9)-+-++—+—+—— 5(7)+—+——+—-++
11 5(2)++++——+——- 1(103)——+———— 4(9)-++-+———+—
12 4(7)+—+—-+——-+-
13 5(24)—++—+———++ 7(6)-+-++-++———++ 4(3)——-++——-++

Подобную картину наблюдаю каждый год за редчайшими исключениями. Успеваемость четко снижается от «А» класса к классу «Г». Ну как это можно назвать если не сегрегацией?

Сложные системы стремятся к самоорганизации. В образовании процесс разделения учеников на «ашников» и «гэшников» начинается уже с младшей школы. На первые уроки для знакомства со школой детки приходят еще будучи детсадовцами. Проводятся ознакомительные уроки, Учителя знакомятся со своими будущими первоклашками и их родителями. Процесс идет. Как-то само собой получается, что в «А» класс подбираются дети самых активных родителей. Ну а у таких родителей обычно дети к школе более чем готовы. Ну а «А» класс обычно всегда закреплен за самым активным (и следовательно — успешным) учителем. Есть в школе такая форма «дедовщины».

При переходе в среднюю школу состав классов несколько перетряхивается и сегрегация окончательно закрепляется.

Что лично я, как преподаватель информатики, наблюдаю когда ко мне на уроки приходят ученики в 8ом классе — окончательную победу сегрегации в одной отдельно взятой школе. Вести уроки одинаково в классах — уже невозможно.

Учебник — один для всех. Учебная программа — одна на все классы. Но это — на бумаге. Фактически — учебный процесс в разных классах отличается кардинально. А как иначе. Если  в «А» и «Б» классах обязательно необходимо готовить к урокам задания повышенной сложности для заметной части класса, а в «Г» классе — 3 ученика просто настойчиво пытаются игнорировать образовательный процесс а еще 4 ученика показывают проблемы с устным счетом и затрудняются выполнять простые арифметические операции даже с помощью калькулятора.

Фактически ученики в «А» классе получают однозначно больше знаний и навыков по изучаемым школьным предметам. Сам заканчивал школу в «В» классе. С некоторым содроганием сейчас вспоминаю чего у нас творилось иногда на уроках математики. В итоге, тригонометрию я понял только в политехе. В школе донести до меня это сакральное знание о смысле синусов и косинусов — не смогли.

Вполне понятно, что существующий вариант раздельного обучения представляется многим совершенно недостаточным. Сторонников жесткой сегрегации много. Можно например процитировать из Футюха

Нажать для просмотра
Равно как и товарищ Макаренко (ЛСИ) который тоже очень хорошо понимал, кто из его воспитанников вырастет нормальный инженер, или там офицер (то есть представитель Двойки), а кого можно и нужно быстренько отправлять в другой детский дом. Ибо нечего метать бисер перед свиньями. То бишь для нормального БЛ потока нужен не только хороший генератор на одном конце этого потока, но и куча способных воспринять этот поток реципиентов, а все прочее это лишь антураж для этого действа и «мудовые рыдания» для тех кто данный поток воспринять не готов. Вот есть в Питере 239 школа, где этот БЛ поток во весь рост. Но уж, извините, не всех туда и берут, равно как то же Ландау имел обыкновение выгонять со своих лекций студентов которые не понимали его. Причем — навсегда. Ибо зачем тратить время и силы генератора такого потока на людей которым по жизни это не нужно, да и не способны они его воспринять? Зачем пытаться говорить по-китайски с людьми, которым это не нужно?! Зачем их учить китайскому языку, если они потом не собираются на нем разговаривать?! Какой смысл объяснять разделение звезд по светимости (Oh, be a fine girl kiss me — Один бритый англичанин финики жевал как морковь) или рисовать диаграмму Герцшпунга-Рассела, если чел явно никогда не посмотрит на звездное небо и ему без этого неба жить проще?! О каком именно «элитном образовании» может у нас идти речь, если обычно никто в здравом уме и рассудке не может вспомнить диаграмму растворимости из школьного курса химии и потому не понимает, что на картине пигменты содержащие катионы серебра и анионы сульфида поэтому нельзя смешивать?! Или вот — «Каждый отличный студент должен курить папиросы, ты юра мал подожди немного», Для России эта мнемоническая фраза в сто раз важней, чем «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», однако многие ли ее помнят из школьного курса?! Так о каком элитном образовании мы ведем речь?!

Здраво ведь и разумно… Взять всех и поделить…

Напоследок лишь выскажу такое наблюдение. Личное. Никто из тех «гешников» которые у меня с трудом делят 14 на 2, ни в чем принципиально не отличается от продвинутых «ашников». Их беда лишь в том, что не повезло им родиться в семье заботливых и внимательных родителей. Вот и все. Я не возьмусь определить сразу после рождения, глядя только на самого ребенка, кем он станет — успешным инженером, военным или серой бестолочью. А вот если посмотреть на его родителей, на тех людей которые его будут воспитывать и растить, то выводы можно делать с высокой степенью вероятности. ИМХО.

Если кратко резюмировать. Сегрегация в школе — это зло. Необходимо стремиться к тому, чтоб учить всех детей вместе и насколько это возможно равно. Знания и навыки — это самое малое что за 11 лет в школе ребенок может получить. Возможны гораздо более сильные и полезные для жизни уроки — например общение с более сильными или более слабыми сверстниками, с задирами и инвалидами, с ботаниками и хулиганами. Есть ли смысл собирать в одном классе умных деток и устраивать им тепличные условия если всю жизнь на грядке овощем не просидеть, а большой мир — достаточно жесткая и неумолимая штука. Знающим быть — это конешно хорошо. Сильным и думающим — важнее во много раз. И сегрегация тут — помеха скорее.

Спасибо за внимание! )

Интересно будет услышать мнение сообщества.

Автор: Prepod  

Добавить комментарий