Закулисье киноэпопеи «Матрица» Вачковски

«— Но, любезнейшие господа, — сказал студент Ансельм,

— разве вы не замечаете, что вы все вместе и каждый

 в частности сидите в стеклянных банках

и не можете шевелиться и двигаться, а тем менее гулять?

         Тут ученики и писцы подняли громкий хохот

и закричали: «Студент-то с ума сошел: воображает,

что сидит в стеклянной банке, а стоит на Эльбском мосту и смотрит в воду»».

Э.Т.А. Гофман «Золотой горшок»

Киноиндустрия зарубежья нечасто в последнее время оглашается громкими новостями. Однако на днях 9 сентября 2021 года появился трейлер когда-то обещанного продолжения кино «Матрица» Вачковски – фильм «Матрица: Воскрешение»[1]. Казалось бы, у зрителя есть повод обрадоваться: ведь то, что казалось совсем законченным с комой главного героя в фильме «Матрица: Революция» (2003), внезапно обрело продолжение. Но не всё так просто на первый взгляд.

В наши задачи не входит разбор трейлера[2] в попытке разгадать сюжет нового фильма. Не входит в наши задачи и разбор смысла сюжета кино в его множестве частей – это сделало за нас множество обзорщиков и кинорецензентов[3]. Также к ним не будет относиться разбор предшественников франшизы «Матрицы», которые безусловно были[4]. Нас интересует несколько моментов, которые соприкасаются отсылочно с нашей действительностью, и сюжетные перспективы кино Вачковски и их продюсеров.

Для этого вернёмся к самому первому фильму – вернее, к его деталям, бросающимся в глаза. Перечислим только самые главные.

Главный герой Томас Андерсон, он же Нео, работал на корпорацию «Метакортекс». Название компании состоит из двух частей – «мета» (что означает «выход за пределы чего-либо, превосходящий») и «кортекс» (в значении «внешний слой (раздел) серого вещества головного мозга»). Таким образом, дословно «метакортекс» означает «выходящий за пределы мозга» – а это именно то, что делает Нео. Нео в начале фильма жил в комнате под символичным номером 101. Точно такой же номер был у камеры пыток в романе Джорджа Оруэлла «1984», где заключённых наказывали их самыми сильными страхами и фобиями….

В древнегреческой мифологии Морфеусом называли божество сна. Это же имя у одного из главных героев. У Морфеуса был вымышленный антигравитационный корабль XXII века — Навуходоносор. Назван в честь вавилонского царя Навуходоносора по книге пророка Даниила (2:3): «И сказал им царь: сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон». Зион, город людского сопротивления машинам — прямой намек на Сион: одноимённую израильскую гору, которая в библейской мифологии является символом веры[5].

Но помимо вышеперечисленного в первом фильме о Нео фигурируют дата 11 сентября 2001 года в сроке истечения паспорта главного героя и цвета таблеток – красный и синий, из которых Андерсон выбирает красную, чтобы увидеть правду, как предлагал ему Морфеус.

Кадр из фильма Вачковски «Матрица» (1999)

Обратимся к хронологии, сопутствовавшей фильму. Первый фильм «Матрицы» снимался в 1999 году, а уже на следующий год состоялись выборы президента США от партий республиканцев и демократов, у которых есть красный и синий цвета соответственно. Далее на следующий год произошёл подрыв башен Всемирного Торгового центра для повода к внешним военным интервенциям США на Ближний Восток – в Афганистан и в Ирак[6]. Известно, что чёткого закрепления синего и красного за двумя главными политическими партиями США вообще не было до выборов 2000 года[7].

«На любой избирательной карте 2020 года цветовая схема ясна: красный — республиканцам, синий — демократам. Но откуда взялось это универсальное соглашение о цветовом кодировании? Это относительно недавно. Хотя красный и синий часто использовались для обозначения противоположных сторон в политической истории США, только после выборов 2000 года красный и синий были последовательно назначены политическим партиям. В том же году The New York Times и USA Today впервые опубликовали полноцветные избирательные карты, и, по данным Грани, они присвоили цвета довольно произвольно. «[R]ed начинается с r, республиканец начинается с r, — сказал The Verge старший редактор графики Арчи Цзе. — Это была более естественная ассоциация.

Политические партии теперь приняли назначенные им цвета, а демократы призывают граждан «Голосовать синим!» и сторонники Дональда Трампа надевают красные шляпы «Сделаем Америку снова великой». Но все могло легко пойти другим путем. Первые красочные избирательные карты по телевидению транслировались в 1976 году, но между сетями не было единообразия в том, какие цвета использовались для каждой партии. Красный часто заменял демократов, а синий — республиканцев.

Долгие и трудные выборы между Джорджем Бушем и Элом Гором в 2000 году закрепили за республиканцами и демократами красно-синие обозначения. Как сообщает The History Channel, основные новостные сети «объединились», чтобы цвета оставались единообразными, что сделало сообщение оспариваемых чисел коллегии выборщиков и Флориды менее запутанной задачей. Выборы заняли недели, и к тому времени цветовые ассоциации были установлены. Использование синего цвета для левой партии и красного для правой делает Соединенные Штаты необычными среди других стран, которые часто ассоциируют красный цвет с политическими партиями слева, а синий — с консервативными партиями. Например, Консервативная партия в Соединенном Королевстве использует синий цвет, а лейбористская партия символизируется красным флагом» (Стефани Паппас – «Почему красный цвет для республиканцев и синий для демократов?»)[8].

Кадр из фильма Вачковски «Матрица» (1999)

Здесь имела место банальная политтехнология кураторов Голливуда с участием республиканцев. Они решили, что нужно мобилизовать избирателя США на поддержку будущих военных интервенций и расширения финансового господства с помощью кино, поэтому в фильме Морфеус («фабрика киногрёз Голливуда и её кураторы») предлагает Нео («рядовой избиратель США») выбор между таблетками цветов… политических партий США[9]. И агитирует за красную таблетку, республиканскую, представляя её как возможность познать истинное. Кинотрюк сработал: избиратель в США пошёл на выборы с заранее определённым и нужным кураторам Голливуда результатом, нужный им человек от нужной им партии был выбран, подрыв башен ВТЦ как повод для новых войн США сделан, мобилизация электората удалась. Т.е. фильм «Матрица» его заказчикам дал возможность манипулировать будущими выборами и соответственно втянуть огромные массы избирателей США в совершение действия, сделанного под воздействием кино.

Кадр из фильма Вачковски «Матрица» (1999)

Показательно, что в фильме Нео достает компьютерный диск из подрезанной изнутри книги французского философа Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Эта книга является популярной критической теорией, пытающейся объяснить, где «реальность», а где, собственно, «симулякры и симуляция» — т.е. где правда, а где ложь. Когда Нео достаёт из книжки спрятанный там диск, он открывает её на главе «О нигилизме». В интервью журналу «Le Nouvel Observateur» 19 июня 2003 года Бодрийяр утверждал, что «Матрица» неправильно понимает и искажает его работу «Симулякры и симуляции»[10]. Мы охотно поверим философу несмотря на то, что он не обратил внимание на 11 сентября из фильма. Со стороны заказчиков кино использовать его пустую книгу для хранения диска – проявление насмешки: мол, мы сами создаём симулякры, и никакой их критик нам не препятствие. Хотя СМИ утверждали, что все актёры перед съёмками в обязательном порядке должны были прочитать «Симулякры и симуляции».

Однако, сказав «А», авторы и заказчики фильма оставили «Б» вне фильма висеть в воздухе. Фильм, выразивший ощущение неосознаваемой несвободы, стал популярен и породил много публицистики на свою тему.

Кадр из фильма Вачковски «Матрица: Революция» (2003)

А далее Вачковски продолжали дальше снимать свою «Матрицу» с каждым последующим фильмом и, когда их сценарная фантазия иссякла, они в третьей части кино «Матрица» всё завершили в духе библейской эсхатологии, когда главный герой отправляется в кому, обезвреживая агента Смита, чтобы спасти город людей Зион. Но «Матрица» Вачковски зажила собственной жизнью и оказалась вписана в ноосферу самым неожиданным образом. А всё из-за характера глобализации, заданного в США описанным ниже образом:

««Процесс глобализации начался в 90-х, когда американские транснациональные корпорации перенесли своё производство за пределы США, в бывшие страны соцлагеря, Китай, Вьетнам и так далее. Поскольку рабочая сила там была дешёвая, сырьё тоже дешёвое, а экологические требования минимальные, американским корпорациям было гораздо выгоднее построить завод в Китае, а затем импортировать его продукцию в США и другие страны. Это приносило огромные прибыли. Но капиталы, по сути, выводились за пределы страны. А ведь они могли дать дополнительные рабочие места, дополнительные налоги США. Но этого не происходило. И американская промышленность стала постепенно хиреть», — подчеркнул экономист.

Таким образом, по словам Холодкова, Америка превратилась в «мировой банк, который печатал деньги и оказывал различного рода услуги, в первую очередь финансовые, которые сейчас составляют практически 80% ВВП, тогда как промышленность — всего 19%».

Страна осталась финансово обескровленной, трудоспособное население оказалось без работы, забота о них легла на плечи тех, кто всё же сумел найти свою нишу. Молодые специалисты оказались на периферии рынка труда, уровень из социальной обеспеченности в процентном соотношении всё это время снижался по всем параметрам.

«Много людей осталось без рабочих мест, в том числе среди молодёжи. Пострадали многие социальные слои населения. Многие американцы вынуждены работать на двух-трёх, чтобы поддерживать привычный комфортный уровень жизни», — заключил эксперт, напомнив, что во многом Трамп смог одержать победу на выборах, пообещав решить эту проблему» (Валерия Маслова – «Госдолг, мигранты и СССР: почему благосостояние молодёжи США за 20 лет снизилось на 20%»)[11].

И «красная» политическая таблетка, прописанная Морфеусом массовому зрителю США когда-то в 1999 году, с течением времени сыграла злую шутку с заказчиками фильма, когда внезапно в рядах «красной» партии США оказался совершенно непредсказуемый для кураторов Голливуда политик. В 2017 году Трамп ненадолго стал президентом США, оказавшись своеобразным Нео для многих рядовых американцев. Достаточно вспомнить, как он, несмотря на сопутствующие трудности, смог сподвигнуть общество США нанести удар по опиоидной наркофармацевтике, обратив внимание на вымирание молодежи от неё в «ржавом поясе» страны[12].

Финансисты США тем временем оказались под угрозой потери своей власти вместе со своей одной «синей» демократической партией и решительным образом к 2021 году смогли оттеснить республиканцев и Трампа, поставив своего ставленника Байдена на президентское кресло. Однако США 2001 года и США 2021 года – это уже две разные страны (тем более после недавнего вывода войск США из Афганистана, чьё пребывание, начавшееся после 2001 года, оказалось безуспешным).

На этом фоне выглядит странным, что Вачковски после стольких долгих шестнадцати лет в августе 2019 года решили реанимировать свою кинофраншизу. Наверное, после очевидности прихода к власти Трампа они могли бы рассказать, что многое хотели бы переписать в сюжете первого фильма, обойдясь в нём без таблеток. Но в рамках парадигмы Голливуда толпе надо подать хлеба и зрелищ, и шоу должно продолжаться.

Кадр из фильма Вачковски «Матрица: Революция» (2003)

Возможно, нас могут ожидать наборы будущих знаковых дат или ещё один виток разворота отзеркаливания прошедшего сюжета в попытке подсластить горькую пилюлю действительности для тех, кому был сладок миг могущества финансистов США и их валюта. Но независимо от того, что задумали показать нам Вачковски и их продюсеры, это будет ещё одно столкновение «нанайских мальчиков» в рамках одной технообразной парадигмы, в которой биосфере практически нет места и которую ради зрелищ готовы вести дальше, делая кино всё более бессмысленным. И будущее, изображаемое фильмами о Нео, это не то будущее, которое желательно человечеству – быть объектом манипуляций вне зависимости от того, кто стоит за их пультом и каков их механизм[13].

В этом свете обозначаются два обстоятельства, которые выходят за рамки фильма.

Обложка музыкального альбома «Art of noise» «Paranoimia»

О первом свидетельствует странная обложка музыкального альбома 1986 года. Это очень похоже на дизайн фильма «Матрица» (и похоже, что режиссеры черпали вдохновение от этого альбома для своей «Матрицы»), даже таблетки те же. Но самое поразительное не в том, что у режиссеров была потенциальная возможность заимствовать сюжет своего кино из давнишней картинки. Удивительно другое: таблеток здесь не две, а три, и третья – жёлтая. Так что у «Матрицы» есть своя тайна, и это тайна жёлтой таблетки. Что бы случилось, если бы Нео догадался о её существовании? Была ли в «Матрице» запрятана жёлтая таблетка? Знал ли о ней Морфеус или же он утаил её от Нео? Этого мы не знаем, но есть английские городские метафоры «blue-pilled», «black-piled», «red-pilled»[14], «yellow-pilled»[15] и «green-pilled»[16], обозначающие незнающего, беспокойного, знатока, верящего в маскированную под правду подделку и… экосоциалиста. Вполне возможно, что у кураторов режиссёров оказалась в наличии вышеупомянутая обложка музыкального альбома, и они определились и с цветами партий США, и с тем, каким должен быть фильм «Матрица».

Второе — некое свидетельство о планировавшемся финале «Матрицы» режиссёров, который продюсеры потребовали убрать и заменить на то, что было представлено в «Революции» и будет, похоже, представлено в «Воскрешении». В нём всё приключившееся с Нео вокруг «Матрицы» оказывается сном, и он просыпается от звонка будильника. Нео в деловом костюме выходит из дома, и быстрым шагом направляется на работу, растворяясь в толпе. Под тяжелую музыку начинаются финальные титры[17]. Даже если это потенциально не могло иметь место быть и это было сделано по фильмам «Виртуальный кошмар» (2000) и «13 этаж» (1999), это выглядит более правдоподобно, чем то, что вышло в итоге в третьей части. Тем более что коллективный искусственный интеллект даже в планетарном масштабе не способен скопировать в виртуальное пространство целый мир перед тем, как его уничтожить и превратить его обитателей в собственные батарейки, без энергетической мощности с соответствующими гигантскими энергозатратами его изготовления, равными солнечной энергии и её превышением, и это делает ситуацию с Зионом и его действительностью абсолютно нереалистичной.

Кадр из фильма Вачковски «Матрица: Воскрешение» (2021)

На этот момент намекает и откровение Морфеуса, обещающего показать Нео, «насколько глубока кроличья нора», намекая на начало сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Очевидно, что на это и всё прочее, что происходит вокруг Зиона, напрашивается соответствующий ответ, данный в конце сценария фильма Карена Шахназарова «Город Зеро», но не прозвучавший в нём: надо просто принять решение и… проснуться.

17.09.2021 — 19.09.2021


[1] https://youtu.be/8qB8EGNOtr8

[2] https://youtu.be/9tXoKnpiOig

[3] См. труд ВП СССР «Матрица «Матрице» — рознь», статьи авторского аналитического коллектива «Руслан Семёнов» «Матрица 2: перезагрузка отменяется» (https://www.vodaspb.ru/arhive/Ruslan_semenov/matrica_2_perezagruzka_otmenaetca/matrix-2_a5_2003.pdf) и «Матрица 3: магия революции» (https://www.vodaspb.ru/arhive/Ruslan_semenov/matrica_3_magiya_revolucii_2003/matrix-3_a5_2004.pdf), обзор видеоканала «Скрытый смысл» «Нео не спаситель. Скрытый смысл фильма «Матрица»» (https://www.youtube.com/watch?v=uRHIj1LcjL0) и обзоры видеоканала «ЧБУ» «Агент Смит – человек» (https://www.youtube.com/watch?v=plcaCamvQQg) и «Морфеус — программа» (https://www.youtube.com/watch?v=ePVjWmat0j4).

[4] См. статьи Алексея Литовченко «Кто придумал «Матрицу»» (https://rg.ru/2014/12/29/matrix-site.html) и статью «Предшественники «Матрицы»» (https://fantlab.ru/blogarticle4935).

[5] В Библии Сионом территориально именовался или город Давида, или Храмовая гора с холмом Офель. Также Сион называли «горою святою», «жилищем и домом Божиим», «царственным городом Божиим». В переносном смысле он обозначал Иерусалим и народ Израиля. Пророки именем Сион часто называют царство Божие во всей его полноте, на земле и на небе, до окончательного совершения всего в вечности. Наконец, в прообразовательном смысле Сион представляется как место жительства Божия на небесах, как место высочайшего откровения славы Его ((Пс. 13:7; 52:7), (Пс. 49:2—4); (Ис. 35:10)). Метафора «дщерь Сиона» (в Септуагинте др.-греч. θυγάτηρ Σιων, в Вульгате лат. filia Sion) относится чаще всего к Иерусалиму.

[6] О разборе этого странного исторического события см. статью Дмитрия Халезова «11е Сентября — Третья Правда. Ядерный снос Всемирного Торгового Центра» (http://911thology.ru/nexus1.html), выступление историка и публициста А.И. Фурсова «11 сентября 2001. Что не так с официальной версией трагедии?» (https://www.youtube.com/watch?v=oi7Hjoue1Gk), монографию Отто Нойегарда «Полдень магов. Оккультная перестройка мира» (http://e-puzzle.ru/page.php?id=7890&a=dl) и мистико-философскую политическую повесть-детектив В.В. Пчеловода «Последний гамбит» (https://mediamera.ru/f/ip_ussr/pdf/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D1%82.pdf).

[7] См. статью Сергея Сухачева «Как появилась цветовая маркировка американских Демократической и Республиканской партий» (https://profile.ru/abroad/kak-poyavilas-cvetovaya-markirovka-amerikanskix-demokraticheskoj-i-respublikanskoj-partij-244424/).

[8] https://www.livescience.com/why-blue-democrats-red-republicans.html

[9] «Красные и синие штаты» (https://en.wikipedia.org/wiki/Red_states_and_blue_states).

[10] https://web.archive.org/web/20070314004558/http://www.jungland.ru/node/953

[11] https://russian.rt.com/business/article/364234-molodezh-ssha-blagosostoyanie

[12] См. репортаж Дмитрия Бавырина ««Фабрика смерти» американских миллиардеров признала свою вину» (https://vz.ru/world/2020/11/26/1072368.html).

[13] См. статью Вагифа Алекперова «Фильм «Матрица» и коронавирус» (https://vagif19.livejournal.com/45022.html) и статьи В.Ю. Катасонова «Пророчество начала ХХ века начало сбываться в 2020 году» (https://reosh.ru/valentin-katasonov-prorochestvo-nachala-xx-veka-nachalo-sbyvatsya-v-2020-godu.html) и «Антиутопия Эдварда Форстера. Почему повесть английского классика, написанная в 1909 году, стала популярной в эпоху COVID-19» (https://reosh.ru/valentin-katasonov-antiutopiya-edvarda-forstera-pochemu-povest-anglijskogo-klassika-napisannaya-v-1909-godu-stala-populyarnoj-v-epoxu-covid-19.html).

[14] https://ifunny.co/meme/redpilled-cool-wholesome-or-fun-bluepilled-dull-average-nothing-different-EaB3g1Lm7 и https://www.urbandictionary.com/define.php?term=Redpilling

[15] https://www.urbandictionary.com/define.php?term=Yellowpilling

[16] https://www.urbandictionary.com/define.php?term=Greenpilled

[17] См. статью «Матрица: неизвестный финал» (http://www.kino-mira.ru/interesnie-fakty-iz-mira-kino/2564-matrica-neizvestny-final.html).

Добавить комментарий