Проходил недавно мимо нашего детского сада. Дети на прогулке в это время как раз были. Обычный писк визг беготня) Одна группа детей была на веранде с воспитателем. И я услышал как воспитатель обращается к своим детям:
– Ребята, а кто из вас знает что такое Москва?
В ответ на непродолжительную детскую разноголосицу вариантов ответов прозвучало:
– Да, Дима, верно. Москва – это столица нашей Родины.
Воспитатель делает свою работу. Совершенно четко по государственному стандарту дошкольного образования.
Глядя на работу воспитателя появляется вопрос к нам всем наверно, не к казенным людям а к родителям. Насколько часто мы хотя бы просто говорим со своими собственными детьми о вечных ценностях. Мы действительно делаем все что необходимо для воспитания своих детей?
В дискуссиях вокруг системы образования существует следующая точка зрения – школа обязана воспитывать детей. Делать это системно и ответственно. В наше нелегкое время родители заняты работой, родителям просто тяжело и они не обладают специальными знаниями по психологии и педагогике. Следовательно, школа естественно должна взять на себя ведущую роль в организации воспитательного процесса молодого гражданина. Это в прямых интересах государства – воспитать патриотичного, любящего Родину, обладающего развитым аналитическим мышлением, ответственного члена общества и специалиста.
Собственно, надо бы обратить внимание на тот факт, что государство последовательно идет навстречу чаяниям.
Еще 17 октября 2013 года был принят приказ Минобрнауки России № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Данный государственный стандарт призван регулировать вопросы образовательного процесса, организуемого для детей в возрасте от 2х месяцев до 7 лет.
Кроме того, в одном из последних интервью Министр просвещения РФ Васильева озвучила планы правительства к 2021 году обеспечить 100% доступность дошкольного образования для детей от двух месяцев. Заявление это можно услышать в самом конце интервью с 25:10.
Извольте. Собственно, если проанализировать ФГОСы для разных уровней образования, то государство совершенно отчетливо формулирует стремление взять на себя всю полноту ответственности за воспитание здоровой и гармоничной личности. На всех уровнях образования, от дошкольного до высшего профессионального, декларируется необходимость работать на достижение именно личностных результатов – воспитывать гармонично развитого, нравственного человека. И если во ФГОС дошкольного образования еще можно увидеть, например, среди требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы необходимость обеспечить поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность (последний пункт в перечне необходимого), то во ФГОСах общего образования роль родителей вовсе никак и нигде не упоминается. Ну разве что ФГОС в принципе признает семейное образование как форму организации учебного процесса.
Действительно. Быть может, и не надо беспокоить занятых родителей. Нет никаких сомнений. что если действовать последовательно, то государству вполне по силам организовать воспитание ребенка в совершенно полном объеме. И сделать это абсолютно необходимо.
Воспитывать человека совершенно необходимо. Если этого не делают по нежеланию или неумению – то общество опасно и нестабильно. Я регулярно наблюдаю в дискуссиях позицию родителей которые натурально отбрыкиваются от всей полноты ответственности за воспитание своих собственных детей и настойчиво требуют от государства таки как-то сделать из детей образцовых граждан и заботливых детей наверно. Часто приводят в пример систему воспитания в СССР, который конешно все равно развалился несмотря на эту образцовую систему воспитания, но все равно система была великолепной)
Родители, вы точно понимаете чего хотите?
Да, обучение и воспитание неразделимы. Школа совершенно естественно воспитывает самим учебным процессом. Еще раз обратите внимание, в самом ФГОСе прописаны требования к личностным результатам обучения. Вот полюбуйтесь
Тут правда никто толком не понимает как эффективно достигать таких прекрасных результатов по выходу из 9го класса, но государственные умы работают надо понимать)
Классно-урочная система – это не автомат Калашникова. Нет. Это сложный и точный хронометр с нежным механизмом который клинит от любой песчинки. Но уж такой какой есть. Нету другого волшебного эльфийского поделия, годного к употреблению уже завтра.
Современная классно-урочная система такая – какая есть. Обучение и воспитание в нашей современной школе дает прекрасные результаты если большая часть учеников класса обладают следующими качествами:
1. психологическая готовность к обучению в школе
2. мотивация к обучению в школе
Если ученики способны подчиняться, слушать учителя, концентрироваться в течение определённого времени на одной задаче, способны нормально, без конфликтов, общаться со сверстниками, если осознают саму необходимость работы по своему личностному росту через овладение знаниями и умениями – то все великолепно.
Если хотя бы у части учеников класса нет психологической готовности и мотивации – то учебный процесс необратимо ломается. В таком случае преподавателям в школе неизбежно приходится заниматься именно формированием психологической готовности и хоть какой-то мотивации у несчастного ребенка. И школа делает эту работу. Разумеется. А куда деваться то. Детей не расстреляешь и из школы не выгонишь на улицу.
Попробуйте почувствовать разницу. Школа тут не работает на развитие в детях красоты и силы, а тупо пытается в рамках реалий классно-урочной системы просто усадить детей и убедить в необходимости хоть немного напрячься. Это не воспитание. Это трата времени на утирание мокрых носов, разнимание скандалистов, встряхивание заснувших. Это удивительно творческое разгребание того дерьма, которое детки умудрились нагрести в себя при попустительстве (или под чутким руководством) своих родителей (законных представителей).
Ну так, если родители часто не умеют или не хотят формировать в своих детях хотя бы психологическую готовность и мотивацию к обучению в школе – то будет абсолютно правильно, если этой проблемой озаботиться государство. Собственно, в целях сохранения своего суверенитета в условиях обостряющейся конкуренции за ресурсы в мире. Иначе невозможно воспитать в школе патриота и даже просто толкового специалиста для рынка труда.
Каким образом это будет сделано – вопрос сложный. Пока государство, по большому счету, лишь декларирует в стандартах необходимость работы на достижение определенных результатов по воспитанию личности. Однако, если государство будет действовать последовательно, то возможны глобальные решения.
Пока из серьезных решений можно назвать введение ЕГЭ. Появилась возможность оценить реальный уровень предметных знаний выпускников средней школы. Планируется увеличение числа обязательных экзаменов ЕГЭ.
Напрашивается появление таких же инструментов для объективной независимой оценки знаний учеников после завершения младшей и основной школы. Собственно, ОГЭ для выпускников 9ых классов уже давно есть, необходимо лишь поработать над чистотой проведения этого испытания – исключить сливы решений в открытый доступ хотя бы.
В дошкольном образовании так же необходима система независимой объективной оценки психофизической готовности детей к обучению в школе. Дошкольный период – самый ответственны период для формирования личности человека, для всего его будущего. Если такая система появится и анализ покажет, что родители в этот период действительно не справляются – то вполне естественно принять комплекс решений для помощи родителям.
Какой может быть эта система независимой оценки и каким может оказаться комплекс решений по обеспечение качественного воспитания детей в дошкольный период – вопрос открытый. Вариантов много. Можете подумать и предложить сами.
Собственно, что хотел сказать. Если родителям трудно, то государство вполне может взять и помоч. Деньги есть.
Автор: Prepod