1.2. Аксиоматика экономической науки в наши дни

Хотя почти всё то, что высказано далее в настоящем разделе, большей частью очевидно, будучи объективными свойствами общественно-экономической жизни в нашу эпоху, однако вопреки этому, господствующие экономические теории построены так, будто по предлагаемым к разсмотрению вопросам справедливы какие-то иные мнения, а ниже высказанные — будто бы ложны.

Также и управление на макро- и микро- уровнях многоотраслевых производственно-потребительских систем всех государств и регионов ведётся в соответствии со вздорными теориями «для клер­ков» в интересах мафиозно организованной корпорации «очень больших хозяев», а не в соответствии со здравым смыслом в интересах подавляющего большинства общества.

Мы не будем трогать времена Адама Смита и более ранние; оставим в покое Робинзона Крузо и Пятницу на выдуманном Даниелем Дефо необитаемом острове, который почему-то любят посещать некоторые экономисты-теоретики; а обратимся к разсмотрению повседневной жизни любого современного общества, развившего техносферу и впавшего в зависимость от неё.

О его жизни и его хозяйственной деятельности можно утверждать следующее:

ПЕРВОЕ. За какими-то единичными изключениями ни один продукт или услуга, которые мы потребляем, не могут быть произведены в одиночку ни кем. Производство всякой вещи или услуги, начиная от задумки и кончая предоставлением её потребителю, требует коллективного труда, направленного на производство самой вещи или услуги непосредственно, а кроме того — и труда, направленного на её производство опосредованно (производство и настройка технологического оборудования, создание сопутствующих необходимых условий, например отопление помещений, возпроизводство, возпитание и обучение кадров и т.п.).

Иными словами, в основе благополучия общества в целом, его социальных групп и индивидов лежит коллективный труд множества людей, подчас в преемственности нес­коль­ких поколений. И в этой коллективной работе всякий еди­но­личный труд представляет собой сочетание труда непосредственно производительного и труда упра­влен­че­с­кого — труда по координации деятельности членов одного коллектива, а также и по координации деятельности многих коллективов.

ВТОРОЕ. Если идти от готового продукта по технологической цепочке этапов его производства навстречу потокам вовлечения в производство полуфабрикатов, комплектующих, технологического оборудования, добычи первичного сырья и энергоносителей, то целостный технологический процесс предстаёт как разветвляющееся дерево (точнее — как корневая система дерева, приносящего плоды), разные фрагменты которого находятся в ведении административно не подчинённых друг другу директоратов производств.

Директораты, будь они даже представлены одним человеком, управляют директивно-адресно в пределах своей «юрис­дикции»:

  • фрагментами технологического процесса (кому и что делать);
  • производственным продуктообменом (что у кого взять и, что ко­му передать после выполнения своей части работы в целом).

При этом:

Основанием для торговли во все времена и во всех регионах является невозможность по тем или иным причинам осуществить эффективное управление продуктообменом директивно-адресным способом[1].

ТРЕТЬЕ. Соответственно: Обслуживающий сферу производства рынок промежуточных и «инвести­ционных» продуктов[2] с более или менее свободным ценообразованием представляет собой своего рода «клей», которым разные фрагменты технологического процесса, находящиеся под директивно-адресным управлением разных директоратов (в частной собственности различных физических и юридических лиц), «скле­иваются» в целостный технологический процесс. По мере того, как рынок вследствие разного рода причин (в том числе и дурного управления или вредительства на уровне макроэкономики) утрачивает способность быть «клеем», — сложные технологические процессы, в которых участвует множество административно не зависимых друг от друга директоратов и административно подчинённых каждому из них коллективов, разсыпаются на невостребованные фрагменты, которые, — не будучи внутренне самодостаточными системами в смысле производства и потребления, — начинают деградировать вплоть до полного их изчезновения с течением времени.

ЧЕТВЁРТОЕ. Кроме рынка (включая и финансовое обращение в современных условиях как неотъемлемый его атрибут) роль такого рода «клея», объединяющего множество частных производств (микроэко­но­мик) в одну макроэкономическую целостность, выполняет культура в целом, и прежде всего, — языковая культура[3], и в частности, — поддерживаемая обществом система стандартов[4].

ПЯТОЕ. Сбыт продуктов и услуг конечными потребителями (инди­ви­дам, домашним хозяйствам, непроизводственным общественным организациям, институтам государства и т.п.) обеспечивается не только потребностью в самих про­дук­тах, необходимых для удовлетворения тех или иных функций потребителей, но и платёжеспособностью потенциальных потребителей, а также ожида­е­мой ими динамикой их платёжеспособности.

ШЕСТОЕ. Финансовое обращение только сопутствует обмену промежуточными продуктами в процессе производства и потреблению продукции конечными потребителями и является по отношению к производству и разпределению процессом управляющим. Воздействие финансового обращения на производство и разпределение, т.е. на способность и неспособность рынка быть «клеем» — результат политики субъектов, властных над финансами общества: государственности (эмиссия, налогово-дотационная политика), банковского сектора (эмиссия, ставки ссудного процента и объёмы кредитования в разпределении по отраслям и регионам), страхового сектора (объём страховок и цены за риски) и т.п.

СЕДЬМОЕ. Производство и потребление в обществе образуют собой целостную систему. Она складывается исторически и включает в себя технологические процессы в качестве скелета, который обрастает системой сопутствующих нрав­ственно обу­словленных взаимоотношений людей (идеологи­чес­ких и произтекающих из идеологии отношений — нефор­ма­лизо­ван­ных традиционно-правовых и юридически кодифицированных, финансовых и прочих, совокупность которых политэкономия называет «производственными отношениями»).

ВОСЬМОЕ. Благосостояние общества и его перспективы обеспечиваются СУБЪЕКТИВНО посредством этой — ОБЪЕ­К­ТИВНО существующей и изменяющейся — системы в целом (в основе которой лежат технологии), а именно:

  • целеполаганием в отношении функционирования этой системы;
  • организацией и настройкой (качеством настройки) системы и её элементов:
  • на осуществление намеченных целей,
  • на подавление процессов, ведущих к осуществлению отвергаемых целей,
  • на адаптацию (в том числе и упреждающую события) к выявляющимся новым проблемам и целям;
  • соответствием работы каждого сотрудника (в этой системе все — сотрудники; в ней нет работников-индивидуалистов или независимых частных предпринимателей) целям и параметрам настройки этой единой многоотраслевой производственно-по­тре­би­тельской системы.

ДЕВЯТОЕ. Соответственно этому: Все политэкономические и экономические теории, которые вместо того, чтобы начинать разсмотрение экономической проблематики с выявления системной целостности многоотраслевого производства и потребления в современном обществе и постановки задачи об управлении саморегуляцией этой многоотраслевой производственно-потребительской сис­темой, занимаются разсмотрением отдельных её компонент, избегая при этом вопроса об образовании компонентами иерархически высшей по отношению к каждому из них системной целостности и вопроса об организации управления саморегуляцией этой системной целостности, — в современных условиях представляют собой очковтирательство и шарлатанство.

Это очковтирательство и шарлатанство в исторически сложив­шейся культуре поставлено на профессионально-корпо­ра­тив­ной мафиозной основе и во многих случаях уже не являются искренним заблуждением экономистов и социологов[5] — академиков, членкоров, докторов, профессоров, кандидатов, доцентов, учёных и преподавателей рангом помельче, — а является прямым выражением их паразитического рвачества и злонравной продажности (готовности подвести «научно-теоретическую базу» под всякий социальный заказ тех, кто платит деньги, и готовности преподавать в школах и вузах под видом достоверного знания подрастающим поко­лениям всё, что закажут).

ДЕСЯТОЕ. Глобализация, альтернативная библейской — рабовладельческой, ростовщи­ческой (см. Приложение 2), — изключающая катастрофу культуры нынешней цивилизации и падение народов в дикость, подобную прорисовками американских фильмов-кошмаров «о будущем», невозможна без определённого разрешения проблемы организации управления саморегуляцией глобальной производственно-потреби­те­ль­­ской системой в интересах обеспечения человечного до­сто­инства всех людей.

Таковы десять заповедей для оценки всей экономической публицистики и науки. Такова же и аксиоматика экономической науки, имеющей в наши дни право на существование и дальнейшее развитие.

Соответственно этой аксиоматике перейдём к изложению основ политэкономии индустриальной цивилизации.

 

[1] Вследствие фактической или юридической невозможности вторжения в чужие фактические права собственности или административные права либо вследствие разрушения директивно-адресного упра­вления по причине затруднительности эффективного обмена информацией в процессе управления в очень больших административных структурах («жа­лу­ет царь, да не жалует псарь»), а также в удалённых «фили­алах», где местные директораты оказываются фактически более властны, нежели центральный («до Бога высоко, до царя далеко»).

[2] «Инвестиционные продукты» — термин для обозначения средств производства, капитальных сооружений и т.п., принятый в западной экономической науке.

[3] Как повествует Библия, строительство Вавилонской башни (что бы она в действительности ни представляла в намерениях зачинателей проекта) было остановлено утратой языковой общности его участниками.

[4] Гайку с дюймовой резьбой не навернуть на болт с метрической резьбой и т.п.

[5] В том числе и потому, что с 1994 г. неоднократно публиковалась работа ВП СССР “Краткий курс…”, в которой изложена теория подобия многоотраслевых производственно-потребительских систем, на основе которой можно решать задачу управления саморегуляцией производства и потребления в обществе как в общественно полезных, так и в общественно вредных целях. Эта работа доведена до сведения многих социологов и экономистов-“профессионалов” как изследователей, так и преподавателей вузов.