3. Двойные стандарты

На сей раз речь пойдет не о двойных стандартах в политике, а о том, что с началом компьютеризации стало повседневностью для очень многих людей.

Предположим, что Вы работаете на компьютере, пытаетесь запустить в действие какую-то программу или открыть файл какого-то документа. Вы точно знаете, что программа работоспособна, файл программы или документа присутствует в системе, что они не защищены паролями и т.п. Но вместо привычного и естественного открытия документа или начала исполнения алгоритма программы, система зависает, выдает сообщение о невозможности найти файл или отдельные его компоненты на диске, или отказывает в доступе потому, что Вы не ввели пароля; либо предписанная Вами работа системы сопровождаются какими-то побочными эффектами и т.п.

Если такое происходит на Вашем компьютере, то Вы, естественно, предположите, что в систему проник вирус, что система неправильно настроена, что Вы работаете в ней не один, и кто-то в Ваше отсутствие или незримо для Вас блокирует Ваши действия и закрывает паролями от Вас Вами же созданные файлы и необходимые Вам для работы компоненты системы и т.п. Причем следует обратить внимание и на то, что для нормально работающей системы компьютера не имеет значения, когда Вы в последний раз обращались к какой-либо информации из того массива, что присутствует на винчестере или дискетах и «CD-ROM»-ах: система обеспечивает гарантированный доступ к информации вне зависимости от срока давности последнего обращения к ней.

Если же у Вас есть некий знакомый, о котором Вы иногда вспоминаете, например, чтобы поздравить его с Новым годом и днем рождения, то Вы же считаете нормальным, что недоступные для произвольного вспоминания его телефон и адрес записаны у Вас в записной книжке. Если Вы занимаетесь какой-либо деятельностью, требующей постоянного общения со множеством случайных людей, то Ваши карманы и письменный стол отягощаются множеством записных книжек, ежедневников, ежегодников и т.п., содержащих их адреса, телефоны, «Ф.И.О.» и т.п. Если вся эта макулатура внезапно исчезнет или Вы забудете что-то из этого при отъезде в командировку, то реально множество Ваших связей оборвется, какие-то планы сорвутся, вопреки тому, что вся информация, содержащаяся в Ваших записных книжках, вместе с образами этих же записных книжек всё же хранится где-то в глубинах Вашей души, куда Вы не имеете произвольного доступа по своему сознательному желанию. Если бы Вы имели к этой информации произвольный доступ, столь же гарантированный, как доступ к информации в хорошо настроенной операционной системе компьютера, то Вы рассматривали бы все Ваши записные книжки как никчемную обузу и хлам.

Но если бы Ваш компьютер повёл себя точно также, как Вы ведёте свою память, то Вы занялись бы ловлей вирусов, настройкой системы, искали бы возможности заменить операционную систему или компьютер заведомо работоспособными и т.п. Но по отношению к себе самому, Вы, отяготившись множеством записных книжек, без сомнения заявляете: Я — ПСИХИЧЕСКИ НОРМАЛЬНЫЙ, У МЕНЯ НЕТ НИКАКИХ ПРОБЛЕМ, для решении которых мне необходима чья-либо помощь, я могу жить по-прежнему, как жил ранее и впредь.

Причина такой самооценки проста — так живет большинство Ваших знакомых, знакомых Ваших знакомых и вообще большинство на­селения планеты. И такая личностная культура психической деятельности считается нормой. Если же некий человек в состоянии произвольно вспомнить всю информацию, что прошла через его пять чувств (шестое пока оставим в стороне), то в обществе “нормальных” людей он воспринимается как ненормальный — исключительный, феномен.

А ведь кроме памяти человеку еще даны чувства, восприимчивость которых к потокам свойственной для каждого из них информации меняется тоже неподконтрольно Вам. Это подобно тому, что Ваш компьютер независимо от Вас внезапно входит в Интернет и выдает на дисплей неведомую Вам информацию; или, когда Вы пытаясь прочитать информацию с дискеты или «CD-ROM»-а получаете сообщение «устройство не найдено», «ошибка чтения» или что-то подобное.

А кроме того, есть еще и интеллект, который регулярно выдает результат «2×2= в точности от 3 до 5». Если эти «2×2≠4» принадлежат обычной арифметике, а субъект настаивает именно на этом результате, то Вы решите, что он шутит, дурачится от избытка чувств и свободного времени; или же всё же решите, что он — состоявшийся псих, которого надо передать под присмотр специалистам. Но если это «2×2≠4» не из области обычной арифметики, а представляет собой Ваше собственное мнение по какому-то вопросу весьма далекому от арифметики, тогда как? тем более, если Вы усилено возражаете, против мнения тех, кто убежден, что и в этой области знаний есть свое «2×2=4», но никак не «2×2= в точности от 3 до 5», как полагаете Вы и БОЛЬШИНСТВО индивидов в обществе? и что делать, если при этом Вас угораздило “облагодетельствовать” общество тем, что Вы стали профессиональным высокоавторитетным психиатром?

А кроме памяти, чувств, интеллекта психике человека свойственны и иные компоненты, развитость взаимосвязей между которыми и иерархичность которых также позволяют ставить вопрос о том, что есть норма душевного здоровья для человека, а что есть отклонение от неё? и когда отклонения достигают того рубежа, за которым человек психически перестает быть человеком, однако сохраняя внешне видимое человеческое обличье?

То есть проблема определённо существует и существует не одно столетие. А исторически реальная психиатрия от исторически реальной травматологии отличается тем, что подавляющее большинство травматологов не будут утверждать, что человек с двумя здоровыми ногами нуждается в их помощи потому, что в детстве ему приснился сон о том, как он попал под поезд, и у него осталась только одна нога. Но совместного бреда психопата и дипломированного психоаналитика о событиях, якобы имевших место в реальном детстве пациента, в США может оказаться достаточным для того, чтобы упрятать за решетку третьего человека за преступления, которых он в реальной жизни не совершал.

Такое возможно потому, что исторически реальная психиатрия от подавляющего большинства отраслей знания и практической деятельности отличается тем, что не имеет объективных критериев психической нормы и надежных методов выявления объективных отклонений от неё.

Эта её особенность выражается, в частности, в том, что каждый, разыскав у знакомых или в библиотеке толстый фолиант под названием “Клини­чес­кая психиатрия”, и прочитав его от корки до корки, увидит, что лично ему свойственны признаки всех маний и сумасшествий, известных той психиатрической школе, к которой принадлежали авторы фолианта: как-то раз ему было неприятно находиться в закрытом помещении (диагноз — клаустрофобия); как-то ему очень хотелось иметь книгу и он зачитал её у приятеля (диагноз — клептомания); страхи темноты, боязнь высоты, кто-то «не так» посмотрел и т.п. Если такого рода воспоминания, так или иначе свойственные каждому, начнет стимулировать и комментировать профессиональный психиатр, то ему ничто в общем-то не мешает в присутствии коллег задокументировать ответы на тематически подобранные вопросы и …одним пациентом, поставленным на учет либо помещенным в клинику, стало больше.

Примерно на такого рода процедуре выборке из памяти случаев, соответствующих наперед избранному диагнозу, основываются многие злоупотребления психиатрией.

Но с другой стороны известны также не единичные случаи, когда люди, желая избежать судебного преследования или приведения в исполнение приговора, успешно симулировали сумасшествие, а профессиональные психиатры не могли их разоблачить: в России наиболее известен Тер-Петросян (Камо) — один из деятелей РСДРП(б), приговоренный в России к смертной казни за участие в ряде вооруженных эксцессов с государственностью Российской империи и признанный сумасшедшим многими консилиумами как в незаинтересованной Европе, так и в заинтересованной в исполнении приговора России.

Из всего множества отраслей человеческой деятельности такое возможно едва ли не единственно в психиатрии, вследствие чего проблема психической объективной нормы для человека и статистики отклонений от неё в обществе актуальна на протяжении многих веков.

Но, если к людям применять те же критерии нормальности психической деятельности, какие люди сами применяют к созданным ими техническим системам обработки информации, то вывод будет еще более печальным: общество в целом и большинство людей в нём психически ненормальны, а эффективной психиатрии в обществе не развито.

Вопреки этой реальности всё, что не вписывается в каноны официальной, но далеко не всегда дееспособной психиатрии, именуется: шарлатанством, сатанизмом, зомбированием, подавлением личности, установлением контроля над личностью и т.п. Хотя реально официальная легитимная психиатрия по существу умеет только изолировать психа после того, как он уже что-то натворил или его сумасшествие как-то проявилось, но не умеет выявить будущего психа заблаговременно и помочь ему не стать психом, выявив и ликвидировав причины сбоев его психики в обработке информации как хранящейся в памяти, так и поставляемой органами чувств.

Сатанизм, шарлатанство, зомбирование, подавление отдельной личности и обществ угрозами, насилием и прочее в жизни человечества реально имеют место. Но обрети кто-либо навыки эффективного определения нормы психического здоровья, эффективного выявления состоявшихся и потенциальных отклонений от нормы и их причин, овладей кто навыками оказания помощи с целью скорейшего восстановления психического здоровья; начни он учить психическому здоровью и оказанию помощи в его обретении окружающих, то первыми на него ополчатся дипломированные психиатры, чиновники государственных стру­к­тур и “душеспасители” множества религиозных культов, которых та­кого рода культура обретения и поддержания душевного здоровья про­сто лишит куска хлеба и возможности паразитировать на бедах и пороках общества, которые они не знают, как изжить, хотя обязаны уметь это делать по своему социальному статусу.

В нашем конкретном случае всё это приводит к вопросу, является ли дианетика «наукой душевного здоровья», как о том сообщается на обложке русского издания книги Л.Рона Хаббарда “Дианетика”, либо же нет? Если она всё же — наука душевного здоровья, то безупречна ли она в этом качестве? Если она не безупречна, то в чем её ошибки и ущербность? Если она — ложные измышления, то как взрастить в обществе науку и культуру, обеспечивающие истинное душевное здоровье как отдельных лиц, так и общества в целом?