“А где же ключи?” – вправе спросить любознательный читатель. У Пушкина, дорогой читатель! У Пушкина! Первый поэт России три ключа к своему “Храму” дал в 1827 г. в самой краткой, образной, но и самой содержательной из всех существующих доныне работ с простым и ясным названием: “ТРИ КЛЮЧА” (Ист.34, с.14).
Наберись терпения и внимания, читатель, ключи от храма перед тобой и только от тебя будет зависеть, сумеешь ли ты ими воспользоваться. Но сначала задумайся над вопросом: “Почему ты и твои современники воспитаны так, чтобы (не “что”, а “чтобы”) при слове “диалектика” всех воротило с души, и любой, независимо от уровня образования, старался при встрече с этим понятием перевести разговор на другую тему? Почему? Да потому что…
В степи мирской, печальной и безбрежной
Таинственно пробились три ключа.*
Комментарий:
* Первой строкой поэт дает образ Вселенной “печальной и безбрежной”.
Человек разумный не только обитает в ней. Он является органической частью Космоса, этого Великого Храма, существующего по законам Гармонии. Человек, не пренебрегающий законами Гармонии, обогащающий духовный мир Человечества великими творениями, принимает непосредственное участие в сотворении этого храма. Только такие люди участвуют в сотворении более высокого, чем Человек, уровня организации Материи.
Ведь все сущее, Вселенная – самодвижущаяся материя. Вся материя во Вселенной в той или иной мере упорядочена (организована). Другими словами, во Вселенной НЕТ неорганизованной материи. Мере организации материи (любой) соответствует некое понятие, частным видом которого в науке является понятие “информация“. В религиозной терминологии это – “дух”, некая бесплотная субстанция. Имея в виду понятие “мера организации материи”, мы будем пользоваться термином “информация”, благо живем мы в век информации.
Разные фрагменты Вселенной отличаются друг от друга уровнем организации материи. Пространство, вакуум – один из уровней организации материи. При изменении уровня материи организации вакум “из ничего” рождает элементарные частицы и т.п. и элементарные частицы “бесследно” исчезают в вакуме.
В мире нет ничего, кроме – информации – времени -.
Движение – самоизменение во времени меры организации материи. Все три категории, составляющие основу триединства Мира, сами существуют в триединстве (ни одна без двух других ни существовать, ни понята быть не может).
Любая часть материи обладает свойством более или менее полного отображения (информационный процесс) всей остальной части Вселенной и самой себя в самою себя. При достаточно высоком уровне организации материи частный вид ее общего свойства – отображения – мы называем сознанием. В этом смысле материя первична по отношению к сознанию: нет сознания без материального носителя достаточно высокого уровня организации. При вторичности сознания (духа) по отношению к материи в указанном смысле Мир един и целостен. Понятия категорий триединства Мира – времени, информации и материи, – развиваясь по мере накопления знания и роста общественного сознания, приближаются к своей объективной сущности, не зависящей от сознания.
Диалектика – методологическое понятие, отражающее самодвижение всего сущего через:
– взаимодействие отличностей при их взаимном проникновении друг в друга;
– переход количественных изменений в качественные и обратно;
– отрицание Отрицания.
Это понятие развивается, совершенствуется, а его уровень повышается, расширяется и углубляется по мере развития сознания. Опыт – критерий истины – подтверждает правильность такого мировосприятия, и пока никто его не опроверг. Осознание диалектики повышает устойчивость сознания отдельного человека к разным формам субъективизма. Отсюда сама диалектика – своеобразный инструмент, ключ, язык, способствующий сознанию в объективном отображении Мира.
Отход от него ведет к утрате целостностного мировоззрения и в своей крайней форме является антидиалектической отсебятиной – субъективным метафизическим идеализмом, самодурью. Вульгарное (“атеистическое”, в традиционном смысле слова) утверждение о том, что человеческое сознание – высшая форма организация материи, – антидиалектично.
Человеческое сознание, объективно отражая благодаря диалектике окружающий материальный мир в его вечном самодвижении, при отсутствии духовного гнета, естественным образом формирует целостное – диалектическое мировоззрение. Отсюда целостное мировосприятие на стихийном, неосознанном уровне всегда диалектично.
Здесь изменена привычная формулировка “единства и борьбы противоположностей”, ибо противоположности подразумевают парность отличностей. Единство и борьба – сужение более общей закономерности; неоправданное использование суженного закона ведет к ошибочным выводам. Овладение более глубоким, чем вышеизложенное, пониманием развития целостного Мира можно только приветствовать.
* * *
Первой строкой поэт дает образ Вселенной “печальной и безбрежной”. Человек разумный не только обитает в ней. Он является органической частью Космоса, великого Храма, существующего по законам Гармонии. Человек, не пренебрегающий законами Гармонии, обогащающий духовный мир Человечества великими творениями, принимает непосредственное участие в сотворении этого Храма.
Вторая строка – образ тайны Триединства Мира в религиозном, философском, техническом и другом, пока еще неосознанном Человечеством, аспекте. Три ключа – триединая основа мироздания, проявляющаяся через время, информацию и материю. Три ключа – триединство законов диалектики, проявляющихся во Вселенной через взаимодействие отличностей, переход количественных сотношений в новое качество и отрицание Отрицания. Три ключа – это триединство характеристик полей волновой природы, проявляющихся в любом информационном процессе через фазу, частоту и амплитуду. Итак, ключ Первый!
Ключ юности – ключ быстрый и мятежный,
Кипит, бежит, сверкая и журча;
Здесь ключевое слово “бежит”. Две строки – образ быстротекущего времени, которое действительно бежит для людей, бескорыстно тратящих свои духовные силы на созидательное разрешение противоречий жизни. Только такие люди участвуют в сотворении более высокого, чем Человек, уровня организации Материи.
В первый период познания Мира, в юности, время особенно быстро “кипит, бежит, сверкая и журча”. Целостность и диалектичность мировосприятия, данная юноше от природы, оберегает его ум и сердце от подмены понятий “Добра” и “Зла”. В кипении страстей молодость даже на неосознанном уровне еще способна мятежно подняться против Зла и правильно определить положительную фазу, т.е. фазу Добра низшей частоты информационного поля, соответствующего более высокому уровню организации материи.
В Великом Храме Космоса Зла нет, ибо Мир добр изначально. Отсюда в религиозном аспекте: “Бог – есть Добро! Бог – есть любовь!” Энтропия Зла невозможна, но Человек может творить и Зло. Вот почему так важно умение пользоваться первым ключом, т.е. способностью отличать добрые дела от злых. Без методологии Человеку это не под силу. Но от рождения ему дано на подсознательном уровне целостностное диалектическое мировосприятие. Сделать диалектику достоянием сознания – важнейшая задача Человека. Говорят, что дорогу осилит идущий. Это верно, но куда важнее выбрать верную дорогу. Ошибка на этом этапе жизненного пути приводит к тому, что вся дальнейшая работа интеллекта, нравственных и душевных сил становится бессмысленной. Более того, она может способствовать физическому и духовному уничтожению личности.
Энтропию Добра Великого Космоса Зло отдельных людей, человеческих общностей и даже целых планет осилить не могут. В этом смысле Бог (более высокий уровень организации материи) действительно есть Добро. Второй ключ – следующие две строки!
Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской изгнанников поит;
Это образ информационного процесса, обладающего волновой природой и, следовательно, всеми параметрами волны (фаза, частота, амплитуда). Но это и образ перехода количественных соотношений в качественные, которые в человеческом сознании происходят вдохновенно. Кастальский ключ (от имени греческой нимфы Касталия, дочери речного бога Ахелоя; спасаясь от преследований Аполлона, она превратилась в источник на горе Парнас) и есть тот ключ, с помощью которого человеческое сознание как бы подбирает необходимую несущую частоту информационного поля, соответствующего более высокому уровню организации материи. Для большинства людей это работа долгая, кропотливая и не всегда венчающаяся успехом. Она требует не только тщательного сбора фактов и осмысленного к ним отношения, но прежде всего своевременной ломки сложившихся стереотипов отношения к явлениям Мира и поведения в обществе. Процесс этот далеко не безболезненный, так как человек вынужден при этом выдерживать огромное напряжение умственных и душевных сил. Многие на этом этапе ломаются.
Пушкин понимал сложность этого этапа познания Мира и потому в 1827 г. (период написания “Трех ключей”) заметил: “Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий (своевременный отказ от ненужных стереотипов: авт.), следственно и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии” (Ист.2, с.19). Естественно, если с “соображениями понятий” туго, то обилие впечатлений не обеспечивает автоматически “впечатлительному субъекту” нового качества в любой отрасли знания, даже в геометрии. Вот почему Томашевский, нисколько не смущаясь, переиначивает Пушкина в соответствии со своим “соображением понятий”: “Вдохновение ? есть расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных. Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии” (Ист.6, с.41). Собственно говоря, талант, гениальность и проявляются в способности личности, прорываясь через калейдоскоп фактов, вдохновенно выходить на качественно новый уровень познания Мира.
В Природе равенства нет. Разным людям этот процесс дается по-разному. Пойдет дело – можно, подобно Пушкину, и к 30 годам выйти на “Болдинскую осень”, подняться “до святости”, т.е. с одинаковым успехом считывать информацию о прошлом и будущем благодаря установлению “особых отношений” с более высоким уровнем организации материи. Это и есть “Дар Божий”. Ну а другому и жизни не хватает, чтобы понять самые простые истины. Но все противоречиво в этом мире, и никакое приобретение в этом мире не обходится без потерь. Вырвавшись на новый виток познания, человек может почуствовать себя на какое-то время одиноким изгнанником. Ключом вдохновения в “степи мирской” изгнанник может упиться, но это еще не значит, что жажда его будет утолена. Тут-то и необходим третий ключ.
Последний ключ – холодный ключ забвенья,
Он слаще всех жар сердца утолит.
Здесь в художественной форме дан закон отрицания Отрицания. Но это не голое отрицание. Через утоление жара сердца (ум жарким у нормальных людей быть не может) холодным умом постигается свет истины. Это же есть и образ материи в бесконечных формах ее проявления, которые (формы) потому и существуют, что есть холод забвения. На этом этапе познания человек достигает полной гармонии с окружающим миром, т.е. входит в состояние гармонического резонанса.
Из теории колебаний известно, что явление резонанса возникает при совпадении двух первых параметров (фазы и частоты) в колебательных системах. При этом третий параметр – амплитуда – может возрастать бесконечно даже при незначительных затратах энергии, если сопротивление среды, в которой действуют колебательные системы, исчезающе мало. Если предположить, что колебательные процессы, идущие в информационных полях, создаваемых разными уровнями организации материи, происходят в среде с бесконечно малым сопротивлением, то независимо от природы этих полей для осуществления связи меж ними в условиях информационного резонанса возможно достаточно той незначительной энергии, которую генерируют биотоки головного мозга человека в процессе его мыслительной деятельности. * Отсюда и сладость постижения истины.
* * *
Комментарий:
Оставаясь на позициях диалектического материализма, человеку изначально естественно предполагать существование более высокого уровня организации материи помимо той, в рамках которой он осознает себя частью материального мира. Видимо, на заре своего существования наделенные от природы целостностью мировосприятия люди и выражали догадку об этом в религиозной форме (вера в богов). Древний политеизм в основе своей материалистичен и диалектичен. Мы видим, что в древних мифах язычников (греческих, славянских) богам, как и людям, в Природе просторно.
Во Вселенной каждый предыдущий уровень организации материи является основой для сотворения последующего. Так реализуется закон самоорганизации материи, который не противоречит закону сохранения материи и энергии. Язычники не случайно творили богов по своему образу и подобию (подсознательно они творили более высокий уровень организации материи), и поэтому отношения между людьми и богами (различные уровни организации материи) оставались гармоничными. Диалектика же была живым языком этих отношений. Она постигалась и совершенствовалась Человечеством на осознанном уровне по мере развития этих отношений. Одновременно диалектика служила как бы камертоном, с помощью которого осуществлялась настройка и наЛАДка этих отношений. Корень ЛАД выделен здесь не случайно, ибо лад в Природе существует здесь органически. Только люди, способные слышать, воспринимать этот лад, творят по законам ГАРМОНИИ, и тогда их творчество вечно.
Мы знаем и спокойно воспринимаем тот факт, что первыми диалектиками, осознавшими диалектичность целостного мира, были язычники (Гераклит, Демокрит, Зенон и т.д.). Мы знаем, что Церковь всегда проклинала язычников, но мы редко задаемся вопросом о происхождении слова “язычник”. Уж не потому ли, что они владели Языком Правды Бога (более высокого уровня организации материи в нашем понимании)?
Вульгарный атеизм опасен не тем, что он не признает существование Бога, а тем, что, отвергая все религии как “опиум народа”, лишает людей возможности в процессе изучения различных религий познать Язык Правды Бога. В этом смысле атеизм ничем не отличается от слепой приВЕРженности какому-либо одному религиозному учению. Мир целостен, Человечество целостно, и задача Человека как части Человечества – понять существующие связи между различными религиозными воззрениями, чтобы глубже осознать Язык Правды Бога – ДИАЛЕКТИКУ. Монополия любого религиозного учения беспощадна к человеческому разуму и, претендуя на единственно правильное понимание Языка Правды Бога, на самом деле лишает Человечество этого языка. Особенно опасна монополия монотеизма.
Иудаизм – самая страшная и устойчивая из всех существовавших форм монотеизма. Его устойчивость обеспечивается мощной периферией: христианством и мусульманством. Как они создавались – вопрос отдельный. Присвоив себе роль посредника меж человеком и “богами”, иудаизм тысячелетиями дробил целостность мировосприятия человека, разрушая его ЛАД с Природой, искажая все представления о естественных явлениях Мира, производя подмену понятий Добра и Зла в интересах рассеянной среди Человечества то ли Богоизбранной, то ли Богогонимой социальной общности, рассудком которой является своекорыстие. Живой язык общения – диалектику – монотеизм превратил в мертвую догму, а тонкий инструмент – камертон – в эклектический молоток, с помощью которого более двух тысячелетий он распинает всех стремящихся постичь истину.
Но законы диалектики объективны, и действие их не зависит от стремлений и интересов какой-то одной социальной общности. К.Маркс в своей статье “К еврейскому вопросу” писал: «Еврейство не могло создать никакого нового мира; оно могло лишь вовлекать в круг своей деятельности новые, образующиеся миры и мировые отношения, потому что практическая потребность, рассудком которой является своекорыстие, ведет себя пассивно и не может произвольно расширяться; она расширяется лишь в результате дальнейшего развития общественных условий» (Ист.38, с.411). Своекорыстие – этот рассудок практической потребности – уже захватил весь мир. Даже в странах, где строился социализм, лозунги борьбы за “социальную справедливость” подменили лозунгами борьбы против социальной зависти, а клич “Обогащайся, как можешь!” официально принят на вооружение. Так что своекорыстию расширяться дальше некуда, и, следовательно, по закону отрицания Отрицания оно обречено, а Диалектика на новом витке спирали развития Человечества должна стать живым языком общения Человека с Природой.
* * *
С выходом на этот этап познания Человек приобщается к подлинно созидательному процессу через полное Отрицание Зла, т.е. к созидательному разрешению всех противоречий жизни. Именно с этого момента Человек достигает понимания ( ) явлений, происходящих в мире, и не он сам, а окружающий его мир начинает видеть в нем интеллигента. Этот этап есть завершение, но он же есть и начало нового витка спирали диалектического познания истины: от живого созерцания – к абстрактному мышлению, и от него – к практике.
И последнее наставление Пушкина к пользованию “Тремя ключами”: три ключа в степи мирской пробились одновременно, а не по очереди, следовательно и пользоваться ими при открытии дверей Храма (постижении истины) необходимо вместе, а алгеброй гармонию, подобно Сальери, поверять не должно. “Моцарт и Сальери” – тоже урок диалектики, и не менее интересный. Работа сотворения своего духовного “Я” как частицы более высокого уровня организации материи происходит постоянно, т.е. разделить эти три этапа невозможно, ибо человеческое сознание продвигается к истине по спирали, которая так же бесконечна, как бесконечно великое триединство Мира: время, информация и материя.
Все, что я так долго здесь рассказывал, Пушкин на образно-логическом языке изложил в 8 строках, доказав тем самым своей бессмертной октавою, что в совершенстве владеет и самим октавным принципом, который еще древние египтяне называли принципом гармонии.
И если В.Непомнящий в упоминаемой выше статье “Дар” увидел в “Трех Ключах” “одно из самых совершенных и самых мрачных стихотворений Пушкина, где утверждается желанность смерти”, то он всего лишь продемонстрировал свой, а не пушкинский уровень понимания тех явлений Мира, о которых нам поведал гений. Сальери, отправив в “мир иной” Моцарта, вослицает: “Но ужель он прав, и я не гений? Гений и злодейство – две вещи несовместные”. И в ужасе добавляет: “Неправда”. Совершенство и Мрак – тоже две вещи несовместимые, но “Непомнящий” или “Непонимающий”, видимо, как и Сальери, крикнет: “Неправда!” “Последняя строка о “ключе забвения” ужастна”, – кликушествует В.Непомнящий. Но это всего лишь собственный страх несоображающего, и “Новый мир” выплескивает на свои страницы мрак чуждой Пушкину души, да еще в посвященной юбилею поэта статье.
Стыдно должно быть перед памятью Первого Поэта России. Никогда и никто не мог упрекнуть Пушкина в том, что поэзия его “мрачная” или “ужасная”. Ну разве что дышащий ядом ненависти Абрам Терц в своих “Прогулках с Пушкиным”.
Здесь я бы посоветовал непонимающему Непомнящему пройти урок обучения в “начальной школе” Пушкина и сделать попытку не вообще, а конкретно опустить Пушкина до уровня своего миропонимания. Полагаю, известный пушкинист сразу бы прозрел и увидел свою ошибку. Для этого достаточно взять те самые две строки из “начальной школы”:
И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада
и попытаться поменять в них “великолепный” на “совершенный”. Что? Режет слух? Не звучит? Изменяется понятийный уровень? Так ведь это пример “точности” и “опрятности” мысли и слова нашего поэта. Ну и что касается “совершенного мрака” то он, видимо, всегда существовал как притягательный идеал еврейской культуры и был реализован в творчестве еврейского художника Малевича в виде пресловутого “черного квадрата”. И восхищаются, восторженно шумят. Известно, что благонамеренная глупость верноподданных идиотов есть продукт питания “вечных странников революционной перестройки”. В искусстве они называют себя “авангардистами”.
Поэзия Пушкина ясная, светлая и совершенная. Можно читать Пушкина, можно называть себя пушкинистом (по аналогии с марксистом), можно даже отгородиться от Пушкина толстыми стенами “Пушкинского дома”, но прочесть Пушкина – дано не каждому. “Постичь Пушкина – это уже нужно иметь талант”, – сказал Сергей Есенин. Враги Пушкина убили Есенина только потому, что увидели в нем этот талант. Но Пушкин бессмертен. Он живет в своем народе и, не сомневаюсь, что скоро явит себя, поскольку, как предсказал Н.В.Гоголь, “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет” (Ист.39, с.27).