Pre scriptum
Для того, чтобы действие имело успех, необходимо, чтобы сам манипулятор и те, на кого он воздействует, были равным образом убеждены в эффективности этого действия. «Нет манипулятора – мага, врача или пророка – который смог бы осуществить нечто, если субъект заранее в это не поверит».[1]
Антикораническая стратегия Запада
Сюжет фильма «Дюна» разворачивается в далёком будущем, – в галактике, находящейся во власти межзвёздной империи, в которой феодальные семейства владеют целыми планетами. В основе сюжета – повествование о судьбе молодого аристократа по имени Пол Атрейдес, чья семья получает в управление планету Арракис. На этой пустынной планете содержатся огромные залежи особого вещества, Spice (пряности), добыча которого носит стратегический характер для феодальных семейств, поскольку эта пряность необходима для космических перелетов. В ходе заговора Пол вынужден скрываться среди жителей пустынь — фрименов — и в итоге поднимает их на священную войну против империи. «Дюна» соединяет в себе черты научно-фантастического и философского романа, используя экзотические для американской фантастики 1960-х годов ближневосточные (арабские и персидские) имена и образы для создания многослойного повествования, затрагивающего, среди прочего, темы политики, религии, технологии и экологии (Википедия). В данной статье мы покажем как через сюжет романа глобальные элиты формируют в общественном сознании неизбежности первого этапа многоходовой игры для решения «проблемы коранического ислама».[2] На первом этапе такого сценария создаётся «халифат», в который должны войти если не все, то подавляющее большинство народов, для которых ислам в его исторически сложившемся виде является традиционным вероучением, достоянием культуры этих народов. Используя заложенные в вероучения противоречия и одержимость религиозных фанатиков, разжигается мировая война на религиозной почве, в ходе которой либо уничтожается этот «халифат» окончательно и бесповоротно. Либо, в случае победы «халифата», поддерживается насаждение обрядовости ислама и тоталитарного режима блюстителей порядка и права, что вызывает консолидацию всех сил для свержения «диктатуры», которая не несёт человечеству ничего хорошего. И в первом, и во втором случае достигается конечная цель коллективного Запада – искоренение культуры на основе коранического ислама и объявление Корана как экстремистской (запрещённой) книги для человечества.
В первой части «Дюны» вождь одного из ситчей фрименов (происходит от казацкого термина [сечь]) Стилгар при первой встрече с герцогом дома Атрейдесов ведёт себя независимо и в лицо называет их чужеземцами, пришедшими за Пряностью, и ничего не дающими взамен”. Но уже во второй части Стилгар под знаменем Атрейдесов (!) выполняет приказы наследного герцога (!) “Веди их (фрименов) в Рай” (под этим подразумевается с высокой долей вероятности самоубийственная атака на корабли других “великих домов Империи”), в политических интересах Атрейдесов. Но как Атрейдесам (или какому-то другому субъекту управления) удалось достичь такого феноменального результата?
Мы обращаем внимание на то, что в событийной матрице «Дюны» субъектом управления Империей являются не император и даже не великие Дома, а полу-тайный орден «Бене Гессерит». По одной из версий, наименование Бене Гессерит происходит из латинского правового термина «quamdiu se bene gesserit» — «до тех пор пока он/она будет вести себя хорошо»…Как сообщает Википедия, слово Gesserit — форма латинского глагола «gerere», имеющего несколько значений: «нести (тяжести, обязанности и т. п.)», «носить (одежду)», «обращаться», «выносить [ребенка]», «вести себя (хорошо/плохо)» или же просто «делать». По причине большого разнообразия вариантов перевода глагола термин может широко трактоваться и в иных значениях, например: «оно [что-то] закончится хорошо», «она хорошо выносит ребенка», «он будет вести себя хорошо» и так далее. По сюжету, главная задача ордена действительно заключается в том, чтобы следить за тем, чтобы «дела в Империи делались и заканчивались хорошо». Это сфера управления общественными процессами по схеме «предиктор-корректор», когда часть прямых и обратных связей замыкается через прогнозируемое будущее[3]. На решение Стилгара следовать приказам наследного принца сыграли не столько физические и психологические данные самого Пола, сколько миф о Мессии, сформированный и распространённый орденом задолго до событий на Арракисе.
Стратегии и цели Ордена
1) Селекционная программа
Первичной целью ордена является создание Квисатц Хадераха — мужчины Бене Гессерит со способностями Преподобной Матери. Эта цель достигается посредством глобальной селекционной программы, проводимой в течение многих поколений. Манипулируя человеческими отношениями, Бене Гессерит контролировал кровосмешение Великих Домов Империи на протяжении многих веков. Согласно концепции ордена, Квиcатц Хадерах, обладающий доступом к Памяти Предков (как мужчин, так и женщин), стал бы венцом творения ордена, а для всей вселенной — Мессией. Продуктом этой селекции становится оптимальный правитель Империи, обладающий даром видения нескольких вариантов будущего, а обретённые навыки позволят ему уходить осознанно от неблагоприятных сценариев. В брачных союзах властителей домов со жрицами рождались всегда девочки, которые становились членами ордена. Однако жрица Джессика нарушила обет и полюбила герцога Лето, в результате чего она родила сына, а не дочь. Вследствие чего ордену пришлось вносить коррективы по программно-адаптивной схеме управления, как говорится «изменять сценарий на коленке».
2) Отказ от непосредственной власти
Орден Бене Гессерит для достижения своих целей, в основном действует безструктурно. Не обладая административным ресурсом, орден формирует идеологии и культы, что позволяет ему манипулировать общественным и политическим порядком через “настойчивые” предложения и намёки со стороны посвящённых жриц, используются долгосрочные стратегии на основе принципа: императоры приходят и уходят, цели ордена остаются в вечности. Члены ордена избегают демонстрации своего богатства и реальной власти, поэтому простолюдины не понимают, кто на самом деле несёт ответственность за взлёты и падения правительств и империй. Цитаты из фильма:
- «Мы не надеемся, мы планируем» (Преподобная Мать Ордена Бене Гессерит)
- «Правительства приходят к власти и теряют её от причин, которые часто кажутся второстепенными. Какая малость! Спор двух женщин… направление ветра в определенный день, кашель, чихание, длина платья или попадание песчинки в глаз придворного» (Пол Атрейдес).
- «На будущее влияет не настоящее, глупец, это будущее формирует настоящее. Переверни все свои представления. Как только будущее задано, события начинают разворачиваться так, что это будущее становится неизбежным» (Лето II, сын Пола Атрейдеса, цитата в фильм не вошла).
3) Missionaria protectiva — Защитная Миссия
Одна из задач в служении Преподобных Матерей ордену заключается в формировании легенд и пророчеств («заразные предрассудки») о мессиях и спасителях, называемые Паноплиа профектикус (лат. Panoplia prophecticus — «Доспехи пророков»). По мере необходимости Преподобная Мать использует созданные ранее пророчества и сама предстаёт в роли ожидаемого спасителя, чтобы манипулировать нужными субъектами в своих интересах. В этом случае авторы «Дюны» указывают на религиозное начало, заложенное в каждом человеке с рождения и вероучения, как одного из мощнейших орудий управления этим поведением индивида и общества. Контролируя религию, Бене Гессерит получают доступ к более важному рычагу управления обществом, чем несметные богатства Домов и их административный аппарат.
Во второй части фильма Джессика и Пол Атрейдесы получают убежище среди фрименов после уничтожения всей их семьи. Пола принимают за Махди — мессию из легенды, распространённой среди аборигенов при помощи периферии орденских структур. Какую именно легенду следует использовать, оказавшись среди фрименов, Джессика узнаёт, анализируя ситуацию, в которую они попали, из окружающей среды: Махди был заготовлен Бене Гессерит для планет с самыми суровыми климатическими условиями, на которых адептам ордена может понадобиться максимальная возможная власть. Которая как мы знаем, является контроль над мифами и легендами через вероучение. Преподобные Матери обладают полным доступом к памяти предков — воспоминаниям всех их прародителей по женской линии. В определённые моменты предки могут подсказывать их носительнице что делать в том или ином случае, давать свои комментарии.
Мифы о Дионисе
В первой части «Дюна» жрица ордена Джессика со своим сыном Полом спасаются на вертолёте, но терпят крушение и оказываются в голой пустыне. Условная «бочка», шторм, диалог внутри бочки, «возмужание» сына, который выдавил стекло, чтобы выбраться на волю, а оказавшись в неизвестной стороне, становится правителем – это всё повторяет сюжет «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. Однако сам сюжет старше пушкинской сказки на несколько тысячелетий.
Былые увлечения Полом былинами и преданиями о фрименах, описанием их образа жизни также сыграло свою роль – более глубокое понимание культуры этого народа оказало весомую поддержку в обретении доверия к фрименам. В образовании Пола тоже проявляется прямое участие матери – жрицы ордена. По нашему мнению, создатели фильма постарались вложить в персонаж Мессии архетип греческого бога Диониса – бога вина и экстаза, мистика и любовника, странника и воина. На это указывает ряд образов и сцен, на которых режиссёр сделал акценты.
Лисан аль-Гаиб (араб. لسان الغيب, нездешний язык) – «Глас из Внешнего мира», – грядущий пророк из другого мира, с другой планеты. Эта роль и была уготована орденом для Пола Атрейдиса. В фильме эту роль сыграл актер франко-ашкеназского происхождения, внешность которого трудно назвать мужественной. При этом Пол великолепно владеет оружием, фехтованием, вынослив, быстр и умён. Что делает его образ привлекательным. Главный герой больше похож на парнишку из рекламы известных брендов, для которых именно общественное сознание определяет “бытие”, в котором маркетологи весьма успешно освоили основы психологии и знают, как манипулировать потребителями, торгуя не просто товарами, а идеями и смыслами.
Бог Дионис был юн. Согласно одному известному описанию, это изящный молодой человек с ниспадающими на плечи волосами, облаченный в пурпурную мантию. Далее в этом мифе рассказано, как его похитили разбойники, решив, что перед ними царский сын, за которого можно взять большой выкуп. Это типичный образ вечного юноши из привилегированной семьи.
В статье “Дюна-1” мы уже останавливались на изображениях быка, которым изобилует дворец семьи Атрейдесов и на котором режиссёр делает акцент. Примечателен факт того, что режиссёр не делает акцент на орле, хотя он является символьным животным герба дома Атрейдесов. В античных мифах Диониса действительно изображали в образе быка или человека с рогами (Дионис Загрей), как например, в городе Кизике, во Фригии. На одной из дошедших до нас статуэток он представлен одетым в бычью шкуру, голова, рога и копыта которой закинуты назад. На другой он изображён ребёнком с бычьей головой и венком из виноградных гроздьев вокруг тела. К богу применялись такие эпитеты, как «рожденный коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий».
В западной психологической науке разработана концепция нескольких психотипов мужчин, в привязке к архетипам древнегреческих богов. Далее мы будем приводить цитаты из книги Джины Шинода Болен (Jean Shinoda Bolen) «Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин» (1989), и показывать, как эти черты Диониса отражены в фильмах “Дюна”.
В молодости Дионис путешествовал по Египту, потом прошёл от Индии до Малой Азии, затем пересек Геллеспонт и попал во Фракию, а оттуда добрался до своих родных Фив в Греции. Ему сопутствовали безумие и насилие. Согласно некоторым мифам, сведенный с ума богиней Герой, он даже совершал убийства. Когда Дионис вернулся из Индии, богиня Кибела (или Рея; обе – доолимпийские великие матери-богини) очистила его от убийств, совершённых во время приступов безумия, и, что особенно важно, обучила своим мистериям и ритуалам инициации. Таким образом, Дионис не только сам был богом, но также являлся жрецом Великой Богини. Мотив побега и погони
– неизменная составляющая мифов о Дионисе. Культ Диониса включал употребление вина и других священных наркотиков для единения с богом. Его последователи считали, что принимают Диониса внутрь и становятся одержимы им. “Архетип Диониса обладает как мощным позитивным, так и негативным потенциалом, в нем смешались самые возвышенные и самые низменные чувства. Присутствие этого архетипа ведет к возникновению конфликта как внутри психики, так и в отношениях человека с обществом. Такая конфликтность обусловлена мировоззренческой основой дуалистической философии западной концепции. Что во многом предопределяет поведение отдельных индивидов и программирует общества на ошибочность в управлении. Архетип Диониса присутствует как в мистиках, так и в убийцах”[4]
Подводя итог, можно сказать, что создатели фильмов “Дюна”, наделив главного героя архетипом Диониса, закрепляют этот образ в безсознательном, что способствует раздвоенности сознания целевой аудитории фильма, неуравновешенности их психики, управляемости и толерантности к насилию.
Глобальная политика в кино
Вернёмся к нашему вопросу – для чего в эту сказку вложили $400 млн, и что добавил режисер, авторы сценария и неизвестные редакторы к первоначальному, не интересному издателям роману 1963 года за $7500? Другими словами, вернёмся с Арракиса на Землю.
Как уже было сказано выше, Ордену Бене Гессерит удалось поднять на войну со всей остальной Империей до этого далёких от политики фрименов. Подбор массовки на роль фрименов, их одежда, звучание языка не оставляют сомнений в том, на кого намекают создатели фильма, а главное, кто является целевой аудиторией фильма. Ответ напрашивается сам – жители Северной Африки и Ближнего Востока. Но не все. Важная деталь в повествовании фильма: исконная религия фрименов указана как “дзен-суннизмом”. Почему исторически реальных шиитов исключили из целевой аудитории, можно догадаться, посмотрев на карту. На страны с преимущественно шиитским населением у создателей фильма, получается, другие планы. А именно повторить то, что не удалось Александру Великому, – сжечь в огне пожаров войны дотла, как непокорный народ, с претензией на субъектность в глобальной политике. Исторически, потомки империи Ахеменидов не без оснований считали пришлых арабов культурно отсталым и технологически не развитым народом. Когда на территорию персов пришли несколько сот тысяч мусульман и “предложили” принять ислам, они вынуждены были согласиться, поскольку Коранические откровения обогащали культуру персов на основе зороастризма и митраизма, и мировоззренчески выводили империю на качественно иной уровень. С этого момента такие страны, как Иран, Сирия, Ирак выступили не просто хранителями Корана, но и обогатили культурно народы, принимавшие ислам. Попытка христианизации народов былой империи Ахеменидов не удалась. А расцвет средневековой культуры ислама – это в первую очередь, расцвет Персии в ином обличии, многонациональном и многоконфессиональном единстве. Средневековая Европа, тем временем, утопала в невежестве, голоде и междоусобице. Однако, ислам арабов и ислам персов имеет различные культурные предпосылки. У арабов, потомков кочевых отсталых народов, кроме Корана нет почти ничего. У персов, кроме Корана, есть богатая древнейшая культура. Что даёт им все основания для субъектности в глобальной политике. Поэтому для глобальной закулисы вопрос условных “шиитов”, как потомков великих персов, решается также, как и русский вопрос – окончательное и безповоротное уничтожение носителей культуры. Как бы там ни толковали исторический процесс, но сегодня шиитские страны, по сути, – это либо потомки персов, либо те, кто находился под их влиянием. На фоне этих исторических предпосылок становится понятен политический союз России и Ирана, которые мировоззренчески близки друг другу.
Политтехнология
Красной линией через весь фильм проходить нить повествования с глубоким уважением создателей фильма к фрименам вообще и их “силе пустыни” в частности. Каждая деталь описана тщательно и художественно ярко. Фримены имеют
своеобразную культуру, хорошие воинские качества, готовы умереть за честь и свободу своего народа (в их понимании). Их планета является источником уникального стратегического сырья “spice”, от которого зависит жизнь всей галактической цивилизации. Такой положительный образ нагнетает и поддерживает “чувство собственного величия” коренного населения пустынных нефтедобывающих стран, проживающих при этом в нищете и живущих с надеждой оказаться в обетованной земле благоденствия, получив статус беженца в Европе. Вербовка зрителей картины заключается в словах Пола в конце первой части “Дюны”. Пол говорит как-бы своей матери, но на самом деле, окружающим фрименам: “Я пришёл не за властью, я пришёл за силой этих людей”. Какая такая особая сила фрименов – режиссёр оставил на размышление зрителя…В фильме же показана только их большая численность и религиозный фанатизм. Но именно с этих слов началась вербовка вождя Стилгара.
“Лисан Аль-Гаиб” – это определённый сценарий в русле антикоранической стратегии, который завуалирован идеей освобождения народов Африки и Ближнего Востока. Единственный голос, который указывает на подводные камни этой схемы – голос фрименки Чани. “Этим пророчеством нас превращают в рабов!” Но еë противоборство с этим тунельным сценарием никак не влияет на сюжет фильма. Такой акцент интересен, как политтехнология. В культуре исторически сложившегося ислама женщине отведена второстепенная роль. Поэтому подобные безнаказанные заявления незамужней женщины в данной культуре обретают характер “ереси”. С такой позицией девушки режиссёры создают побочную сюжетную линию в фильме в виде оппозиции Чани к пророчеству. Неужели киноляп? На наш взгляд, это осознанный ход: программисты матрицы “Дюна”, этим нарративом оглашают свои методы, предупреждая будущих жертв о своих намерениях. С одной стороны, предлагают народам рассмотреть альтернативы и избежать тоннельного сценария антикоранической стратегии, тестируя общество на мировоззренческую зрелость. С другой стороны, снимают с себя часть вины, вступая в сделку со своей совестью: “Они были предупреждены, у них был выбор, они поступили в меру своей нравственности рабов (в пределах заданной программы “Дюна”). При этом выбор любого из предложенных сценариев будет обратной связью для развёртывания следующих сценариев и стратегий в русле концепции управления.
В ноябре 2023 года А.Г. Артамонов, позиционирующий себя как бывший разведчик-нелегал во Франции, поделился со зрителями о своём разговоре в 1988 году в парижском кафе с неназванным ливанским миллиардером[5], на тот момент – главой ливанской разведки. Этот ливанец разоткровенничался с французским подростком о том, что наводнение Франции легионами арабских иммигрантов – целенаправленная политика с целью разрушения французской государственности. Под эти цели также были завезены в Германию с конца 50-х годов турки и арабы, якобы для восстановления разрушенной экономики, что было аргументировано в немецких СМИ нехваткой рабочих рук. Таким образом, мы видим реальные политические события, действия политиков в матрице будущих событий, в накачке которой участвуют создатели фильмов «Дюна». В производство которого и было вложено $400 млн.
Итоги
В конце 2016 года член авторского коллектива ВП СССР В.М.Зазнобин, в одном из выступлений[6] указывал на религиозный контекст войны в Сирии, носящий концептуальный характер: Сирия как начало и завершение Библейского проекта. На то, что война в Сирии носит экзистенциальный для всего человечества характер, когда в ход задействованы все обобщённые средства управления, указывает и факт крушения пассажирского самолета, на борту которого находились артисты военного “Ансамбля Александрова” и Елизавета Глинка, известная русским людям, как “Доктор Лиза”. К сожалению, все пассажиры погибли. По нашему мнению, в Сирии в 2015 году Россией был приостановлен процесс разрушения государственности стран Ближнего Востока, а в более широком смысле – сделана попытка остановить антикоранический глобальный проект. Однако текущий потенциал Российской государственности оказался для такой задачи недостаточным. Разрушительный процесс, в свою очередь, запущен субъектом управления, стоящим за сценаристами “Дюны” с целью сделать нормальную жизнь в государствах региона невозможной. А это, в свою очередь, должно подталкивать миллионы самых смелых и отчаянных жителей Ближнего Востока и Северной Африки на эмиграцию в Европу. Эти люди и являются целевой аудиторией «Дюны». Кто определён на роль антагонистов для «фрименов Европы», в фильме показано также довольно недвусмысленно.
![]() |
![]() |
![]() |
Post scriptum
Можно сказать, что со специализацией и разграничением круга обязанностей два действующих лица бруновской магии – собственно маг и пророк – на сегодняшний день исчезли. Впрочем, более вероятно, что они просто узаконили и оформили свою деятельность, деятельность психоаналитика всего лишь одна из них, причем не самая важная. Маг сегодня занимается общественными связями, пропагандой, изучением рынка, социологическими опросами, рекламой, информацией, дезинформацией, цензурой, шпионажем и даже шифрованием…Эта ключевая фигура современного общества является потомком манипулятора времён Джордано Бруно, он продолжает следовать его законам, стремясь дать им специальные обезличенные формулировки..[7]
Post post scriptum
[1] Кулиану Йоан Петру. Эрос и магия в эпоху Возрождения. 1484. Париж, 1984
[2] Подробнее об этой стратегии можно прочитать в работе ВП СССР от 2010 г. “О стратегии национал-вождизма для России и о глобальной долговременной антикоранической стратегии заправил Запада”
[3] ДОТУ, гл.9 «Схемы управления», ВП СССР, 2017
[4] Jean Shinoda Bolen. Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин. 1989
[5] Интервью каналу Metametrica “Артамонов о работе разведчиком во Франции, Ротшильдах и борьбе масонов с традиционными ценностями”. Тайминг 41:00
https://rutube.ru/video/4d663965b4184b089118f8906ecd0df1/?r=wd&t=2423
[6] В.М. Зазнобин – “Библейский проект начался в Сирии и завершится там же”. Тайминг 1:03:00
https://rutube.ru/video/1cb311d2006519a060b1a1b20da1657e/
[7] Кулиану Йоан Петру. Эрос и магия в эпоху Возрождения. 1484. Париж, 1984