12.2.7. Знания и мудрость — основа дееспособности Любви

Раздела 12.2. О Любви и о «любви» — псевдо-Любви

Любовь выражает себя в том, что выявляет и разрешает проблемы человечества, культурно своеобразных обществ, тех или иных людей персонально, не создавая при этом новых проблем для их развития[1].

И это делается на основе тех навыков, которыми владеет тот или иной Любящий. Если нет навыков, необходимых для разрешения проблемы, то Любовь не может выйти за пределы сопереживания страдающим от проблем и оказывается не способной выявить и разрешить проблемы. Знания, навыки (и прежде всего — навык производства знаний и прикладных навыков самостоятельно «с нуля») необходимы для того, чтобы действительно Любить.

Но чтобы решать проблемы общества и людей, Любящий человек должен быть компетентным и умеющим, т.е должен быть вооружён адекватными знаниями и навыками.

Псевдорешение этой проблемы также находим в материалах «Церкви Последнего Завета». В 1999 г. вышла в свет книга «Последняя Надежда»[2] С.А. Торопа — «Виссариона». На странице 153 читаем:

«Я готов дать вам бесчисленное множество прямых и конкретных поучений, позволяющих узнавать всё, что во благо ваше и что нет, относительно любого жизненного проявления.

Я готов дать всё это в таком объёме, которого вы не ведали за всю историю существования вашего общества на Земле-Матушке».

Что касается больших объёмов информации, то в Коране читаем:

«Скажи: “Если бы море сделалось чернилами для <написания> слов Господа моего, то иссякло бы море раньше, чем иссякли слова Господа моего, даже если бы Мы добавили ещё одно подобное ему море» (сура 18:109 (109)).

Иными словами в «бесчисленном множестве прямых и конкретных поучений» можно запутать и утопить в море информации всякого и человечество в целом, но необходимо ли это им? — Тот Кто, ниспослал Коран, как возобновление Единого Завета, знал и знает, что это людям не только не нужно, но и вредно. Каждому из них необходимо ОДНО ЕДИНСТВЕННОЕ — достаточно краткое (чтобы его можно было прочитать от начала до конца и понять как целом, так и во взаимосвязях с Жизнью) — поучение, позволяющее выработать человеку, если не исчерпывающе истинное, то достаточно близкое к истинному и потому работоспособное в практическом применении понимание всего, с чем он встречается в жизни. И Коран содержит всё, что необходимо для того, чтобы выработать этот навык адекватного миропонимания: см. Часть 1, которая во многом является следствием прочтения Корана при осмысленном соотнесении высказанного в нём с Жизнью.

И знания — не альтернатива Любви, в чём убеждены многие — в особенности гуманитарии, не знающие естествознания и техносферы (в том числе и потому, что оказались неспособны их освоить в силу разных причин). Тем не менее такого рода убеждённость культивируется в обществе. В Первом послании апостола Павла Коринфянам, есть поучение:

«1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.

  1. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (гл. 13[3]).

Эти слова знают многие, но воспринимают их так, будто знания и навыки — это некая слабая альтернатива Любви, вследствие чего, если человек Любит, то знания и навыки для него не только не обязательны, но даже излишни: поговорка «Знай Христа — и вся наука» — выражает именно этот подход к жизни[4]. И правоту этой точки зрения как бы подтверждают следующие слова из той же гл. 13 Первого послания Павла Коринфянам:

«8. Любовь никогда не перестает[5], хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

Однако эти слова могут быть справедливо отнесены только к следующей эпохе в жизни человечества, когда Царствие Божие на Земле будет непоколебимой и неустранимой нормой жизни.

В этом случае накопление в культуре готовых к употреблению (главным образом прикладных) знаний и их освоение станет никчёмным, поскольку: во-первых, Дух Святой станет для каждого наставником на всякую Правду-Истину, а во-вторых, личностная культура психической деятельности каждого будет позволять вырабатывать «с нуля» все необходимые знания и навыки в темпе возникновения в них потребностей. Хотя, безусловно, что некий минимум коренных — фундаментальных — методологических и фактологических знаний и в этом случае сохранит свою значимость как фактор единения людей и обеспечения дееспособности обществ и человечества.

Что касается «умолкания языков», то и это — не глупость, хотя сказанное Павлом затрагивает только одну из функций языка (членораздельной речи), причём не главную.

Язык (членораздельная речь) как средство информационного обмена в обществе крайне неэффективен: низкая скорость передачи информации, неоднозначность сопоставления образов и мелодий получателем сообщения языковым конструкциям автора сообщения и т.п. — это всё свойственно членораздельной речи как средству передачи информации в обществах в эпоху массовой, почти всеобщей недочеловечности.

В эпоху человечности основным средством информационного обмена станет «телепатия», т.е. осознанное восприятие потока переживаний и мыслей во всей их полноте и детальности человека-излучателя человеком-приёмником. И тогда язык примет на себя ту ГЛАВНУЮ функцию, которую не позволяет ему выполнять организация психики большинства в эпоху массовой, почти всеобщей недочеловечности:

Язык — средство, данное человеку для управления матрично-эгрегориальными процессами[6].

Сейчас — в эпоху массовой недочеловечности — телепатия как способ информационного обмена для подавляющего большинства недоступна: как в силу личностной неразвитости, так и в силу порочности нравов. И в эту эпоху основное назначение языка (членораздельной речи) в аспекте развития человечества вовсе не информационный обмен на потребу дня и политической конъюнктуры, и не фиксация в текстах и изустных преданиях разнородных знаний, накапливаемых культурой.

Дело в том, что язык в процессе пользования им выражает нравственность и нравственно обусловленное миропонимание. Это ярко видно на примере фильма, созданного в третьем рейхе и получившего название «Триумф воли» («Triumph des Willens» — 1935 г., приз за лучший документальный фильм на международном кинофестивале в Венеции, золотая медаль на Всемирной выставке в Париже). Этот фильм — кинодокументалистика, сделанная гениальной Лени Рифеншталь[7] (1902 — 2003, настоящее имя Хеле́на Бе́рта Ама́лия Ри́феншталь) и посвящённая съезду нацистской партии (НСДАП), проходившему в Нюрнберге в 1934 г. Этот фильм справедливо оценивается многими как пропаганда нацизма, в силу чего он запрещён во многих странах, хотя и доступен в интернете. Однако если сохранить тот же самый видео- и звуковой ряды, которые скомпоновала Лени Рифеншталь, но изменить название на «Апофеоз безволия», «Апофигей[8] безволия», то по существу тот же самый фильм стал бы одним из наиболее убедительных антифашистских[9] фильмов.

И в эпоху массовой, почти всеобщей недочеловечности главное назначение языка в цивилизационном развитии — привести человечество к той нравственности, которая именуется словом «праведность», и которую Бог избрал для Себя Сам[10].

Пока же мы не вошли в эпоху человечности, а пребываем в эпохе массовой, почти всеобщей недочеловечности, Любовь, будучи совокупностью совершенства, безальтернативно требует владения знаниями и навыками, необходимыми для выявления и разрешения проблем общечеловеческих, проблем культурно своеобразных обществ, социальных групп и людей персонально, включая и выработку навыка производить любые знания и навыки «с нуля» в темпе возникновения в них потребностей.

Иначе говоря:

Любовь требует дееспособности, которая неосуществима без знаний и навыков, объективно необходимых для успеха в деле выявления и разрешения проблем, и прежде всего — проблем нравственно-этического характера.

Но освоение знаний и навыков, выработка «с нуля» новых и более совершенных знаний и навыков — это как раз то, чем не желают заниматься «фиктивные гуманисты», поучающие всех о том, как «правильно» любить всех и каждого.

Поэтому дальнейший текст — это про знания, которые необходимо вырабатывать, осваивать и применять для того, чтобы слово «Любовь» не было пустым и не было заболтано.

Глава 12 в редакции от 01.06.2015 г.

 

[1] Как это делает Феврония на протяжении всего сюжета «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

[2] Заявленный тираж петербургского издания 100 000 экз. Кроме того текст доступен в интернете. Одна из гипер-ссылок:
http://www.vissarion.ru/studies/word/lasthope/.

[3] Как было отмечено в разделе 12.2.1, в её основе апокрифическое евангелие «Благая весть Миру Иисуса Христа в изложении ученика Иоанна».

[4] Оставляя в умолчаниях, что учение, оглашённое Свыше через Христа, и учение исторически сложившихся церквей — это два взаимно отрицающих друг друга несовместимых в жизни вероучения. Поэтому «знать Христа церквей имени его» в действительности — не знать Христа, который был, есть и будет. См. работы ВП СССР «К Богодержавию…», «“Мастер и Маргарита”: гимн демонизму? либо Евангелие беззаветной веры».

[5] Косноязычно — должно быть: «не перестаёт»? «не перестанет»?

[6] О функциях членораздельной речи и управлении матрично-эгрегориальными процессами далее в разделах 13.2.2 , 13.2.3 , 13.2.4.

[7] Она также автор фильма «Олимпия» (1938 г.) об олимпийских играх 1936 г., проходивших в Берлине. Этот фильм многие кинокритики и историки киноискусства называют лучшим фильмом о спорте всех времён и народов. Вне зависимости от мнений об этом фильме и идеологических пристрастий и антипатий, действительность такова, что многие операторские, режиссёрские (киномонтажные) приёмы, впервые придуманные и реализованные Л. Рифеншталь при создании этого фильма, в последующем стали классикой спортивной кинодокументалистики.

Что касается выдвигаемых против неё после завершения второй мировой войны ХХ века обвинений в поддержке нацизма, то Л. Рифен­шталь, по её мнению, просто жила в ту эпоху в Германии, будучи деятелем киноискусства, и мало чего понимала в политике. При этом она, оправдываясь, ссылалась на Черчилля: «Если бы я знала, — говорила Л. Рифеншталь 50 лет спустя, — никто не знал. Сам Черчилль в 1935 году сказал, что он завидует Германии, ведь у неё есть такой фюрер. Вы думаете, я умнее Черчилля?».

Это — одна из наиболее ярких иллюстраций к сказанному ранее о том, что в преддверии и в эпоху гитлеризма немцам в их большинстве не было дела до происходящего и до того, что им предстоит творить под руководством фюрера. Лени Рифеншталь — это яркий пример того, как аполитичный гений может быть вовлечён в творение Зла. Под воздействием её фильмов Гитлер обрёл в разных странах мира миллионы сторонников. И хотя она сама не была членом НСДАП, для распространения идеологии гитлеризма в Германии и за её пределами она сделала больше, нежели многие идейно убеждённые нацисты.

Её ссылки на Черчилля в оправдание своей политической слепоты — показатель того, что у «братанов» не всё заладилось при организации второй мировой войны ХХ века, а Черчилль бы предпочёл в союзе с гитлеровской Германией разгромить СССР. После 9 мая 1945 г. это его предпочтение выразилось в отдании приказа на разработку плана войны против СССР «Немыслимое»: её должны были начать британцы и пленённые ими части вермахта, которые были только разоружены, но не расформированы. США должны были поддержать эту агрессию.

[8] Слово, искусственно произведённое от слова «апогей», которой означает наивысшую точку орбиты. «Апофигей», будучи ассоциативно связано с «апогеем», подразумевает и связь с просторечно-жаргонным словом «офигеть» («афигеть»), означающим (в зависимости от контекста) ту или иную разновидность безумия.

[9] Человек — это воля в русле исповедания Промысла Божиего по совести. И суть фашизма в том, чтобы не дать индивиду состояться в качестве Человека, и при этом подавление воли индивида или её переподчинение иерархии фюреров — один из аспектов фашизации общества. См. раздел 8.7 (Часть 3 настоящего курса, том 2).

[10] Коран: «Бог избрал для себя самого быть милостивым» (сура 6:12), что полностью соотносится с новозаветным: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» (Матфей, 9:13).