Мультфильм Екатерины Ломовой «Соловей-Разбойник»: почему свистит в головах

«Ветер в голове» – говорят о тех, кто не смыслит ничего в своем поведении. А ведь он не только гулять в головах может, да ещё и свистеть. Вопрос: это как? Мы как-то не задумывались над этим раньше, пока не увидели мультфильм «Соловей-Разбойник», снятый в 2002 году.

Что же из названия явствует? Неужто нас опять будут смешить тремя «богатырями»[1] от анимационной студии «Мельница»? Отнюдь нет, ибо сделан он другими мультипликаторами. И с другим замыслом, как выяснится потом, — «для детей изрядного возраста». Как-то обделён этот мультфильм вниманием пресловутых подкупных предвзятых[2] кинокритиков, которым с голливудского и полуголливудского конвейеров подают смехотырей да супергероев. Но и кинокартину «Кин-Дза-Дза» Георгия Данелия в своё время не все приняли, потому что то кино про самого зрителя, обывателя и помпадура[3], и его окружение было правдиво снято. И этот мультфильм тоже не исключение.

Но то была присказка, не сказка, а ей ещё вперед идти предстоит навстречу странствиям вместе с тремя былинными богатырями – с Алешей Поповичем, с Ильей Муромцем да с Добрыней Никитичем, набредшими на тяжелые странности, первыми из которых стали стая белых ворон вокруг вороны серой с сыром да колодец с бездонным ведерком. Странности настолько нелепые, что даже царство лести ставить некуда – на такое и лиса не прибежит, а сыр у кого-нибудь и так проворонится.

Но то были цветочки, да только не ягодки пошли дальше, а целая деревня, у которой всё на глупости основывается. Тут и бросают камни в чужие огороды, тут и слёзы от лука в колодец заливают, в потолок плюют, курят и пьянствуют, воруют друг у друга. А крыши съезжают у домов и у местных жителей в прямом смысле слова (что и выражено в соответствующих образах – всё под описание состояния России 1990-х годов подходит). Настоящая деревня дураков, точно составленная из глуповцев «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина (или головотяпов – только глупости ещё не хватило им город себе выстроить):

«Собрав воедино куралесов, гущеедов и прочие племена, головотяпы начали устраиваться внутри, с очевидною целью добиться какого-нибудь порядка. Истории этого устройства летописец подробно не излагает, а приводит из нее лишь отдельные эпизоды. Началось с того, что Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили, потом козла в соложеном тесте утопили, потом свинью за бобра купили, да собаку за волка убили, потом лапти растеряли да по дворам искали: было лаптей шесть, а сыскали семь; потом рака с колокольным звоном встречали, потом щуку с яиц согнали, потом комара за восемь верст ловить ходили, а комар у пошехонца на носу сидел, потом батьку на кобеля променяли, потом блинами острог конопатили, потом блоху на цепь приковали, потом беса в солдаты отдавали, потом небо кольями подпирали, наконец, утомились и стали ждать, что из этого выйдет. Но ничего не вышло».

Вот и приходится местному Ивану-Дураку признаваться: «Раньше я один такой был, а теперь поглядите… Вся деревня такая!». Узнают богатыри от сельчан, что во всём повинен Соловей-Разбойник: «Раньше, когда он свистел, всё нормально было. Тысячу лет мир на том стоял. И деды, и прадеды так жили… А теперь у всех крыша поехала…». Выяснилась их зависимость от него, а вернее, от его свиста. Засвистит раз – разум появится, засвистит другой – отнимется. Так и наседает на сельчан двоемыслие, нагнетаемое извне и никак не блокируемое в их сознании и подсознании – весь механизм системного управления толпами и «элитами» «мировой закулисой», олицетворяемой в мультфильме Соловьём-Разбойником.

Но ведь ничто не вечно под луной – даже за тысячелетия. Перестал живущий далеко от деревни Соловей-Разбойник свистеть, признаваясь: «Не то всё как-то, и не так и… Тоска у меня зелёная. Депрессия у меня. Ну и потом, не такой уж я и свистун. Кому это нужно…». Ещё бы – на одном свисте, не спев ни одной песни, только жить. А «мировая закулиса» по-другому жить и управлять даже и не пыталась. Посему толпам, привычным жить двоемыслием, с периодическим свистом в головах, на протяжении нескольких тысяч лет, сразу невыносимо стало после бездумного ухода на покой Соловья-Разбойника[4].

Поэтому богатырям и шашкой махать, и даже одолевать Соловья силой не нужно было: смекнув сразу мысль о похвальбе, они уговорили свистнуть Соловья, и тот засвистел в последний раз для себя – лично для них троих (на богатырей свист не подействовал – то ли у них психика и ум оказались крепкими, то ли в полном вооружении иммунитет у них был ко всяким пакостям, но вероятнее всего было и то, и другое). Естественно, что вся деревня от этого свиста сразу перестроилась в благообразную сторону – кроме Ивана-Дурака (кое-кто ещё о детях своих вспомнил, возможно, брошенных).

Впрочем, Иван-Дурак вырисовывается гораздо безобиднее жителей своей деревни, у которых ветер гуляет в голове и при любом свисте ломающихся в своём поведении, – потому что своим умом ему живется легче, тогда как другие его просто не имеют[5]. Вот почему отвечает тот остроумно на вопрос о времени исправления своего поведения, так как ему известен изъян своих односельчан: «Когда рак на горе свиснет».

Но если с царством двоемыслия от Соловья-Разбойника покончено, то с царством лести всё сложнее оборачивается: в финале мультфильма вороньё хоть и перестроилось тоже, перестав быть белым в своей массе, но при этом оно держит в клюве сыр поголовно, и, значит, прихода хитростей к деревне не миновать. Но то на совести деревни – если, конечно, ей повезет со своим умом или проезжающими мимо богатырями вновь. А если нет?

Однако двоемыслие куда опаснее хитрости, которую можно раскусить при отсутствии сумбура в своей психике. А двоемыслящих людей со свистом и ветром в головах и в жизни предостаточно – следующая характеристика как раз про них:

«Актер и певец Вахтанг Кикабидзе давно не приезжает в Россию. Настолько давно, что многие его поклонники, не пропускающие ни одного телевизионного показа «Мимино» или «Не горюй», думают, что любимец всего Советского Союза уже в лучшем из миров.

На самом деле Вахтанг Константинович жив и готовится отметить свое восьмидесятилетие. Интервью сегодня он дает нечасто, но для журналистки Жанны Немцовой, работающей для портала DW, сделал исключение.

Материал вышел под заголовком, который говорит сам за себя: «Вахтанг Кикабидзе: Я ненавижу герб Советского Союза».

И это говорит человек, чья известность и популярность возникла только благодаря Советскому Союзу.

Развитию культур народов СССР власти Советского Союза придавали особое значение. Не было бы этого, не прогремел бы на огромную страну ансамбль «Орэра», с которого начиналась слава молодого Вахтанга Кикабидзе.

Если бы не это, не возникла бы и колоссальная популярность грузинского кино, сделавшего Вахтанга Кикабидзе звездой первой величины.

Артист, который не ездит в Россию, гастролирует в бывших союзных республиках, где поет песни на русском языке и зарабатывает внушительные гонорары. Всё нынешнее материальное благополучие Вахтанга Константиновича стоит на безумной популярности у советских зрителей фильмов «Не горюй!», «Мимино», «ТАСС уполномочен заявить» и других.

И если Вахтанг Константинович так люто ненавидел Советский Союз, то зачем он работал в рамках этой душной системы? Убежденные диссиденты протестовали, покидали страну либо запирались в границах собственных республик. А что Кикабидзе?

1972 год. В фильме «Я, следователь» артист играет главную роль: исключительно положительного советского капитана юстиции Георгия Микеладзе.

1976 год. В картине «Пропавшая экспедиция» Кикабидзе сыграл комиссара Арсена, пламенного большевика, переживающего о том, что он не успел принять участие в штурме Зимнего дворца.

1984 год. В политическом детективе «ТАСС уполномочен заявить» Кикабидзе играет роль, более подходящую его сегодняшним заявлениям: американского разведчика Джона Глэбба. Но после успеха фильма артист не забыл получить присужденную ему … премию КГБ СССР.

Претензии Кикабидзе к советскому гербу — это вообще потрясающая история. Для десятков миллионов советских граждан серп и молот были символами труда рабочих и крестьян. Почему же в представлении Кикабидзе — это символы «хреновой жизни»? Наверное, потому, что он в своей жизни не держал ни серпа, ни молота, а всегда жил за счет творчества, то есть за счет денег, которые платили за билеты и пластинки те, кто как раз всю жизнь работал серпом и молотом.

Сегодняшние выпады кумира публики в адрес Советского Союза — это еще и смачный плевок в сторону предков.

В декабре 1942 года в боях под Керчью пропал без вести младший лейтенант Константин Кикабидзе, отец артиста. Он отдал свою жизнь, защищая свою большую Родину, как и миллионы других бойцов и командиров разных национальностей. И вот на склоне лет Вахтанг Кикабидзе попирает память собственного отца.

Иногда кажется, что многих артистов, прославившихся во времена Советского Союза, впоследствии поразил некий странный вирус, который в конечном счете заставляет их плевать в колодец, из которого они пили всю жизнь.

Михай Волонтир, знаменитый Будулай, в качестве депутата Верховного Совета Молдавской ССР проклинал с трибуны «русских оккупантов» и голосовал за независимость.

Звезда киноэпопеи «Вечный зов», народная артистка СССР Ада Роговцева сегодня поддерживает украинских националистов и дает концерты для карателей в Донбассе, как и Владимир Талашко, запомнившийся ролью старшего лейтенанта Скворцова в фильме «В бой идут одни „старики“». Гремевший на весь Советский Союз эстонский певец Тынис Мяги, исполнитель хита «Олимпиада-80», ныне является яростным борцом с «российской агрессией» и в этом качестве добился запрета на приезд в республику Стивена Сигала: тот, по мнению исполнителя, «поддержал аннексию Крыма».

Подняться на вершину легко, а упасть с нее лицом в грязь – проще простого. Вахтанг Кикабидзе тому яркое доказательство»[6].

Но это лишь одна сторона двоемыслия в обществе, в котором таким образом культивируют шизофрению, влезшую даже в политику – неслучайно появилось понятие «политическая шизофрения»[7] из уст В.В. Путина – но употребимое отнюдь не только к внешней политике. И мораль сей сказки-басни такова: коль у кого в голове ума своего не имеется, а только ветер гуляет да свист чей-то, пропащ тот. Так что невежам выходить надо на выведение своих глупостей и двоемыслия из обыденности, а разумным – задуматься о том, чтобы сему процессу не мешать, а помочь – чтобы был един народ, а не толпа с «элитой» вместо него. Иначе здесь не то что голливудские супергерои – богатыри не помогут, а уж если гнилые – тем более. То-то.

28.06.2018 – 29.08.2018

[1] Елена Козлова – «Студия «Мельница» и три богатыря: Супергерои вместо русских защитников?» (https://whatisgood.ru/tv/cartoons/studiya-melnica-i-tri-bogatyrya-novyj-obraz-russkogo-zashhitnika/).

[2] «Российские кинокритики – кто они?» (https://whatisgood.ru/theory/media/rossiyskie-kinokritiki-kto-oni/).

[3] Неологизм писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина, берущий начало в его произведении «Помпадуры и помпадуршы», нарицательное обозначение «элит».

[4] Его птичье сходство с совой – парафраз со строками песни волшебника из экранизации М.А. Захарова пьесы-сказки Е.Л. Шварца «Обыкновенное чудо»: «И расцветает трын-трава, / И соловьем поёт сова». Впрочем, и с волшебством самого Соловья-Разбойника кое-что роднит: ведь, освистывая всё вокруг, он то дробил на пять частей, то соединял заново солнце на небе, что схоже с поведением Черномора из пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» («Он звезды сводит с небосклона, / Он свистнет — задрожит луна»), только действительно «против времени закона / Его наука не сильна», особенно когда он дает о себе знать в форме испорченного эмоционального фона из-за изъезженного насаждения неправедного миропорядка в окружающую действительность.

[5]Мы до сих пор с упорством, достойным лучшего применения, толкуем, что мы европейская страна! Ну, коллеги, но это же явный абсурд. Ну просто вдумайтесь. Ну какая мы европейская страна? Какая любимая европейская сказка? Это «Золушка» — девочка делала всё по инструкции, и ей дали прекрасного принца в награду. Какая наша любимая сказка? Конечно, это «Иван-дурак». Потому что он в обычной жизни как-то вот странный человек, но, когда есть экстремальная ситуация, именно он — адекватный. А не те люди, которые действовали по инструкции. Откуда это взялось? А понятно, откуда, потому что у нас зона рискованного земледелия” (Георгий Малинецкий: “Вся цифровая экономика должна быть выброшена как целое”) (https://izborsk-club.ru/15472).

[6] Андрей Сидорчик – «Дно Вахтанга Кикабидзе. Как любимец публики растоптал самого себя» (http://www.aif.ru/culture/person/dno_vahtanga_kikabidze_kak_lyubimec_publiki_rastoptal_samogo_sebya).

[7] «Путин назвал “политической шизофренией” обвинения Трампа в разглашении секретов и тут же “засекретил” свое послание “семерке”» (https://www.newsru.com/russia/17may2017/providerecord.html).

 

 

2 thoughts on “Мультфильм Екатерины Ломовой «Соловей-Разбойник»: почему свистит в головах”

    1. Здравствуйте, Валерий!

      Мультфильм находится на Rutube (в код WP проигрывающая рамка не вставляется оттуда), причем очень странно, что его никто не выложил в Youtube: https://rutube.ru/video/3bdb031097ef9ff485a4fa6c2d2b28e0/?ref=logo&bmstart=0

      Мы предполагаем выкладывать дальнейшие статьи по тематике литературы и кино, и одним Салтыковым-Щедриным мы не ограничимся: https://kob-alt.ru/inoskazanie-istorii/

Добавить комментарий