Группа Образ будущего запустила конкурс статей «Образ будущего по Ефремову». Я тоже написал статью, но посвятил её не детализации образа, созданного Иваном Антоновичем, а необходимости его преобразования.
——-
На конкурс будет представлено много статей, которые отразят различные грани будущего. Но чтобы эти помысленные образы будущего реализовались, необходимо внести уточнение в некоторые концепции И.А. Ефремова. Так технадзор в рамках экспертизы указывает на недочёты в проекте здания. Технадзор – не проектировщик, но его замечания полезны.
1. Атеизм
К сожалению, Иван Антонович в соответствии со своей эпохой был склонен к атеизму, и это внесло особенности в его проект будущего. Его космос враждебен человеку, подавляет своей бесконечностью. Человек мал и одинок перед лицом космоса. Конечно, герои Ефремова симпатичны тем, что юны и дерзки, готовы к подвигу и преодолению. Но нет ощущения Мироздания как тёплого и уютного дома, как это есть в религиозном понимании, где Творец и Вседержитель – Отец небесный своим созданиям.
Такое же ощущение бесприютности герои Ефремова испытывают при взгляде на собственную природу, на психику человека – а вследствие этого на историю человечества. Это и понятно, в преодолении собственной животной, подсознательной природы и обретении человечности они могут полагаться только на общество, на культуру. Но не на голос Всевышнего в себе, именуемый совестью. Совесть у героев Ивана Антоновича есть, но источника её нет.
Поэтому и в истории человечества у Ефремова не ощущается направляющей руки Промысла Божьего. История представляется вариантом безжалостной природной эволюции, которую с трудом берут под контроль люди.
Следствием атеизма Ефремова являются его концепции «инферно» и «стрелы Аримана». Об них позже. Пока представим, как в общество будущего по Ефремову может быть внесена религиозность как связь с Богом.
Будет ли в будущем что-то типа отдельной структуры, специализирующейся на религии, типа исторически сложившихся церквей, конфессий?
Дело в том, что отношения с Богом пронизывают все стороны жизни общества. Воспитание детей – это не только введение их в мир культурных норм, но и воспитание внимания к собственной психике, в которой различается голос совести. Семья – это тоже не только дело двоих, и не только ячейка общества, но место претворения Промысла в отношении создания новых поколений.
Наука в период атеизма чуть ли не пытками вырывала у природу тайны, которые людям не следовало знать по уровню своей нравственности, чтобы не нанести вред себе и природе. Наука будущего в согласии с Божьей волей будет куда менее ресурсозатратна. Знания будут приходить по мере практической необходимости в соответствии с нравственностью общества в наиболее готовом виде и не потребуется избыточно большого аппарата экспериментальной науки. Даже часто открытия будут совершаться на своём месте людьми, связанными с непосредственным производством, не будет так резка грань между производством и наукой.
Отношения человека с природой будут не только эстетическими и хозяйственными, но существенной частью их станет общение и взаимодействие с интеллектом природных сообществ и планеты в целом.
Исходя из этого, в обществе будет и отдельный институт, занимающийся религиозными вопросами, и в деятельности всех структур общества Бог будет присутствовать и учитываться, вдохновлять деятельность человека. Именно поэтому отдельный институт («церковь») будет относительно небольшой, но будет связан и включён в деятельность всех иных структур.
Так, собственно, было в древние времена, когда изначальным центром жизни общества был храм, от которого со временем отпочковались, но долгое время сохраняли сакральность – библиотека, школа, лечебница, театр, цирк, канцелярия и т.п.
2. Инферно
Словом «инферно» Ефремов обозначает «болезнь» различных социумов, в которых, несмотря на словесные оптимистические декларации, уделом большинства общества и отдельно взятых людей становится весь спектр физических мук и душевных страданий, помноженный на чувство безысходности. Избавление от инфернальности – океана человеческих мучений – означало бы построение идеального общества.
«Суть наименования «инферно» — его интуитивное предчувствие истинной подоплёки исторического развития человеческого общества в эволюции всей жизни на Земле как страшного пути горя и смерти… Пресловутый естественный отбор природы предстал как самое яркое выражение инфернальности. Метод добиваться улучшения вслепую, как в игре, бросая кости несчётное число раз. Но за каждым броском стоят миллионы жизней, погибавших в страданиях и в безысходности». И.А. Ефремов
Но дело в том, что живой мир не исполнен страданий, хотя в нём живые существа погибают или пожирают друг друга. Олень целый день щиплет траву и доволен своей жизнью. Раз в день он убегает от волков, но убегает, чувствует себя победителем, удальцом. И, наконец, на исходе жизни, больной и старый, он становится добычей, но Бог не садист, и его творения – не садисты. Волки убивают умело и быстро, не доставляя жертве больших мучений. Это особенно заметно в сравнении с одичавшими собаками, которые не убивают сразу, а рвут тело ещё живой жертвы. Но это уже влияние человека. Таким образом, на примере оленя мы видим, что живой мир пронизан радостью, опасности в нём эпизодические и вносят свой вклад в радость, а смерть разова, быстра и не даёт критического вклада в ноосферу большого количества страданий. В этом смысле волки – не только санитары леса, но и санитары ноосферы – не дают животному страдать в болезнях и старости долго и отравлять страданиями информационное поле.
То есть мы можем заключить, что в природе инферно нет. Так и должно быть, если её создал Бог. И эволюция не слепа, а управляема, и не расходится на множество тупиковых ветвей, чтобы оставить одну выжившую, но всё имеет свой смысл.
Перейдём к обществу. В нём живут и действуют разумные существа, и здесь уже можно говорить о появлении зла и намеренно причиняемых страданий, паразитизме. Но вместе с тем, мера страдания точно определена и не избыточна.
«Вседержитель не ошибается, всемогущ и милость Его безгранична. Всё происходит наилучшим возможным образом при той нравственности и этике, что свойственны людям».
Из этого утверждения следуют ещё два, имеющие отношение к счастью/несчастью:
- Бог не искореняет праведность.
- Одни нечестивые вкушают гнев других нечестивых. (Коран)
То есть не может быть и речи о страдании безграничном и незаслуженном. И люди на каждом уровне развития по-своему счастливы. В первобытном обществе счастливы победой над врагом и выставляют отрезанную голову как символ радости, а на других этапах это уже неприемлемо, и радость в том, чтобы найти согласие и примирение, наладить сотрудничество.
История человечества обладает цикличностью такого рода: из смуты и хаоса создаётся некое общество согласия («золотой век») – постепенно тяжкий опыт, заставивший искать согласие, забывается («с жиру бесятся»), появляется элита, претендующая на то, что она «равнее других» – общество согласия перерождается в общество насилия – качество управления ещё более падает и наступает хаос и разрушение. Далее цикл повторяется. Но повторяется на более высоком уровне с учётом опыта предыдущих циклов и с перспективой построения общества вечного согласия в соответствии с Божьим промыслом.
В периоды кризиса жестокость людей на порядки превышает жестокость царства животных – и здесь можно говорить о некоем «инферно». Но страдания эти не безмерны, а точно выверены в соответствии с накопленной «греховностью» общества и индивидуумов и в соответствии с задачей не наказания, но научения наилучшему. Наилучшее в глазах Вседержителя то, что способствует исполнению его Промысла. В частности Им предназначено становление людей человеками, в которых голос совести управляет волей и разумом, которые совершенствуют культурные нормы и держат в подчинении и используют на благо животные инстинкты. То есть то, что на коротких участках истории предстаёт как бессмысленность и беспредельность страданий, на более длительных периодах осознается как наделённое смыслом и целью и наименьшее по интенсивности.
Если принять вышесказанное, то как изменится образ будущего, нарисованным И.А. Ефремовым? Историки (при участии богословов и самого Всевышнего) будут уделять внимание выявлению влияния Вседержительности на исторический процесс и на его участников. И это будет настоящая история, а не та часть её, что видна из социума. Школа будет доносить полученные знания до молодёжи, которая вырастая, будет творить историю с учётом полученного человечеством опыта, обращая внимание на подсказки совести и языка жизненных обстоятельств. В структуре безопасности общества от рецидивов инферно, кроме Совета Чести и Права, Академии Горя и Радости, Академии предсказания будущего будет и упомянутая выше религиозная структура, связанная с ними со всеми.
3. Стрела Аримана
В условиях инферно, как считал Ефремов, наиболее сильным и направленным ударам подвержены именно проявления лучших качеств человека и сами их носители. Он назвал этот принцип «законом Стрелы Аримана» в честь древнеиранского божества Зла. Характерными становятся ситуации, когда
«всё, что бы ни делалось, делается к худшему, когда идея, провозгласившая добро, имеет тенденцию по мере исполнения нести с собой всё больше плохого, становится вредоносной. Это тенденция устроенного общества с морально тяжёлой атмосферой умножать зло и горе».
Такое восприятие мира – тоже следствие атеизма. Ещё раз вспомним: «Бог не искореняет праведность». Но как же тогда быть с очевидным – что на войне гибнут самые смелые, самые добрые, человечные, способные пожертвовать собой ради товарищей и светлого будущего? Да, они жертвуют собой и гибнут, но при этом достигают высоких ступеней человечности. Эта человечность остаётся в мире – остаётся в памяти людей. Остаётся в культуре – в книгах, фильмах, поэмах. Остаётся в ноосфере – и с каждым таким поступком, с подвигом обретения человечности, следующим людям легче идти путём добра и справедливости.
«Закон стрелы Аримана» верен в ограниченном пространстве и ограниченном времени. Так же как Второе начало термодинамики («в закрытой системе энтропия нарастает») верно только в закрытых системах. Но «закрытые системы» – это абстракция, которую учёные достигают в какой-то мере с помощью технических ухищрений. А в реальности все системы принципиально открыты. Во всяком случае они открыты для Вседержителя.
Каким же будет будущее, если исправить неточность, связанную со «стрелой Аримана»? Люди, готовые к жизни, творчеству и самопожертвованию во имя светлого будущего, всё так же будут идти на подвиг, на подвижничество. По-другому они не могут. Но им будет легче на душе, если они будут твёрдо знать, что подвиг их не напрасен, что он есть шаг к тому самому светлому будущему, даже если ему нет свидетелей и подтверждения.
В отдалённом будущем действие «стрелы Аримана» не прослеживается и у Ефремова, но важно, что восприятие истории людьми будущего будет свободно от искажения. Их восприятие истории будет светлей, что скажется и на восприятии современности.
Что это даёт нам сегодня?
Мы живём именно в то время, которое Иван Антонович описывает как «инферно». Но само восприятие своей эпохи в таком ключе только углубляет её «инфернальность». Надо обнаруживать в своей текущей истории и природную радость, свойственную живым существам, и осмысленность течения событий к светлому будущему. Это позволит в них участвовать полноценно как с точки зрения эмоциональности, так и действий.
В частности, было бы интересно такое действие – ввести выше изложенные исправления в классические произведения И.А. Ефремова «Туманность Андромеды» и «Час быка». Не в том смысле, чтобы влезать в текст и сюжет Ивана Антоновича, но внести вклад в созданную им «вселенную». Показать его героев в расширенных обстоятельствах, показать других людей той эпохи в своих рассказах, повестях, романах. И тогда в этом обрамлении романы великого писателя заиграют новыми красками и смыслами, что ещё более приблизит описанное в них будущее, будет способствовать его реализации. Так более подробная и точная карта даёт больше шансов на успешную экспедицию.
P.S. Такие произведения, продолжающие Вселенную Ефремова, уже создаются. Скоро мы вас с ними познакомим.