8.3. Глобализация: объективность процесса и проблематика субъективизма в управлении им

 

Действительно, «глобализация» — термин политологии, только в последние годы ХХ столетия ставший достоянием сознания интересующихся политикой и экономикой. Именно в это время:

«Глобализацией» стали называть совокупность экономических и общекультурных явлений, которые воздействуют на исторически сложившиеся образ жизни и культуры (включая и экономические уклады) народов, проживающих в разных регионах планеты, отчасти разрушая их, а отчасти интегрируя их в некую — ныне пока ещё только формирующуюся — глобальную культуру, которой предстоит в исторической перспективе объединить всё человечество.

Хороша будет эта глобальная культура либо плоха, т.е. какая именно нравственность и этика выразятся в ней? Будет она одноязычной либо многоязычной[1]? — вопрос пока во многом открытый.

При этом термин «глобализация» для большинства его употребляющих является не точно определённым по смыслу, а интуитивно понимаемым, поскольку вопросы о том, какие явления в совокупности составляют процесс глобализации? и как они взаимосвязаны друг с другом? — даже не ставятся, а не то чтобы на эти вопросы определённые ответы были бы общеизвестны и общепризнаны.

И во всех обществах есть так называемые «антиглобалисты», которые недовольны глобализацией в её исторически наличествующем виде и выступают против неё, не вникая в суть и историю этого явления. При этом вопросы глобального взаимопроникновения друг в друга разных национальных культур в течении истории не интересуют «антигло­ба­лис­тов» потому, что они действуют исходя из предубеждения: глобализация — безальтернативно плохо.

Соответственно альтернативой глобализации, — с их точки зрения, — якобы является поддержание всеми народами режима национального обособления, изоляционизма и консервации своих прежних культур. Но реально это — несбыточная ложная альтернатива, проистекающая из непонимания характера глобального исторического процесса. Предлагаемый «антиглобалистами» подход плох и в действительности не является альтернативой имеющей место исторически реальной глобализации[2]. Дело в том, что:

  • Объективной предпосылкой глобализации является биологическое (в том числе и эгрегориальное) единство человечества во всех его расах и национальностях.
  • Глобализация объективно порождается разнородной деятельностью множества людей, преследу­ющих свои личные и групповые интересы. И эти интересы большей частью совсем не глобального масштаба: о судьбах человечества подавляющему большинству людей на протяжении всей истории думать некогда и несвойственно, и соответственно у них нет мыслей и идей глобальной значимости, которые они бы целенаправленно воплощали в жизнь осознанно волевым порядком.

То, что ныне называется «глобализацией», имело место и в прошлом, но не имело имени и не было столь заметным в повседневной жизни обществ и в личной жизни большинства людей. На протяжении всей памятной истории цивилизации нынешнего человечества «глобали­за­ция» предстаёт как процесс взаимного проникновения национальных и конфессионально обусловленных культур друг в друга. В прошлом глобализацию стимулировала международная торговля и политика завоеваний, а ныне она стимулируется большей частью непосредственно технико-техноло­ги­чес­ким объединением народных хозяйств разных стран в единое мировое хозяйство человечества.

Экономическая составляющая глобализации на протяжении всей истории доминирует над прочими её аспектами и представляет собой процесс интеграции производительных сил (населения разных регионов планеты и их ресурсов) в единую хозяйственную систему человечества, в результате чего в мире становится всё меньше хозяйственных единиц, изолированных как от этой системы в целом, так и от прочих её фрагментов.

При этом имеет место унификация организации управления производительными силами в разных регионах планеты, стандартизация в глобальных масштабах техники, технологий, продукции.

Войны на протяжении истории нынешней глобальной цивилизации обусловлены большей частью непосредственно экономическими интересами, хотя сами по себе экономические интересы — следствие определённого мировоззрения и миропонимания, а кроме того — идеологические конструкции в ряде случаев были призваны скрыть за словами о высоких идеалах примитивное желание пограбить, поработить соседей или очистить от них территорию, на которой в дальнейшем намеревались жить сами агрессоры[3]. Но вне зависимости от идеологического обеспечения и политической конкретики той или иной исторической эпохи:

Интеграция производительных сил носит объективный характер, поскольку ни нынешнее человечество, ни какое-либо одно национальное общество (включая и реликтовые первобытные культуры, застрявшие до настоящего времени в каменном веке) не может существовать без какой бы то ни было системы производства и распределения продукции, и все люди так или иначе заинтересованы в наращивании её эффективности, чтобы получать продукции побольше и иметь при этом свободное время. А одно из средств наращивания эффективности системы производства и распределения продукции — обмен достижениями культуры разных народов во всех его проявлениях.

Это всё в совокупности означает, что глобализация — процесс в истории человечества неизбежный — объективный: прервать или остановить его течение может только очередная глобальная катастрофа — военная, техногенная или природная. Он порождён не волей тех или иных «глобализаторов», и он протекает вне зависимости от желания и воли каждого из противников или сторонников некой содержательно не определённой «глоба­ли­зации вообще».

Однако объективная неизбежность процесса глобализации не означает, что он не может быть управляемым и исторически объективно не является давно уже управляемым по субъективному произволу.

Культура — совокупность всего информационно-алгоритми­чес­кого обеспечения жизни людей, не передаваемого от поколения к поколению в готовом к употреблению виде на основе генетического механизма биологического вида «Человек разумный»[4]. При этом культура, достаточно устойчивая в преемственности поколений, представляет собой один из факторов, к которому всякая культурно своеобразная популяция биологического вида «Человек разумный» генетически подстраивается в процессе смены поколений.

Всякое общество некоторым образом самоуправляется во взаимодействии с окружающей природной и социальной средой. По достижении некоторого уровня развития культуры — общество в некоторых формах выражает концепцию своего самоуправления, после чего концепция организации жизни общества становится фактором, определяющим дальнейшее развитие куль­­туры во всех её аспектах. И после этого действует принцип «культура — следствие и выражение господствующей концепции управления», действие которого распространяется и на науку общества в целом, а на историческую и социологическую науку — в особенности.

Как было отмечено при рассмотрении полной функции управления (раздел 6.3), стимулом к организации управления объективно существующими процессами и развёртыванию тех или иных проектов является давление на психику людей соответствующих факторов в их жизни. Соответственно объективности процесса глобализации и воздействию его на жизнь региональных обществ и людей в них — в культуре человечества неизбежны многократные на протяжении истории постановки вопроса об управлении глобализацией как объективным явлением в своих нравственно обусловленных интересах вне зависимости от того, есть в культуре такое понятие «глобализация» либо же его нет: процесс-то объективно имеет место и воздействует на жизнь людей — более или менее осмысленная реакция на процесс неизбежна.

При этом необходимо указать на одно обстоятельство.

Общество может выразить концепцию управления, однако для того, чтобы оно осознало её именно в качестве концепции управления, оно должно осознать и некую версию достаточно общей в смысле универсальности применения теории управления.

В противном случае концепция управления не может быть осознана именно в управленческом аспекте, хотя другие её аспекты могут осознаваться более или менее адекватно и подразумевать управленческие аспекты: т.е. явление общественной жизни может иметь место, но однозначно понимаемой терминологии для его описания может и не быть.

Это же во многом касается и вопроса о глобализации и организации управления ею.

По своему существу вопрос об управлении течением глобализации это — вопрос двоякий:

  • Его первый аспект — целеполагание в отношении завершения глобализации (вектор целей в управлении глобализацией задаёт определённый характер культуры, в которой с течением времени должно объединиться всё человечество).
  • Его второй аспект — концептуальный, определяющий пути и средства достижения намеченных целей.

Соответственно изложенному выше политика[5] как вид целесообразной деятельности тех или иных политических сил в обществе может включать в себя три составляющие:

  • Глобальная политика — преследует те или иные цели в отношении человечества в целом, в отношении жизни глобальной цивилизации.
  • Внутренняя политика — преследует цели локализованные границами государства.
  • Внешняя политика — преследует за пределами границ государства цели, которые не могут быть отнесены к глобальной политике.

Соотношение между тремя названными видами политики таково, что успешное осуществление внутренней и внешней политики государством на исторически продолжительных интервалах времени требует, чтоб внутренняя и внешняя политика протекали в русле глобальной политики, определённой по целям, путям и средствам достижения целей, т.е. чтобы внутренняя и внешняя политика были согласованы с глобальной и служили ей.

Конфликт внутренней и внешней политики — с одной стороны, и с другой стороны — глобальной политики — всегда требует разрешения, которое может протекать в двух вариантах:

  • действующая глобальная политика подавляет несовместимые с нею разновидности внутренней и внешней политики, а их приверженцы могут стать жертвами глобальной политики (в этом управленческие причины краха Римской империи, цивилизации докрещенской Руси, краха Российской империи, третьего рейха, СССР);
  • неприемлемая глобальная политика выявляется и вырабатывается альтернативная концепция глобализации, которая начинает выражать себя в содержательно иной глобальной политике, которая должна быть более эффективна, нежели та, против которой она направлена (именно это — выработка собственной концепции глобализации и происходит в России с начала перестройки).

Термин «геополитика» — в силу управленческой безграмотности его приверженцев — не наполнился никаким управленчески состоятельным содержанием за всё время своего существования, вследствие чего употребление его препятствует пониманию глобальной политики и её взаимосвязей с внутренней и внешней политикой государств.

Теперь обратимся к конкретике истории человечества с целью выявления той концепции глобализации, в соответствии с которой протекает глобальный исторический процесс и делается глобальная политика.

 

[1] В том смысле, что каждый человек будет владеть несколькими языками и использовать каждый из них соответственно максимуму их выразительных возможностей в тех или иных прикладных аспектах своей деятельности.

[2] Фактически складывается «интернационал антиглобалистов», который координирует их протесты во всех странах мира. Т.е. «антиглобалисты» — объективно, вне зависимости от их деклараций — представляют собой одну из ветвей процесса глобализации.

[3] Мимоходом отметим, что именно так возникли США, претендующие на то, что именно они — всемирный локомотив демократии, соблюдения и защиты прав человека.

В такого же рода «зачистке территории» смысл и многовекового германского «натиска на восток» («дранг нах остен»): в древности многие ныне германские земли были населены славянами. В ходе этого натиска те славяне, кто не был убит и не бежал в другие земли, в большинстве своём утратили свою национальную культуру и стали немцами.

[4] Это — определение.

[5] Слово «политика» по-гречески означает «много интересов», что подразумевает возможность конфликта интересов, порождаемых в обществе, и необходимость управления конфликтом интересов и его разрешением.