Фильм Карена Шахназарова «Белый тигр»: командный дух и мистика войны

Нынешнее положение искусства критикуется почти чуть ли не от критиков до самих зрителей. Многое говорится о потребительском отношении в этой сфере жизни, воцарившемся из-за отрицательного воздействия некоторых произведений, вышедших в наши дни. С этой критикой невозможно не согласиться. За последние десятилетия очень модно стало в нынешних узко образованных кругах (подчистую овладевшими знаниями и опытом не своим, а навязанным с Запада) предавать забвению историю и духовные вопросы. Но этот процесс затронул далеко не всех и не всё, и это не может не радовать. Фильм 2012 года Карена Шахназарова о Великой Отечественной войне «Белый тигр» наглядно об этом свидетельствует.

Он был воспринят скептически, по-видимому, из-за элементов мистики, которой никогда не было в других фильмах о войне. Есть строки, написанные Оскаром Уайльдом в предисловии к его роману «Портрет Дориана Грея», где ясно сформулирована суть всякого искусства:

«Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ. Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск. И кто раскрывает символ, идет на риск. В сущности, Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь».

В сущности, элемент мистики в «Белом тигре» требует разъяснения. Ведь сам фильм почти что наполнен некоторыми символами, напрямую относящимися к нацистской Германии. Сам по себе фильм – переосмысленная экранизация повести «Танкист» Ильи Бояшева. Он повествует о противостоянии русского танкиста Найденова, потерявшего память о родных и близких, и танка-призрака «Белый тигр», который держит в напряжении не только советских, но и немецких солдат:

«Не сомневаюсь, вы – безбожники. – заявил религиозный майор. – И, тем не менее, повторяю – перед нами посланец тьмы!» (цитата из повести),

«Этот белый дьявол вам не по зубам», «Он у нас вызывает в вермахте больше страха, чем надежды» (признания пленных немецких солдат на допросах у советского офицера из фильма).

Показательно, что этот непробиваемый и непотопляемый танк вызывает у немецких солдат чувство суеверного страха. И по признанию пленного, этот танк-призрак – «торжество немецкого духа». Создается таким образом ощущение, что не танк сражается на стороне Третьего Рейха, а Третий Рейх сражается на стороне оккультной машины убийства. Причем у создателей такого танка-призрака были свои прототипы:

«Сферой тайных знаний в «третьем рейхе» занималось специальное оккультное бюро СС Аненербе (в переводе «Наследие предков»). Его возглавлял полковник СС Вольфрам фон Зиверс. В недрах Аненербе — «в интересах Великой Германии» совершались неслыханные зверства над людьми, выступавшими в роли подопытных кроликов. Здесь же аккумулировался весь доступный нацистам спектр оккультных и тайных знаний, также «в интересах Великой Германии».

Большое внимание, которое уделяла нацистская верхушка «странным наукам», замечает американский историк, писатель и публицист В. Пруссаков в книге «Оккультный мессия и его рейх», выглядит закономерным, когда представляешь ту общую атмосферу, что царила в Германии после Первой мировой войны: «Германия была подходящим местом для такого развития. Вряд ли существовала какая-либо другая страна, где происходило бы такое количество «чудес», встречалось такое множество привидений, столь многие болезни вылечивались магнетизмом, составлялось несметное число гороскопов».

Упоминавшаяся уже организация Аненербе была основана в 1933 году. Создал ее оккультист Фредерик Хильшер (он же наставник Зиверса), тесно связанный со шведским исследователем Свеном Гедином. Последний, будучи специалистом по Востоку, долго жил в Тибете, был в тесных отношениях с Хаусхофером и невольно играл роль важного посредника в создании нацистских эзотерических доктрин.

В 1935 году Гиммлер сделал Аненербе официальной организацией, приданной своему черному ордену. Были объявлены цели Аненербе: «Искать локализацию, мысль, действия, наследие индогерманской расы и сообщать народу в интенсивной форме результаты этих поисков. Выполнение этой задачи должно отличаться методами научной точности». Как в связи с этим замечают Л. Повель и Ж. Бержье, «вся германская рациональная организация была поставлена на службу иррационального». В январе 1939 года Аненербе вместе с 50 институтами, которыми оно располагало (ими руководил профессор Вурст, специалист по древним священным текстам), было включено в СС, а руководители Аненербе вошли в личный штаб Гиммлера. На исследования, проводимые в рамках Аненербе, как отмечают некоторые авторы, Германия израсходовала колоссальные средства, больше, чем США на создание первой атомной бомбы. Эти исследования, пишут Л. Повель и Ж. Бержье, «охватывали огромную область, от научной деятельности в собственном смысле слова до изучения практики оккультизма, от вивисекции заключенных до шпионажа за тайными обществами. Там велись переговоры со Скорцени об организации экспедиции, целью которой должно быть похищение св. Грааля, и Гиммлер создал специальную секцию, осведомительную службу, занимавшуюся «областью сверхъестественного». Список проблем, решавшихся Аненербе, поражает воображение…».

В состав Аненербе вошло и общество «Светящаяся ложа», позднее названное обществом «Врил». Это общество во главе с Хаусхофером, исходя из идей оккультной антропологии, изучало возможность создания новой расы «сверхлюдей» — особую мутацию арийской расы, выделяющую «гигантские излучения энергии». Члены этого общества, пытаясь воскресить «магические» свойства арийской крови, многие часы сидели над семенами растений, «насыщаясь» их энергией. Своих специалистов нацистам показалось мало. Хаусхофер привлек в помощь членов японского общества Зеленого Дракона, в котором некогда состоял сам. К работе в Аненербе была подключена и тибетская секта Агарти, ориентирующаяся, как считается, на черные силы. Еще в 1926 году в Берлине и Мюнхене обосновалась небольшая колония индийцев и тибетцев. Позже, когда позволили средства, нацисты стали посылать многочисленные экспедиции в Тибет, следовавшие друг за другом почти непрерывно вплоть до 1943 года. Эти экспедиции организовывал Хаусхофер. Другая, «светлая» школа Тибета, легендарная Шамбала не стала сотрудничать с нацистами.

Группа «Врил» и секта Агарти, которую эсэсовцы называли Обществом зеленых людей, образовали в рамках Аненербе эсэсовский Черный орден. Ведущие кадры этого ордена и руководители гестапо были обязаны обучаться на курсах медитации, оккультизма и магии» (Игорь Винокуров, Георгий Гуртовой – «Оккультное бюро СС»)[1].

Поэтому неудивительно, что к военной мощи нацистской Германии была прибавлена и оккультная составляющая, целью которой было зарядить и воодушевить смертоносную машину убийства Третьего Рейха к победе. Эту полуоккультную полутехническую разрушительную силу войны вообще (не только как «немецкий дух») и олицетворяет танк-призрак «Белый тигр», создателями которого могли быть сотрудники «Аненербе». В наше время «танк без экипажа» не является мистической тайной: радиоуправляемые технические новинки армии уже почти применяются в странах Запада. Но тогда, в годы Второй мировой войны, это было нечто сверхъестественным и невероятным: уже к концу войны Германия была близка к разработке атомного оружия, и кто бы знал, во что бы превратилась война, затянувшись на ещё четыре-пять лет…

Кадр из х/ф “Белый тигр” (2012)

Естественно, что с опаской и недоверием смотрят военные, когда танкист, потерявший память, «общается» с танками и обращается к их «богу» с просьбой о помощи. На самом деле, это обращение к одной из составляющих психической деятельности – к коллективному бессознательному. Но, даже прибегнув к танковому «командному духу», Найденов не побеждает танк-призрак. В бою на месте пустующей деревни он несколько раз бьет по нему, а последний удар прорывает пушку у советского танка. Все эти удары не пробивают «Белый тигр» (что лишний раз свидетельствует о его физической несокрушимости), но он благополучно уходит, не продолжая свой бой… В чём же дело? Почему он не продолжает поединок при полной своей неуязвимости?

Но это не единственный неясный момент в фильме. В начальных титрах фильма указана музыка Рихарда Вагнера, композитора, автора опер «Кольцо Нибелунга», «Лоэнгрин», «Парсифаль», из музыки которого нацисты извращенно сделали свой идол, а в конечных титрах указаны другие композиторы музыки к фильму. Можно, конечно, подумать, что были использованы музыкальные темы Вагнера ими для фильма, но, возможно, намек на Вагнера куда более глубокий…

Кадр из х/ф “Белый тигр” (2012)

Кадр из х/ф “Белый тигр” (2012)

Одна из опер Вагнера «Лоэнгрин» рассказывает о Рыцаре-Лебеде, сыне Короля Грааля Парсифаля, пришедшем на помощь дочери брабантского герцога Эльзе, чтобы её защитить от притязаний опекуна Эльзы на власть – графа Фридриха. Лоэнгрин побеждает Фридриха и просит руки Эльзы лишь с одним условием: она не должна спрашивать его о том, откуда и кто он. Однако вследствие сомнений невеста Лоэнгрина задаёт этот роковой вопрос, из-за чего Рыцарь-Лебедь покидает Эльзу, и та умирает от горя.

Иллюстрация к 3-му акту «Лоэнгрина» Рихарда Вагнера Фердинанда Лике

Лоэнгрин на открытке неизвестного художника (около 1900 года)

По-видимому, создатели фильма решили провести параллель между «Белым тигром» и «Белым Рыцарем-Лебедем». Как Лоэргин, танк-призрак явился на подмогу немецкой военной машине, но он исчез также таинственно, как и появился. И причину нужно искать не только в героизме и стойкости Найденова, но и в том, что немецкие оккультисты «Аненербе» пытались разобраться в «немецком духе войны» с помощью мистицизма, а именно разобрать механизм его воздействия.

«В Индии говорят, что мысль, как это ни покажется странным, –  живое существо со своим характером, привычками, капризами. Так, например, она не любит, чтобы разбирали механику ее. Тогда она перестает быть таинственной, неосязаемой, невидимой, а лишь при этих условиях она и может бесконтрольно воздействовать на нас» (В. М. Сидоров «Страна Параклета»)[2].

Так «дух войны» перестал быть под контролем оккультистов Аненербе и, исчезнув в гуще войны, обрёл на поражения нацистов вплоть до подписания акта о капитуляции фашистов в ночь на 9 мая (неслучайно показываются все эти основные события). Казалось бы, война кончилась… Но Найденов уверен:

«Пока «Белый тигр» не уничтожен, война не закончится, он выжидает двадцать лет или сто, но он обязательно появится вновь и нанесёт удар».

Это подтверждает мысль о «танке-призраке» как о воплощении бесчеловечного духа войны в целом. Заканчивается фильм диалогом Гитлера с таинственным неизвестным. Руководитель нацистов оправдывается:

«Мы просто нашли мужество осуществить то, о чем мечтала Европа! Мы сказали: «Раз вы об этом думаете, давайте наконец сделаем это». Это как хирургическая операция: сперва больно, но потом организм выздоравливает. Разве мы не осуществили потаенную мечту каждого европейского обывателя? Разве не в этом была причина всех наших побед? Ведь все знали, что то, о чем они боялись рассказывать даже своим женам, мы объявили ясно и открыто, как подобает мужественному и цельному народу… Они всегда не любили евреев! Всю жизнь они боялись эту мрачную, угрюмую страну на Востоке, этого кентавра, дикого и чужого Европе, Россию. Я сказал: просто давайте решим эти две проблемы, решим их раз и навсегда. Разве мы придумали что-то новое? Нет. Мы просто внесли ясность в те вопросы, в которых вся Европа хотела ясности – вот и все. С тех пор как Земля вращается вокруг Солнца, пока существует холод и жара, бури и солнечный свет – до тех пор будет существовать и борьба, в том числе среди людей и народов. Если бы люди остались жить в раю, они бы сгнили. Человечество стало тем, что оно есть благодаря борьбе. Война – естественное обыденное дело. Война идет всегда и повсюду. У нее нет начала, нет конца. Война – это сама жизнь. Война это отправная точка».

Но то, о чем он говорил, – стержень философии нацизма. Об этом говорится и в книге Д.М. Проэктора «Фашизм: путь агрессии и гибели»:

«Важный пункт нацистской «философии» – отношение к войне и военной силе. «Война является нормальным состоянием жизни и развития общества… и. т.д.». И отсюда следовало даже: если германскому рейху «не удастся завоевать для своего народа жизненное пространство, то этот народ должен погибнуть». Ибо, «кто хочет жить, тот борется, а кто не хочет в этом мире бесконечно сражаться, не заслуживает права на жизнь»».

И даже не важно, кто конкретно слушал эти речи о естестве войны – Князь Тьмы ли, как посчитал режиссер, или же японский посол, по одной из версий[3]. Важно то, что этот таинственный незнакомец, «сумрачный гений», символизирует участника разжигания пламени Второй мировой войны и представителя тех, кто способствовал появлению нацизма в Европе и Азии, играя на настроениях немецких и не только толп – «мировую закулису», равно как и таинственный танк-призрак.

Кадр из х/ф “Белый тигр” (2012)

Если рассматривать танк-призрак «Белый тигр» как аккумуляцию коллективного бессознательного фашизма и нацизма, который предположительно при помощи невежественных немецких оккультных теоретиков был выведен в явь, то тогда нельзя не заметить, что созданию такого чудовищного явления способствует, перефразируя знаменитую испанскую пословицу, сон коллективного разума пребывающего в толпо-«элитаризме» общества, идеализирующий безнравственность, перерастающую в одержимость, что является основанием для ползучей фашизации и разжигания войн:

«Дело в том, что, хотя все знания и навыки — приданое к типу строя психики, но при этом есть определённая обусловленность круга интересов индивида типом строя его психики. Вследствие этого знания и навыки опосредованно — через круг интересов — также обусловлены типами строя психики, при которых индивид осваивал эти знания и навыки. И результаты деятельности, в свою очередь, будучи выражением и след­ствием знаний и навыков, тоже обусловлены типами строя психики, при которых эта деятельность осуществлялась.

(Это обстоятельство ёмко отражено на карикатуре, приведённой выше (автор — некто Сергеев), которая прекрасно иллюстрирует тот факт, что даже адекватно ситуации поставленные цели, заведомо исполнимые, в ряде случаев не могут быть реализованы при том типе строя психики, который свойственен тем, кто берётся за их осуществление.

В данном случае «корабельного леса» на острове и навыков «робинзона» хватило бы на то, чтобы построить покрытую палубой мореходную лодку, на которой он мог бы покинуть остров и доплыть до цивилизации, но его подчинённость половым инстинктам при животном типе строя психики предопределила результат: всё ушло в носовую фигуру — практически обязательный элемент архитектуры корабля в прошлые эпохи, придававший каждому кораблю своеобразие и в некотором смысле одухотворявший его, но с чисто инженерной точки зрения — никчёмный для обеспечения необходимых эксплуатационных качеств.

Причины, вследствие которых разные типы строя психики обладают разной дееспособностью, рассмотрены в разделах 4.7, 8.7 и 10.9.2 настоящего курса).

Эти утверждения следует понимать в смысле обусловленности статистик интересов, знаний и навыков — статистикой распределения населения по типам строя психики, а не в смысле жёсткой однозначной причинно-след­ст­венной связи в психике того или иного конкретного индивида: в пределах личностной психики могут быть некоторые вариации, которые не уничтожают этой социальной статистической закономерности, но благодаря которым каждый индивид вносит свой вклад в формирование соответствующих статистик.

Осознание изложенного в некоторых формах открывает возможность к тому, чтобы управлять процессом формирования (изменения) статистики распределения населения по типам строя психики и «стандартам миропонимания» общества в процессе смены поколений, и соответственно этой возможности задача фашизации общества включает в себя три аспекта:

  1. Замещение в процессе смены поколений исторически сложившейся статистики распределения взрослого населения по типам строя психики статистикой, на которую сможет опираться фашистский режим;
  2. Формирование у подрастающих поколений — незаметно, исподволь — определённого спектра знаний и навыков, на основе которых толпа «маленьких людей»:
  • будет по их собственной идейной убеждённости воспринимать несправедливость как справедливость и искренне, с энтузиазмом эмоционально и своею трудовой деятельностью будет поддерживать олигархический режим, творящий несправедливость;
  • в ней (в толпе) не возникнет неконтролируемого меньшинства, представители которого будут, прежде всего прочего, свободны в нравственном и интеллектуальном отношении (т.е. будут жить по совести) и успешно реализуют свой творческий потенциал в деле ниспровержения фашизма в смысле раз и навсегда.
  1. Обеспечение идеологического прикрытия первого и второго, необходимое, чтобы толпа не понимала адекватно того, что и как с нею делают, и тем более — чтобы не увидела истинных хозяев фашизма и кукловодов местной профашистской периферии, руками которой и осуществляется фашизация общества.

В процессе фашизации эти три аспекта не изолированы друг от друга, а находятся во взаимосвязи, проникая друг в друга.

И вопрос не в терминологии, не в её наличии либо отсутствии в культуре общества, а в тех психо-социальных явлениях, которые словами только обозначаются. По сути это означает, что фашизация успешно осуществлялась во многих обществах и в те исторические периоды, когда не было соответствующей терминологии, а в наши дни — с появлением терминологии Концепции общественной безопасности — мы просто можем описать этот процесс по сути (а не по внешним проявлениям) и более детально, нежели это было возможно на основе понятийного аппарата культуры прошлых времён.

Лозунгом фашизации по сути являются довольно широко известные строки (Беранже в переводе Курочкина — 1862 г.):

«Господа! Если к правде святой

Мир дороги найти не сумеет,

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!».

Поскольку в Правду Святую зачинатели фашистских проектов вывести человечество не стремятся, преследуя прямо противоположную цель, то выделенные нами жирным слова — отговорка, назначение которой — оправдать и облагородить выделенное курсивом продолжение: искусственно навеянный безумный сон «золотой» человечества под властью неправедности — это и есть фашизм, который должен быть красиво подан и предстать благородным в глазах всех ему подвластных» (ВП СССР «Основы социологии» (том 3: часть 3. «Жизнь человечества: толпо-«элитаризм» — историко-политическая реальность и перспективы» (книга 2))).

В целом фильм ставит вопрос: когда закончатся войны и когда прекратится оправдание естества войны как такового? Ведь ныне ведется война уже не с танками и самолетами, а информационными методами воздействия, и на заре 21 века мелькают первые очаги мировых конфликтов. Урок пути агрессии и гибели фашизма так и остался не понятым нынешним мировым олигархатом. А значит, лечение человечества от демагогии оправдания войн в какой бы то ни было форме будет не самым приятным и легким делом.

19.01.2014 – 24.06.2019

[1] Журнал «Вокруг света», ноябрь 1992 года (http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2233/).

[2] http://www.universalinternetlibrary.ru/book/sidorov2/1.shtml

[3] Из обсуждения фильма на сайте газеты «Московский комсомолец»: https://www.mk.ru/blogs/posts/belyiy-tigr-shahnazarova.html

 

 

Добавить комментарий