В СССР была популярна и неожиданно оказалась актуальной ныне сказка Аркадия Гайдара о Мальчише-Кибальчише, в которой был нарицательный отрицательный персонаж — Мальчиш-Плохиш, ставший по своему складу характера и низкому моральному облику предателем. Аналогичного склада был персонаж романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Смердяков, рассуждавший о том, как было бы «хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы, умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе». Однако в СССР был снят мультфильм на ту же тему, который апеллировал к конкретике и к проблеме тогдашней современности в документальном стиле.
Мультфильм «Каиновы слёзы» был снят на киностудии «Киевнаучфильм» режиссёром-мультипликатором Тадеушем Павленко, режиссёром мультфильма «Будёновка» (1976), в 1981 году по стихотворению поэта и памфлетиста Ярослава Королевича[1] и памфлету журналиста Николая Ришко[2], уроженца Закарпатской области Украины, когда она ещё входила в состав СССР и была соответственно социалистической. Он так и не был выпущен ни на одном видеоносителе, его нет ни на одной медиаплатформе, представленной в интернете, а сам прозаический памфлет осел исключительно в печатном виде в библиотеках[3].
Однако оказались опубликованными кадры[4] и сценарий мультфильма в сборнике сценариев мультфильмов «Мультипанорама №2» за 1984 год, по которым мы можем узнать его сюжет.
Мультфильм повествует об отрицательном герое — националисте-фашисте Украины, петлюровце-бандеровце, который продавался то иностранным интервентам, то фашистам, то американцам, и суть сюжета и его концовки в том, что страна отвергла предателя.
На протяжении мультфильма в стихотворении, используемом в сюжете, подчёркивается, что главный отрицательный герой совмещает в себе известные из Библии архетипы первоубийцы Каина и предателя Иуды Искариота — упоминается, что у него «иуды подлая душа», а перед зарубежными хозяевами он льёт каиновы слёзы, лишь бы отработаться и выслужить. Этому противопоставляется, согласно сценарию, документальная хроника, показывающая достижения тогдашней, советской Украины, ранее в Российской империи имевшей название Малороссия. Мультфильм заканчивается четверостишием:
«Ну что ж, пускай себе кричит,
Скулит в тоске звериной,
Над морем каиновых слез
Смеется Украина».
Надо сказать, тема мультфильма была щекотливой для местных аниматоров. Радна Сахалтуев, художник-постановщик киностудии «Киевнаучфильм» родом из Бурятии, участвовавший в создании «Каиновых слёз», вспоминал: «На картину «Каиновы слезы», клеймящую украинских националистов, меня назначили приказом, так как никто не хотел браться за нее…»[5].
Отнюдь неудивительно быстрое забвение этого мультфильма в самой Украине — ведь в дальнейшем оказалось, что за несколько десятков лет страна, в которой по заказу из Москвы был снят тот мультфильм, превратилась в военный полигон, наполненный русофобскими настроениями и жаждой войны. В силу этого мультфильм «Каиновы слёзы», ныне хранящийся в Госфильмофонде, так и не был нигде издан и опубликован из-за законодательных отсылок на авторские права страны-владельца наследия «Киевнаучфильма», которая в нынешних условиях занимается исключительно войной и агрессией.
Следует заметить, что по итогу сюжета мультфильма видно, как команда, которая делала его, не предвидела другой альтернативный конец, так как она действовала в заказном порядке. Она окарикатурила отрицательного героя до немощного к концу сюжета и недооценила его угрозу и мощь, так как полагала, что всё обойдётся, того все отвергнут, и он будет ослаблен. Она взялась, таким образом, за художественную задачу, конец которой был не в её руках. Т.е. тему смердяковых мультфильм неполностью выразил. Хотя его художественных достоинств и его команду это не умаляет, как и её попытку выразить в формате мультфильма непростую тему о каинах и иудах.
P.S. Петиция-инициатива «Опубликовать на отечественных интернет-медиаплощадках все имеющиеся на хранении телеканалов и архивов мультфильмы, мультсериалы, музыку и кино 20 века и 1-ого десятилетия 21 века стран, находящихся в списке стран, недружественных по отношению к России», опубликованная на сайте Российских общественных инициатив, призвана напомнить о мультфильме «Каиновы слёзы» и других мультфильмах, разделивших в бывших советских республиках его судьбу, и сделать их опубликованными в силу сложившихся экономико-культурно-исторических обстоятельств.
Приложение.
Б. Крыжановский, Ю. Новиков
«Каиновы слезы» (сценарий к мультфильму 1981 года)
(Стихотворный текст Я. Королевича)
Несколько необычное для мультипликационного фильма начало. На экране появляются настоящие актеры-музыканты. Это популярный вокально-инструментальный ансамбль «Кобза»:
Сегодня вы услышите.
Сегодня вы увидите
Комедию, трагедию
И фарс.
Герой наш не меняется.
Все время повторяется.
И в этом убеждались мы
Не раз.
На маленьком экране, представляющем собой фон для ансамбля, возникает название фильма, стекающее затем жёлто-голубыми слезами.
Попав в края заморские,
Он льет там слезы горькие.
И так не по себе теперь
Ему…—
продолжают певцы.
А на экранчике за певцами появляются заморские небоскребы. Мы приближаемся к ним, и экранчик вырастает до размеров нормального экрана. Камера продолжает наезжать, и вот мы оказываемся внутри небоскреба.
Помещение, куда мы попали, начинено разнообразной аппаратурой: телекамеры и микрофоны, краны и телефоны, прожекторы и переплетенные кабели. И среди этой аппаратуры, как муха в паутине, наш, извините за выражение, «герой», — плюгавый человечек с малосимпатичной внешностью: под щетинистыми бровями прячутся кабаньи глазки, воинственно топорщатся усы. Вид у него такой, будто выволокли его откуда-то из дальнего хранилища, отряхнули, почистили, подновили и выпустили на свет божий.
Перед «героем» — карта Украины. Только слово «Украина» написано на ней латинским шрифтом, а контур карты обведен желто-голубой полосой. Как глянет «герой» на карту, да как подпрыгнет! Как кинется к ней — руки простирает, охватить ее всю пытается. А потом взялся по карте кулаками молотить, а сам криком захлебывается. Видно, что уж очень вожделенна для него Украина — так бы он ее, сердечную, целиком и заграбастал.
И вдруг иссяк «герой». Замедлились жесты, замедлился звук. Остановился. И руку вывернул, как профессиональный нищий — ладонью вверх. Посматривает…
И откуда-то сверху ему вдруг подали. Небрежно, подбросив монетку вверх, — но подали. Он взял. Да не то, чтобы взял, а просто-таки схватил и в оттопыренный карман спрятал. И снова полон энергии. Хриплым голосом кому-то угрожает, кулаками размахивает. Ухватил карту, в трубку свернул, к груди ее прижал… И слезы в три ручья… Цирк, да и только.
«Цирк» оценили. В сторонке, в креслах три джентльмена сигары курят, а увидев «цирк», неспешно похлопали в ладони.
Не первый день надрывный плач
Доносится с чужбины.
Слезой исходит наш «герой»
За судьбы Украины…
Взвилась стопка монет—на каждой цифра «30» выбита — и благодатным дождем пролилась на жаждущую подаяния фигуру «героя».
…Но он не даром слезы льет.
Заламывая пальцы, —
Монетой звонкою слеза
Течет в карман страдальцу.
Горько плачет «герой», рыдает вовсю… И подбрасывает монетку. Переворачивается монета. И на экране заплясали, меняясь, как в счетчике, цифры — от 1981 года — и все дальше и дальше в глубь времени — до 1918 года.
На красный штык насаживается фигура «героя» в полном картинно-оперетточном наряде петлюровского вояки.
Но кто ж он, горе-патриот,
Который плачет, не переставая?
Какого счастья хочется ему
Для отчего, как говорит он, края?
Вышагивают ноги иноземного завоевателя — немецкого оккупанта. Семенит за ногами, спешит-подпрыгивает наш персонаж:
Не узнаете? «Самостийник» он,
И слезы льет он, как из крана воду.
С тех пор как по загривку получил
В дни Октября семнадцатого года.
«Самостийник» в шапке с длиннейшим шлыком, сгибаясь в три погибели, раскатывает перед оккупантами желто-голубую дорожку.
Рисованный кадр сменяется кадрами документального кино: маршируют кайзеровские солдаты, идут воинские части Антанты.
Вновь рисованный кадр: раздваивается желто-голубая дорожка, образуя круг цирковой манеж.
Выстраивается вокруг арены кайзеровское воинство, запечатленное кинохроникерами в 1918 году. Переминаются с ноги на ногу, снимают каски, ранцы, располагаются, видимо, надолго.
Да как же иначе? Ведь их пригласил наш «герой» — «гетман всея Украины».
Вот он застыл в горделивой позе из цирковой тумбы. Рядом — подлинный хозяин, дрессировщик в форме кайзеровского офицера. Щелкнул хозяин шамберьером и запрыгал, заскакал «самостийник». Внимание, чудеса жонглирования! Дрессировщик-офицер ловко подбрасывает с руки на руку, с ног на голову «самостийника», пока тот не распадается на составные части. Взлетают в воздух то голова, то рука, то туловище… И вот они, как кольца на детской пирамидке, оказываются снова на своих местах. Трюк следует за трюком… Вот «самостийник» поджигает бумажный круг с нарисованной украинской хатой.
Кинохроника: горит хата, пылает в поле хлеб, рыщут по селу оккупанты.
И вновь цирк, снова чудеса киркового искусства: «герой» приносит гуся, и тог бесследно исчезает в каске офицера. Исчезает так же мешок с пшеницей, а затем целая корова.
А документальный экран подтверждает: да, так и было. Оккупанты грузят зерно в вагоны, загоняют скот.
«Самостийник» старается-трудится — надо же оправдать полученную награду — огромную монету с надписью «30 сребреников».
Как на базаре торговал
Без устали предатель, —
На землю дедов и отцов
Был нужен покупатель.
Офицер держит в руках пустую каску. Уходят вдаль вагоны с награбленным на Украине имуществом.
Всем Украину предлагал,
Всем, кто купить не против.
Такая, видите, любовь
Кипела в «патриоте».
Ласково глядит кайзеровский офицер на «самостийника». Внезапно, будто взрывом, швырнуло их в разные стороны.
В вихре, в бурной атаке мчатся по экрану красные конники. Заливается пулемет в руках красного конника. И весь экран с документальным изображением залит красным цветом.
И от этого стремительного напора бросаются наутек офицер и «самостийник». Катится пустая каска. Как в спасительное логовище, ныряет в неё наш «герой» и исчезает. А красный вихрь подхватывает каску и уносит прочь.
За то, что край свой променял
На франки, кроны, марки,
Пришлось без устали ему
Прикладывать припарки.
Когда же в панике бежал
Хозяин самозваный, —
К труду вернулся наш народ,
Залечивая раны.
Хроника кадры разрухи — руины домов, мертвые заводы, ржавеющие паровозы, сошедшие с рельс и заросшие травой…
Появляются руки — руки рабочих, руки крестьян. Люди разбирают руины. Строят… Растет Днепрогэс.
А где-то в Берлине другие, рисованные, руки — в черных перчатках, со свастикой на обшлагах пестуют нашего «героя». Одевают его в мундир, как марионетку, дергают за ниточки, обучая маршировать на прусский лад. «Самостийник» тянет руку в фашистском приветствии — «Хайль!».
Куда ж теперь девался наш «герой»?
Пошел служить фашистскому Берлину.
При деле снова платный «патриот»,
И снова продаёт он Украину.
Дергает фашист «самостийника»-марионетку за ниточки, и тот стреляет у его ноги из автомата вправо-влево…
Он, свастику приветствуя, вовсю
Кричал «Зиг хайль!» — с неистовством настырным.
Ему охотно фюрер позволял
Горланить «хайль» с акцентом самостийным.
Приподнимает фашист «героя» за шиворот и бросает его на лимб компаса. «Самостийник» тотчас же, как стрелка, вытянулся и показал: «На Украину»
Хроника: фашистские стервятники бомбят мирные наши города. Пылают села, рушатся многоэтажные стены. Стоит весь в ранах красавец Днепрогэс.
А рисованный «самостийник», низко кланяясь, приветствует новых «хозяев», несущих «новый порядок».
Мы видим документальный кадр: жирный рейхсмаршал Геринг входит в уцелевшую украинскую хату. Рисованный «самостийник» стелется перед ним у порога. И жирный Геринг вытирает о него ноги, как о половик.
Иуды подлая душа
От счастья ликовала,
Когда фашистская орда
Наш мирный край топтала.
На чужеземные штыки
Рассчитывал он снова,
Когда на собственный народ
Мечтал надеть оковы.
Фашист в черной форме разматывает колючую проволоку и бросает ее как аркан. И «самостийник», учась у фашиста, также бросает проволочный аркан.
Стоит за колючей проволокой, понурив голову, Тарас Шевченко… За колючей проволокой — университет, школы, дома… За колючей проволокой — дети.
Треск автоматных очередей. Взрыв снарядов и бомб. И с каждым выстрелом, с каждым взрывом мы видим, как на руках обоих палачей — и хозяина, и слуги — появляются всё новые и новые пятна крови.
Они пытаются стереть, смыть, уничтожить пятна крови. Они снимают перчатки-кожу, но пятна крови остаются. Уничтожить их палачи не могут никакими силами.
И тогда восстали живые и мертвые, поднялись камни, по которым ходили палачи, загорелась у них земля под ногами.
Кадры кинохроники в стремительной темпе показывают картину всесокрушающего удара советских войск. Бьют «катюши». В атаке краснозвездные танки. Утюжат фашистов знаменитые штурмовики. Идет в наступление царица полей — пехота.
На «тридцатьчетверке» под развернутым красным знаменем — советские воины-освободители на улицах городов Европы, освобожденных от фашистской оккупации.
В беде не бросит брата брат
В суровую годину.
Народ советский отстоял
Свободу Украины.
Кинохроника героических лет восстановления. Льется сталь. Колосятся колхозные нивы. Возрождается Днепрогэс.
Она восстала из руин
Для мира и для счастья,
И ей на помощь как один
Пришли народы-братья.
Высится над плотиной Днепрогэса памятник В И. Ленину. Залиты светом города Украины.
Кинохроника переносит нас за океан. Громоздятся небоскребы, лепятся друг к другу витрины, шаркают по тротуарам тысячи и тысячи ног. И — уже рисованный кадр — плетется среди них наш «герои» — обросший, битый-перебитый, в обветшавшем мундире. Из него будто воздух выпустили— одна оболочка осталась: ни наняться, ни продаться. Ан нет. Его фигура привлекает внимание двух джентльменов с выпяченными подбородками. Кивнув друг другу, они выходят из машины и решительно берут «героя» под руки.
И началось. Потащили «самостийника» по каким-то длиннющим коридорам. Обмыли его, взвесили, измерили, побрили, сфотографировали в фас и в профиль, тиснули отпечатки пальцев. Тут-то приблуда и обмер. Ведь на отпечатках всё его бандитское прошлое: на одном пальце трезуб, на другом — фашистская свастика. Но его новых хозяев это не только не смутило, а даже как-то и воодушевило. Потому-то ему, как лицу доверенному, сразу же дали работу. Ткнули в руку микрофон, в другую —лист бумаги —читай, мол!
Он и стал читать. Да ещё как — с превеликим удовольствием! Затем ручку протянул и получил крупную монету с привычной надписью «30 сребреников».
Теперь в «свободном мире» наш герой,
Там, на задворках, горе-патриота
Хозяин новый подобрал, и вновь
Нашлась для «самостийника» работа.
На пульте вспыхивает надпись «Угрозы». Ах, как взъярился наш «герой». Какие у него ужимки и прыжки!.. Кажется, дай ему в руки вместо микрофона обрез — никого в живых не оставит. Новая команда на пульте — «Слезы».
И возникает уже знакомая картина: плачет-рыдает «патриот», прижимая к груди свернутую и спеленатую карту Украины.
И встык — хроника панорамы жизни Советской Украины.
Гордо реет державный красно-голубой стяг над куполом здания Верховного Совета УССР.
Цветет наш благодатный край
Под щедрым солнцем мая.
И пана разбирает злость
И ненависть слепая.
Над днепровскими кручами — памятник великому Кобзарю.
Сияет огнями Днепрогэс… Широкие просторы степной Украины сменяются вершинами Карпат… Ах, как ненавистен, как нестерпимо чужд вид расцветающей, мирной Украины горе-патриоту. Наш «герой» приходит в неистовство, брызжет бешеной злобой, видя счастливую Украину.
В горячке желто-голубой
Он нам сулит напасти.
И вновь за доллары кричит
О «самостийном» счастье.
Ансамбль «Кобза» заканчивает песню-«зонг»:
Ну что ж, пускай себе кричит,
Скулит в тоске звериной.
Над морем каиновых слез
Смеется Украина.
Вспыхивает экран разноцветьем красок. Улыбающиеся лица людей на улицах… на работе… Праздничное шествие… Смеются сталевары… Улыбается космонавт Павло Попович, стоящий в скафандре перед ракетой.
Улыбается, сидя на плече у отца, девочка. В её руках — воздушные шарики. Улыбка девочки просвечивает сквозь прозрачную цветную оболочку шарика.
…Над морем каиновых слез
Смеется Украина!
Мир окрашивается в яркие, радужные тона. Улыбается ребенок.
[1] В каталоге РГБ можно найти его памфлеты «На эмигрантском постоялом дворе», «Стойкий флюгер» и «Катастрофа на взлете» (https://search.rsl.ru/ru/search#q=author%3A(%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%2C%20%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2)), в свободном чтении находится его рассказ «Поиски наивного слона» из многоавторской антологии сатиры и юмора «Веселая ярмарка» (https://web.archive.org/web/20220519080236/https://coollib.com/b/174652-mikola-vasilovich-bilkun-veseliy-yarmarok/read).
[2] «Умер ветеран закарпатской журналистики Николай Ришко» (https://web.archive.org/web/20231010131413/https://ua-reporter.com/news/umer-veteran-zakarpatskoy-zhurnalistiki-nikolay-rishko).
[3] Запись из каталога РГБ (https://search.rsl.ru/ru/record/01001388584).
[4] Кадры из м/ф: https://vostock-photo.com/previous/3532
[5] «Один из «родителей» доктора Айболита, капитана Врунгеля и Острова сокровищ» (https://www.interesniy.kiev.ua/ru/odin-iz-roditeley-doktora-aybolita-k/).
“>