Алексей Сучков. Цикл “Незаметное дыхание будущего”
Читайте в цикле “Незаметное дыхание будущего”:
- 1. Борьба за человека
- 2. Гостья из настоящего
- 3. “Панк-Конструктив”
- 4. Тонкая красная линия (Боевая архитектура)
- 5. Памятники нашему времени
Мы шли в неизвестность, мы искали для
человечества путь выхода из ЭРМ.
Посвящается товарищу, раненому на этом пути.
В Эру Мирового Воссоединения (ЭМВ) человека можно встретить везде на Земле.
Когда были сняты последние причины конфликтов между государствами и обществами, а доступность транспорта и бытовых условий воплотила мечту о путешествиях по всей планете, ранее доступных только финансово привилегированным классам – тогда интерес людей к дальним землям и другим культурам буквально прорвал границы древних государств.
Ещё стояли пограничные столбы, ещё с бесконечной деликатностью разбирали психологи культурные различия и особенности народов, а из вновь создающихся уютных посёлков и сохранившихся ещё мегаполисов люди шли и шли в путешествия, чтобы объять своей душой всю Землю, обогатить своё восприятие мира холодной суровостью полярных областей, буйством жизни восстанавливаемых джунглей, величием и неизменностью гор, жарким дыханием пустыни.
И конечно, чтобы познать жизнь выросших там людей, особенно те национальные культуры, которые сумели уцелеть после «информационных войн» и всепожирающего напора «массовой культуры» в Эру Разобщённого Мира.
Древние гимны Бретони и Тибета, суровые обычаи бедуинов Пустыни, потрясающий контакт с природой африканских бушменов, водных жителей Полинезии, индейцев Амазонки, осторожная настойчивость саамов, эскимосов и алеутов и бесконечная широта души русских народов, и многие, многие другие культурные сокровища, щедро обогащавшие психику прикоснувшегося к ним.
В особенных уголках планеты возводились особенные сооружения и памятники – Земля насыщалась историей.
По сухой равнине предгорий Гималаев неспешно двигались две фигуры. Несмотря на просторные одеяния, развевавшиеся на сухом ветре плоскогорья, походка и движения безошибочно выдавали в них женщин.
Одна из них была меньше ростом и стройна как тростинка, в движениях её сохранилась ещё некоторая подростковая угловатость.
Макита Ян, ученица Третьего Цикла, воплощала в себе несомненные азиатские черты – её белая кожа контрастировала с насыщенным тёмным цветом густых коротко остриженных волос и раскосыми выразительными глазами, которые она с таким милым видом хитро прищуривала, когда затевала очередную шалость, давая выход своей кипучей энергии.
Однако сейчас она выглядела подавленно и растерянно, шла опустив глаза и сутулясь, вздыхала.
Макита Ян провалила уже третье Испытание Геркулеса, и теперь она страшно сомневалась в себе.
Вторая фигура принадлежала значительно более зрелой женщине с неторопливой грациозной походкой. Её густые волосы были тёмного каштанового оттенка, кожа была смуглой. В крупных, но красивых чертах лица легко угадывались индийские корни.
Мерат Сахиб, планетолог и известный исследователь Луны, была Наставницей Макиты Ян.
Узнав про неудачи Макиты, Мерат специально прилетела из лунной экспедиции на Землю, чтобы посвятить своё время воспитаннице, потому что Человек в ЭВР был важнее всей Луны.
Она долго внимательно выслушивала Макиту, просмотрела все записи её выступлений и тренировок, беседовала с учителями и друзьями, и в конце концов с добрым смехом назвала Макиту “маленьким самураем”, и вдруг очень серьёзно предложила отправиться к памятнику Проводникам – древним исследователям психики, некогда построившим выход из Социального Инферно, завершивший Эру Разобщённого Мира (ЭРМ) – древнюю тёмную эпоху земной истории.
И сейчас неторопливо, в ритме неспешной прогулки, Мерат продолжала свой рассказ:
– Знаешь, Эра Разобщённого Мира ведь по сути и была одним большим кризисом. Неконтролируемое развитие и применение технологий, подстёгнутое ненасытной капиталистической экономикой, привело к масштабному сдвигу в обществе.
Прежний образ жизни, наработанный и отшлифованный веками, стал катастрофически быстро терять эффективность – целые системы знаний устаревали всего за несколько лет. Этот сдвиг в общественной жизни мы знаем как смену соотношения частот биологического и социального времени.
А если принять во внимание огромное значение техносферы в жизни общества ЭРМ – то люди столкнулись с необходимостью постоянно пересоздавать и себя, свою личность.
А ни, представь, совсем этого не умели!
– Древние люди не умели менять свою психику? – с недоверием переспросила Макита.
– Да, именно так. Люди древности привыкли к тому, что их всегда формировала окружающая среда! Они ведь только что вышли из традиционной культуры древнейшего мира, который менялся настолько медленно, что сейчас показался бы нам застывшим.
О, мне трудно передать тебе, Маки – насколько им было тяжело! Ну вот разве что – представь, что само твоё тело вдруг стало текучим, изменчивым от любого ветерка! Вообрази?
Макита Ян поёжилась от такой перспективы. В тринадцать лет куда как непросто и с предсказуемыми возрастными изменениями тела, какое уж тут от любого ветерка!
Мерат между тем продолжала:
– Психика людей ЭРМ постоянно смещалась, без конца искажаясь внутренними напряжениями, и с этим не каждый справлялся – в ту эпоху буйно расцветали психические расстройства, лечебницы переполнялись, улицы и даже школы были опасны, а то или иное невротическое расстройство было практически у каждого.
Но именно в этой ситуации действовал мощнейший стимул к психологическому развитию, безжалостно вырывая человека из культур традиционного общества – слишком медленных, не успевающих перестраиваться.
И другой столь же привычно неизменной культуры не было – спешно выстраиваемые суррогаты потребительской, массовой, псевдонациональных и псевдорелигиозных постоянных культур неизбежно рушились так же как и традиционные.
Человек постоянно оставался один, безо всякой поддержки своей психической алгоритмики, мягкий и восприимчивый к чему попало – посторонние информационные потоки, многократно ускоренные развитой техникой телекоммуникаций, буквально перемешивали его психику с информационным мусором.
Изощрённые программы массовой манипуляции сознанием искажали мировосприятие целых групп людей до противоестественного жизни.
Кое-где доходило до поклонения диким зверям как примеру гармонии с окружающей природой!
В этом ревущем психологическом хаосе многие люди прибегали к самой примитивной форме психической самоорганизации – основанной на эгоцентричном мировосприятии, меряющим весь окружающий мир “по себе”.
Но так как психологическое состояние человека постоянно менялось, то и эгоцентричное мировоззрение человека ЭРМ представляло собой бешеный калейдоскоп – противоположные мысли и противоречивые чувства сменяли друг друга по нескольку раз за один день – и каждый раз окружающий мир представлялся им совершенно другим местом, а в психике брали верх разные сценарии поведения!
В скученных городах нарастало желание замкнуться, чтобы хоть какое-то время побыть в тишине – но увы, отсутствие психологической дисциплины приводило к тому, что в уединении хаос продолжался уже внутри личности, а отсутствие полноценного контакта вызывало угнетающее одиночество.
Закрытость, отчуждённость, циничность и коммуникативные нарушения людей ЭРМ диалектически сочетались с поразительной внутренней беспомощностью, желанием слепо довериться кому-то, и тут же с желанием его контролировать.
Любовь становилась попытками захватить друг друга в рабство, общение превращалось в бестолковую болтовню, отношения с Наставником – в некритичное поклонение и замыкание в группе поклонников какой-то яркой личности, вызывавшее уродливые социальные образования – секты.
Первыми, кто понял, что нужно не сопротивляться текучести психики, а учиться управлять ею, были Проводники. А главное – они сумели найти динамические ориентиры для развивающих потоковых изенений…
Но и Проводники тоже сперва долго пытались выстроить застывший неизменный идеал «человека будущего»… А вот и они сами!
Долгая прогулка закончилось – они подошли к Памятнику Проводникам.
Памятник был создан группой скульпторов ранней Эры Мирового Воссоединения и с тех пор регулярно дорабатывался. Кроме продуманных очертаний и насыщенных цветов здесь искусно использовались движущиеся голограммы, проступающие из глубины памятника как воспоминания, транслировались связанные с ними звуки, позже были добавлены проекторы эмоций, наводящие на зрителей психологические состояния героев памятника.
Памятник был посвящён сразу всем Проводникам и представлял собой лабиринт из бурлящих мутных волн, символизирующих информационно-психологическую неустойчивость и загрязнённость Эры Разобщённого Мира. В нахлёстывающих и бурлящих потоках виднелись фигуры людей, с трудом продвигающихся в одну сторону. Это и были Проводники.
– Сюда- позвала Мерат.
Они подошли ближе.
В тяжёлых, как будто замусоренных волнах, виднелась фигура девушки. Мучительным усилием она приподнималась из мутных вод. Разметавшиеся волосы открывали широкий лоб мыслителя, а в изящном маленьком рте, наоборот, было что-то детское. Тёплый взгляд коричневых глаз уравновешивал такие разные черты лица.
Однако девушка выглядела напряжённо и болезненно.
Брови её были нахмурены в длительном усилии, на лице застыла гримаса тяжёлого, упорного раздумья, рот со скорбным напряжением сомкнут.
С видимым усилием она поднимала правую руку и как будто отталкивая от себя, посылала навстречу зрителю какую-то схему, красивой правильностью серебристых линий выделявшуюся на фоне мутных волн.
Макита Ян подошла ближе: серебристые буквы складывались в 11 слов:
Желание
Конформизм -> Группа -> Общество
Самоутверждение -> Авторитет -> Дальние
Корысть -> Близкие -> Добросовестность
Идеал
– Похоже на Спиральное Ядро мотивационной системы личности – неуверенно сказала она. – Но… оно совсем простое, однослойное, как будто…
– Как будто сырое? Без доработок Тана Киила и динамической модели Кумбы Паки, и ещё множества вложений и коррекций, о которых ты пока не знаешь – улыбнулась Мерат – Смотри же, перед тобой создательница Спирального Ядра!
-О… – Макита Ян растерянно посмотрела на статую девушки. Она была так не похожа на то, как она всегда представляла себе Проводников – людей могучих, твёрдой поступью идущих в ревущем социальном хаосе, без устали слагающих ступени выхода из Социального Инферно.
А здесь – хрупкая девушка, в такой ненадёжной позе то ли выныривающая, то ли падающая в мутные волны ЭРМ. Она напряжённо всмотрелась в лицо девушки, пытаясь угадать там непоколебимую волю – но тщетно: скульптор честно и жёстко показал на лице лишь растерянность и мучительное усилие.
И Матита Ян вдруг всем своим существом почувствовала: страшная правда заключалась в том, что в жуткое время ЭРМ не было никаких могучих людей – им просто неоткуда было взяться!
Она остро вспомнила, что люди Эры Разобщённого Мира совсем не имели ни устойчивых психологических защит, ни информационных сторожевых алгоритмов, их психику буквально размывали ядовитые информационные потоки, разрывали противоречивые идеалы и программы поведения. Потеря себя, погоня за миражами, разочарования и апатия, бесконечные серые будни…
Мерат угадала её состояние:
– Да. Они были обычные люди того времени. Неподготовленные, травмированные, одинокие, слабые. Люди плоть от плоти своей эпохи, ввязанные в ЭРМ тысячами нитей.
Их слабыми руками и нестабильными умами были сложены первые Ступени выхода из Социального Инферно. И они спасли нашу цивилизацию!
Знай же, Маки, знай – что любой, любой из Проводников был куда слабее психологически, чем ты сейчас!
Если бы ты попала туда, то быстро стала бы известной личностью с толпами “фанатов” – психологически несамостоятельных поклонников…
– Слабее меня… – шёпотом повторила Макита-Ян – какое страшное время… Мерат! Что случилось с ней дальше?
Мерат повернулась одинокой фигуре девушки и помрачнела.
– Сразу после создания Спирального Ядра у неё случилось обрушение психики – сказалась собственная неуравновешенность, сдавшая под пиковым напряжением, а также ошибочная установка первой группы Проводников на механическое “переламывание себя” вместо поиска гармоничного развития. Конечно, их усилия по “ломанию себя” в основном срывались – срабатывали предохранительные механизмы психики.
Но она – Мерат с сочувствием провела по выставленной руке девушки – Она сумела.
Достигла провозглашавшейся тогда цели и… действительно переломила себя! Но получилось совсем не то, что ожидали…
Маки затаила дыхание, а Мерат медленно и тяжело продолжала:
– Она зашла за грань устойчивости психики, не имея подготовки. Как без скафандра в космос. Ты ведь помнишь, почему всем учащимся до Третьего Цикла запрещены выходы в пограничные состояния психики?
Маки вспомнила месяцы напряжённых тренировок и кивнула.
-Её несбалансированная психика сразу пошла вразнос, она быстро довела себя до физического предела и сорвалась в психоз. Так началось самое тяжёлое время в её жизни. Время безумия, время потерь…
Мерат прошла чуть дальше и показала, как мутные волны символически накрывали голову Создательницы Ядра. Скульптор сумел полупрозрачностью волн передать потрясающее впечатление: проглядывающие сквозь мусорную воду живот и бедро то ли искажались потоком, то ли это угадывались уродующие красоту девушки дряблые жировые отложения, в обтекающей сбоку лицо мутной волне проступали преждевременные морщины, а среди мусора вырисовывалась попавшая в уголок губ дымящая курительная наркотическая палочка.
Дальше волны разделялись на два чередующихся потока: один тёмный, даже визуально тяжёлый и мутный, депрессивный. Другой более светлый, с нездоровым желтовато-зелёным оттенком мании, символизирующие две крайние фазы расшатывающей психику резонирующей психической нестабильности, одного из многих и многих психических расстройств, характерных для ЭРМ.
Через толщу волн проглядывали голограммы с эмоциональным наведением, и Макита Ян поняла, почему этот памятник стоял так далеко в горах и к нему не пускали любопытных Младших – психические сбои, искусно отражённые в мешанине голографических образов памятника, беспардонно выставляли то постыдные состояния одурманенности и потакания низменным позывам, то эпизоды искажённой сексуальной жизни, то бессильные провалы в апатию; а эмоциональные проекторы наводили такое оглушающее внутреннее смятение, тоску, обиду и болезненные отчаянные порывы, что от этого зрелища младшим бы пришлось восстанавливаться.
Но зато такая откровенность погружала в переживание ЭРМ с головой. С зардевшимися щеками, со слезами в глазах она оторвалась от памятника.
– Я поняла зачем ты привела меня сюда. – тихо сказала она Мерат. Я всё время пыталась действовать как древний супергерой из культа комиксов, поэтому я и проваливала Испытания Геркулеса.
Ты хотела показать что не обязательно быть великим, чтобы сделать что-то очень важное. Что всегда можно начать со сколь угодно малого и на своём месте вырастить ростки светлого будущего.
Мерат кивнула:
– Но только не будущего, а настоящего. Светлого настоящего, Макита. Не зря наши предки верили в Человека! В кризисе ЭРМ судьба человечества была бы совсем скорбной, если бы не человеческий потенциал, уникальная в живой природе способность творчески перерабатывать любые неприятности.
Смотри: этих мутных волн по счёту столько же, сколько лет она провела, метаясь в резонирующем расстройстве. А затем она сумела найти меру и устойчивость, и применить свой творческий потенциал. Именно поэтому мы теперь знаем про неё!
Мерат пригласила Маки дальше – и она увидела что у памятника есть продолжение – бурные захлёстывающие волны заканчивались, и здесь снова была Создательница Ядра – выходя из бушующих волн как Афродита из морской пены, она спокойно и сосредоточенно присела на одно колено. Фигура её была так точно сбалансирована, что напоминала присевшего канатоходца.
Правая её рука нежно касалась стебельков живой травы, растущей во встроенной прямо в памятник пышной клумбе. Трава, вырастающая каждый год по-разному, но всегда красиво и гармонично, выступала символом динамической устойчивости и известным ориентиром для правильной настройки психики, доступным в больших городах.
Левая же рука сжимала прибор, похожий на вытянутую и перевитую проволоками дощечку.
Лицо Создательницы мотивационного ядра здесь было явно старше, и в нём угадывались следы нездорово проведённого времени, но теперь у него было другое выражение – не растерянного мучительного усилия, а спокойной, размеренной сосредоточенности, а в глазах прямо-таки светилось равновесие, понимание и предугадывание.
Точно – снова подумала Макита Ян – как канатоходец!
Она присмотрелась к прибору в руке статуи и вдруг вспомнила, как видела его в музее.
Это был простейший калибратор психических состояний. А его создательница…
– Так это же… Жарка! – потрясённо воскликнула Макита Ян.
Мерат молча кивнула, внимательно наблюдая за ней.
Перед ними была легендарная Жарка, самая загадочная из Проводников. Исследовательница пограничных психологических состояний, в борьбе со своим недугом она первая научилась не только гасить психологическую раскачку противорезонансами, но и “танцевать с энергией”- самостоятельно разгонять и направлять психику, задавая себе нужное состояние, самочувствие и даже образ. Та энергетика и пластика, которой она достигала, поражали современников, а безжалостная проницательность вкупе с полной открытостью и горячим, самозабвенным сочувствием – создавали ощущение плавившего любой лёд отчуждения душевного жара, давшее ей прозвище.
Макита Ян вспомнила, как они с друзьями любили повторять любимую фразу Жарки, так по душе приходившуюся подросткам Второго цикла: “Человек каждую минуту создаёт себя с нуля”.
Жарка, основала Школу Огненного Баланса – где человек учился входить и действовать в пограничных психологических состояниях, которая начиналась как центр реабилитации женщин с психическими расстройствами, но после открытия контролируемого психического резонанса и стабильных пограничных состояний превратившаяся группировку настоящих артистичных фурий, грёз и страхов мужчин, рядом с которыми можно было только быть героем – или трусливо уползать в угол.
Точёная фигурка девушки, балансирующей на канате на фоне огня – этот символ до сих пор украшал здания школ, тренирующих навыки работы с пограничными состояниями психики.
На основе своего трудного опыта Жарка создала калибратор психических состояний, позволяющий всего за несколько месяцев научиться использовать психический резонанс и входить в управляемые пограничные состояния. Началась эпоха управляемых сверхсостояний человека, до того доступных лишь единицам в чрезвычайных ситуациях или после долгих лет интенсивных тренировок.
Макита Ян привыкла воспринимать Жарку как живую легенду прошлого, и вот оказалось, что она когда-то была такой – подавленной, одинокой, зависимой, беспомощно падающей. И это потрясало.
И хотя рассудок твердил, что любой прекрасный космолёт, если он разобран, представляет собой бесполезную груду частей, и ещё больше такое характерно для психики человека – эмоциональное потрясение от увиденного контраста никак не отпускало.
Один из любимых принципов её наставницы – “понять не умом, а всем телом”.
– Ну что, на сегодня осознаний достаточно? – спросила её Мерат. – Вакари, Тишна и Рамаят зовут нас на море. Насытим тело движением и солнцем!
Потом мы вернёмся и осмотрим остальных – она обвела рукой лабиринт мутных волн, в которых виднелись и другие фигуры людей – каждый из Проводников расскажет нам свою историю.
Перед тем как уйти, Макита подбежала к первой статуе, где будущая Жарка, растерянная, запутанная, выталкивала из мутных волн первое Спиральное мотивационное ядро, всмотрелась в её лицо, и вдруг дружески, нежно погладила её руку.
Она заметила, что рука была до блеска натёрта прикосновениями – даже в виде статуи Жарка продолжала участвовать в горячей жизни общества Земли.
В Эру Мирового Воссоединения везде на Земле можно встретить человека!
___________________________________________________________________
* Мотивационная Структура Личности (МСЛ) – это реально существующая методика. Спиральное ядро развития мотиваций создано в 2010 году.
Подробнее вы можете узнать про МСЛ здесь:
https://docs.google.com/document/d/1QJpwu8pJTONa-oM8dAj1NhQzPH9AgXPuddwB_90ZYxQ/edit?usp=sharing
Читайте в цикле “Незаметное дыхание будущего”:
- 1. Борьба за человека
- 2. Гостья из настоящего
- 3. “Панк-Конструктив”
- 4. Тонкая красная линия (Боевая архитектура)
- 5. Памятники нашему времени
Страничка автора вКонтакте: https://vk.com/fs_psy
Дружба с собой. Психолог Алексей Сучков
Группа повышения практической психологической грамотности и прокачки актуальных умений (скоростное чтение, креативное мышление и другие)