«Ветер в голове» – говорят о тех, кто не смыслит ничего в своем поведении. А ведь он не только гулять в головах может, да ещё и свистеть. Вопрос: это как? Мы как-то не задумывались над этим раньше, пока не увидели мультфильм «Соловей-Разбойник», снятый в 2002 году.
Что же из названия явствует? Неужто нас опять будут смешить тремя «богатырями»[1] от анимационной студии «Мельница»? Отнюдь нет, ибо сделан он другими мультипликаторами. И с другим замыслом, как выяснится потом, — «для детей изрядного возраста». Как-то обделён этот мультфильм вниманием пресловутых подкупных предвзятых[2] кинокритиков, которым с голливудского и полуголливудского конвейеров подают смехотырей да супергероев. Но и кинокартину «Кин-Дза-Дза» Георгия Данелия в своё время не все приняли, потому что то кино про самого зрителя, обывателя и помпадура[3], и его окружение было правдиво снято. И этот мультфильм тоже не исключение.
Но то была присказка, не сказка, а ей ещё вперед идти предстоит навстречу странствиям вместе с тремя былинными богатырями – с Алешей Поповичем, с Ильей Муромцем да с Добрыней Никитичем, набредшими на тяжелые странности, первыми из которых стали стая белых ворон вокруг вороны серой с сыром да колодец с бездонным ведерком. Странности настолько нелепые, что даже царство лести ставить некуда – на такое и лиса не прибежит, а сыр у кого-нибудь и так проворонится.
Но то были цветочки, да только не ягодки пошли дальше, а целая деревня, у которой всё на глупости основывается. Тут и бросают камни в чужие огороды, тут и слёзы от лука в колодец заливают, в потолок плюют, курят и пьянствуют, воруют друг у друга. А крыши съезжают у домов и у местных жителей в прямом смысле слова (что и выражено в соответствующих образах – всё под описание состояния России 1990-х годов подходит). Настоящая деревня дураков, точно составленная из глуповцев «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина (или головотяпов – только глупости ещё не хватило им город себе выстроить):
«Собрав воедино куралесов, гущеедов и прочие племена, головотяпы начали устраиваться внутри, с очевидною целью добиться какого-нибудь порядка. Истории этого устройства летописец подробно не излагает, а приводит из нее лишь отдельные эпизоды. Началось с того, что Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили, потом козла в соложеном тесте утопили, потом свинью за бобра купили, да собаку за волка убили, потом лапти растеряли да по дворам искали: было лаптей шесть, а сыскали семь; потом рака с колокольным звоном встречали, потом щуку с яиц согнали, потом комара за восемь верст ловить ходили, а комар у пошехонца на носу сидел, потом батьку на кобеля променяли, потом блинами острог конопатили, потом блоху на цепь приковали, потом беса в солдаты отдавали, потом небо кольями подпирали, наконец, утомились и стали ждать, что из этого выйдет. Но ничего не вышло».
Вот и приходится местному Ивану-Дураку признаваться: «Раньше я один такой был, а теперь поглядите… Вся деревня такая!». Узнают богатыри от сельчан, что во всём повинен Соловей-Разбойник: «Раньше, когда он свистел, всё нормально было. Тысячу лет мир на том стоял. И деды, и прадеды так жили… А теперь у всех крыша поехала…». Выяснилась их зависимость от него, а вернее, от его свиста. Засвистит раз – разум появится, засвистит другой – отнимется. Так и наседает на сельчан двоемыслие, нагнетаемое извне и никак не блокируемое в их сознании и подсознании – весь механизм системного управления толпами и «элитами» «мировой закулисой», олицетворяемой в мультфильме Соловьём-Разбойником.
Но ведь ничто не вечно под луной – даже за тысячелетия. Перестал живущий далеко от деревни Соловей-Разбойник свистеть, признаваясь: «Не то всё как-то, и не так и… Тоска у меня зелёная. Депрессия у меня. Ну и потом, не такой уж я и свистун. Кому это нужно…». Ещё бы – на одном свисте, не спев ни одной песни, только жить. А «мировая закулиса» по-другому жить и управлять даже и не пыталась. Посему толпам, привычным жить двоемыслием, с периодическим свистом в головах, на протяжении нескольких тысяч лет, сразу невыносимо стало после бездумного ухода на покой Соловья-Разбойника[4].
Поэтому богатырям и шашкой махать, и даже одолевать Соловья силой не нужно было: смекнув сразу мысль о похвальбе, они уговорили свистнуть Соловья, и тот засвистел в последний раз для себя – лично для них троих (на богатырей свист не подействовал – то ли у них психика и ум оказались крепкими, то ли в полном вооружении иммунитет у них был ко всяким пакостям, но вероятнее всего было и то, и другое). Естественно, что вся деревня от этого свиста сразу перестроилась в благообразную сторону – кроме Ивана-Дурака (кое-кто ещё о детях своих вспомнил, возможно, брошенных).
Впрочем, Иван-Дурак вырисовывается гораздо безобиднее жителей своей деревни, у которых ветер гуляет в голове и при любом свисте ломающихся в своём поведении, – потому что своим умом ему живется легче, тогда как другие его просто не имеют[5]. Вот почему отвечает тот остроумно на вопрос о времени исправления своего поведения, так как ему известен изъян своих односельчан: «Когда рак на горе свиснет».
Но если с царством двоемыслия от Соловья-Разбойника покончено, то с царством лести всё сложнее оборачивается: в финале мультфильма вороньё хоть и перестроилось тоже, перестав быть белым в своей массе, но при этом оно держит в клюве сыр поголовно, и, значит, прихода хитростей к деревне не миновать. Но то на совести деревни – если, конечно, ей повезет со своим умом или проезжающими мимо богатырями вновь. А если нет?
Однако двоемыслие куда опаснее хитрости, которую можно раскусить при отсутствии сумбура в своей психике. А двоемыслящих людей со свистом и ветром в головах и в жизни предостаточно – следующая характеристика как раз про них:
«Актер и певец Вахтанг Кикабидзе давно не приезжает в Россию. Настолько давно, что многие его поклонники, не пропускающие ни одного телевизионного показа «Мимино» или «Не горюй», думают, что любимец всего Советского Союза уже в лучшем из миров.
На самом деле Вахтанг Константинович жив и готовится отметить свое восьмидесятилетие. Интервью сегодня он дает нечасто, но для журналистки Жанны Немцовой, работающей для портала DW, сделал исключение.
Материал вышел под заголовком, который говорит сам за себя: «Вахтанг Кикабидзе: Я ненавижу герб Советского Союза».
И это говорит человек, чья известность и популярность возникла только благодаря Советскому Союзу.
Развитию культур народов СССР власти Советского Союза придавали особое значение. Не было бы этого, не прогремел бы на огромную страну ансамбль «Орэра», с которого начиналась слава молодого Вахтанга Кикабидзе.
Если бы не это, не возникла бы и колоссальная популярность грузинского кино, сделавшего Вахтанга Кикабидзе звездой первой величины.
Артист, который не ездит в Россию, гастролирует в бывших союзных республиках, где поет песни на русском языке и зарабатывает внушительные гонорары. Всё нынешнее материальное благополучие Вахтанга Константиновича стоит на безумной популярности у советских зрителей фильмов «Не горюй!», «Мимино», «ТАСС уполномочен заявить» и других.
И если Вахтанг Константинович так люто ненавидел Советский Союз, то зачем он работал в рамках этой душной системы? Убежденные диссиденты протестовали, покидали страну либо запирались в границах собственных республик. А что Кикабидзе?
1972 год. В фильме «Я, следователь» артист играет главную роль: исключительно положительного советского капитана юстиции Георгия Микеладзе.
1976 год. В картине «Пропавшая экспедиция» Кикабидзе сыграл комиссара Арсена, пламенного большевика, переживающего о том, что он не успел принять участие в штурме Зимнего дворца.
1984 год. В политическом детективе «ТАСС уполномочен заявить» Кикабидзе играет роль, более подходящую его сегодняшним заявлениям: американского разведчика Джона Глэбба. Но после успеха фильма артист не забыл получить присужденную ему … премию КГБ СССР.
Претензии Кикабидзе к советскому гербу — это вообще потрясающая история. Для десятков миллионов советских граждан серп и молот были символами труда рабочих и крестьян. Почему же в представлении Кикабидзе — это символы «хреновой жизни»? Наверное, потому, что он в своей жизни не держал ни серпа, ни молота, а всегда жил за счет творчества, то есть за счет денег, которые платили за билеты и пластинки те, кто как раз всю жизнь работал серпом и молотом.
Сегодняшние выпады кумира публики в адрес Советского Союза — это еще и смачный плевок в сторону предков.
В декабре 1942 года в боях под Керчью пропал без вести младший лейтенант Константин Кикабидзе, отец артиста. Он отдал свою жизнь, защищая свою большую Родину, как и миллионы других бойцов и командиров разных национальностей. И вот на склоне лет Вахтанг Кикабидзе попирает память собственного отца.
Иногда кажется, что многих артистов, прославившихся во времена Советского Союза, впоследствии поразил некий странный вирус, который в конечном счете заставляет их плевать в колодец, из которого они пили всю жизнь.
Михай Волонтир, знаменитый Будулай, в качестве депутата Верховного Совета Молдавской ССР проклинал с трибуны «русских оккупантов» и голосовал за независимость.
Звезда киноэпопеи «Вечный зов», народная артистка СССР Ада Роговцева сегодня поддерживает украинских националистов и дает концерты для карателей в Донбассе, как и Владимир Талашко, запомнившийся ролью старшего лейтенанта Скворцова в фильме «В бой идут одни „старики“». Гремевший на весь Советский Союз эстонский певец Тынис Мяги, исполнитель хита «Олимпиада-80», ныне является яростным борцом с «российской агрессией» и в этом качестве добился запрета на приезд в республику Стивена Сигала: тот, по мнению исполнителя, «поддержал аннексию Крыма».
Подняться на вершину легко, а упасть с нее лицом в грязь – проще простого. Вахтанг Кикабидзе тому яркое доказательство»[6].
Но это лишь одна сторона двоемыслия в обществе, в котором таким образом культивируют шизофрению, влезшую даже в политику – неслучайно появилось понятие «политическая шизофрения»[7] из уст В.В. Путина – но употребимое отнюдь не только к внешней политике. И мораль сей сказки-басни такова: коль у кого в голове ума своего не имеется, а только ветер гуляет да свист чей-то, пропащ тот. Так что невежам выходить надо на выведение своих глупостей и двоемыслия из обыденности, а разумным – задуматься о том, чтобы сему процессу не мешать, а помочь – чтобы был един народ, а не толпа с «элитой» вместо него. Иначе здесь не то что голливудские супергерои – богатыри не помогут, а уж если гнилые – тем более. То-то.
28.06.2018 – 29.08.2018
[1] Елена Козлова – «Студия «Мельница» и три богатыря: Супергерои вместо русских защитников?» (https://whatisgood.ru/tv/cartoons/studiya-melnica-i-tri-bogatyrya-novyj-obraz-russkogo-zashhitnika/).
[2] «Российские кинокритики – кто они?» (https://whatisgood.ru/theory/media/rossiyskie-kinokritiki-kto-oni/).
[3] Неологизм писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина, берущий начало в его произведении «Помпадуры и помпадуршы», нарицательное обозначение «элит».
[4] Его птичье сходство с совой – парафраз со строками песни волшебника из экранизации М.А. Захарова пьесы-сказки Е.Л. Шварца «Обыкновенное чудо»: «И расцветает трын-трава, / И соловьем поёт сова». Впрочем, и с волшебством самого Соловья-Разбойника кое-что роднит: ведь, освистывая всё вокруг, он то дробил на пять частей, то соединял заново солнце на небе, что схоже с поведением Черномора из пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» («Он звезды сводит с небосклона, / Он свистнет — задрожит луна»), только действительно «против времени закона / Его наука не сильна», особенно когда он дает о себе знать в форме испорченного эмоционального фона из-за изъезженного насаждения неправедного миропорядка в окружающую действительность.
[5] “Мы до сих пор с упорством, достойным лучшего применения, толкуем, что мы европейская страна! Ну, коллеги, но это же явный абсурд. Ну просто вдумайтесь. Ну какая мы европейская страна? Какая любимая европейская сказка? Это «Золушка» — девочка делала всё по инструкции, и ей дали прекрасного принца в награду. Какая наша любимая сказка? Конечно, это «Иван-дурак». Потому что он в обычной жизни как-то вот странный человек, но, когда есть экстремальная ситуация, именно он — адекватный. А не те люди, которые действовали по инструкции. Откуда это взялось? А понятно, откуда, потому что у нас зона рискованного земледелия” (Георгий Малинецкий: “Вся цифровая экономика должна быть выброшена как целое”) (https://izborsk-club.ru/15472).
[6] Андрей Сидорчик – «Дно Вахтанга Кикабидзе. Как любимец публики растоптал самого себя» (http://www.aif.ru/culture/person/dno_vahtanga_kikabidze_kak_lyubimec_publiki_rastoptal_samogo_sebya).
[7] «Путин назвал “политической шизофренией” обвинения Трампа в разглашении секретов и тут же “засекретил” свое послание “семерке”» (https://www.newsru.com/russia/17may2017/providerecord.html).
Мультфильм не смотрел. Захотелось посмотреть.
Откуда вы, Рустам Дамиров?
Здравствуйте, Валерий!
Мультфильм находится на Rutube (в код WP проигрывающая рамка не вставляется оттуда), причем очень странно, что его никто не выложил в Youtube: https://rutube.ru/video/3bdb031097ef9ff485a4fa6c2d2b28e0/?ref=logo&bmstart=0
Мы предполагаем выкладывать дальнейшие статьи по тематике литературы и кино, и одним Салтыковым-Щедриным мы не ограничимся: https://kob-alt.ru/inoskazanie-istorii/