В предыдущих статьях мы вскользь затрагивали тему мировой истории непосредственно после Всемирного потопа, произошедшего приблизительно 12 тыс. лет назад [1]. Теперь попытаемся выстроить целостную картину исторического развития Европейского и Ближневосточного регионов в тот период на основе греческой, египетской и шумерской мифологии, а также с учетом подсказок палеогенетики и исторических сведений. Согласно Платону, событием, прямо предшествовавшим всемирному потопу, являлась масштабная война между государством Атлантов и протоарийской общностью, занимавшей большую часть Евразийского континента. Непосредственная граница столкновения двух сил проходила по территории Восточной Европы от территории Балкан и до Балтийского моря и по территории Ближнего Востока. Протоарийская общность состояла из двух ветвей: северной – непосредственно ариев (R1a) и эрбинов (R1b). Эрибины по большей части были локализованы в Передней Азии. Европа входившая в сферу влияния Атлантиды была в основном заселена носителями гаплотипа I1 и I2, сохранившегося по сей день у значительной доли населения скандинавских и западно-балканских стран.
В то время как территория Северной Африки и Ближнего Востока – представителями гаплогрупп J (ныне характерна для семитских народов). После потопа и по мере его отступления происходила постепенная консолидация оставшихся военно-политических сил и количественное восстановление населения (первые несколько тысяч лет), после чего вся территория Европы, вплоть до Атлантического океана постепенно занимается ариями, при этом популяция I1 и I2 продолжает параллельно существовать. В то время как эрбины, также продвигаясь на запад и юг, судя по всему пересекаются с остатками центров высокоорганизованных общественных систем в Египте (Фивы) и Междуречье (Киш и Урук), принципы построения которых в корне отличались от принципов построения протоарийского социума. Занимательна греческая легенда из элевсинского и аттического цикла, вероятно освещающая тот период времени.
Опечаленная богиня Деметра, (после похищения ее дочери Персефоны Аидом) в поисках утешения и в образе смертной женщины, пришла к царю Келею в Элевсин (Греция) и взялась за воспитание младшего сын царя Демофонта. Однажды ночью, желая дать Демофонту бессмертие, она положила его в огонь, но в этот момент как раз вошла мать ребенка. Увидев происходящее она подняла крик, и отвлекла богиню, а тем временем ребёнка испепелило пламя. В вознаграждение за эту потерю Деметра подарила старшему сыну царя Триптолему запряженную драконами крылатую колесницу и пшеничные семена. Также богиня плодородия научила юношу земледелию и посвятила в тайну священных мистерий, сделав его своим жрецом. С его именем связано распространение земледелия, причем не только в Аттике; на своей волшебной колеснице он объехал землю, повсюду распространяя вновь открытое им знание и связанную с развитием земледелия культуру. При этом Деметра защищала своего любимца от опасностей; скифского царя Линка, замыслившего убить Триптолема, она обратила в рысь, а гетского царя Карнабона, также хотевшего убить царевича и умертвившего одного из его драконов — в созвездие Змееносца (Стрельца).
Если теперь отбросить мистический ореол окружающий всю эту истории можно прийти к выводу, что в условиях нехватки продовольствия после потопа, между некими жреческими структурами, судя по всему сохранившими семенной фонд допотопных культурных растений, и царем Келеем было заключено соглашение о том, что он обеспечит создание храма и развитие культа богини плодородия Деметры на своей территории, взамен чего жречество обеспечивало ему семена, а также всемерную техническую и информационную поддержку в деле их распространения на все сопредельные земли. Главным “менеджером проекта” был назначен старший сын царя, воспитанием которого занималась одна из жриц культа. Царь увеличивал свое влияние и могущество, а параллельно помогал соплеменникам, а жрецы получали возможность установления и постепенного расширения своего влияния в Греции. Интересно, что особо в мифе отмечается, что Келей был автохтоном, или другими словами не принадлежал к роду пришлых ариев.
Имя Триптолема или Волопаса, обрабатывающего землю на ВОЛах, становящегося единым целым с животным, объединяющим и закаляющим вместе с ним в труде свою ВОЛю, было увековечено в одноименном созвездии. Примечательно, как древнегреческий образ перекликается со славянской мифологией, в которой особое место занимал Велес (бог плодородия, “скотий бог” и сын священной коровы Зимун), а также с древнеегипетским священным быком Аписом и Ближневосточным божеством Ваалом. Впрочем, вскоре читатель убедится, что подобные наблюдения отнюдь не случайны.
Далее предание повествует о дочери первого аргивского царя Инаха Ио, в которую якобы влюбился Зевс и чтобы уберечь ее от гнева своей жены Геры превратил ее в корову. Однако же это не спасло ее от мучений поскольку та сотворила ужасного овода, преследовавшего Ио и спасаясь от которого она оказалась в Египте. Однако далее история принимает странный оборот. На поиски Ио отправляется упомянутый выше Триптолем – Волопас. Но Ио не дождавшись искавшего ее “спасителя”, уже вновь обретя образ девушки, выходит замуж за египетского царя Телегона. Давайте же попробуем разобраться в хитроумных переплетениях сюжета древнегреческих мифов.
Мы предполагаем, что Ио была женой (или возлюбленной) Триптолема. Однако, вероятно еще до знакомства с ним она, возможно посещая храм Геры, познакомилась и вступила в интимную связь с египетским царем Телегоном. Позднее, уже будучи невестой (или женой) Триптолема, она узнает, что беременна. Но ее терзают сомнения в отцовстве будущего ребенка, а также душевные муки по поводу своего обмана. Желая скрыть беременность она покидает родной дом и отправляется на запад, где в Эпире, у берегов моря, получившего название Ионического, рождает темнокожего ребенка! Авторы мифа, все же намекают на то, что тем не менее, египтянин не был биологическим отцом ребенка, а темнокожесть – следствие явления, получившего в науке название телегония[2], существование которого признавалось вплоть до 20 века. Новорожденный получил имя Эпаф, что в переводе означает “дитя прикосновения”. Ио, гонимая душевными муками (овод), прячет ребенка в пещере на острове Эвбея, но оттуда, по заказу Геры (читай – “жрецов культа”) его похищают куреты и отвозят в Финикию на воспитание царю Библа. Разбитая горем мать отправляется на поиски ребенка, но найдя его убеждается (вероятно вновь под влиянием жрецов – в мифах это описано как совет Прометея), что не будет счастлива в Греции и отправляется в Египет, где выходит замуж за Телегона, который признает Эпафа своим сыном.
Ничего не понимающий Триптолем из Аргоса отправляется на поиски пропавшей в Тире возлюбленной. Объездив всю Финикию, Киликию и Палестину, он наконец находит ее в Египте, но узнав, что она стала женой местного царя разочарованный возвращается на родину.
Тем временем в Египте Эпаф по поручению отца (Телегона) укрепил и основал множество городов, в частности его считают основателем Мемфиса, названного в честь жены молодого царя Мемфиды, который стал центром культа Аписа/Эпафа (священного тельца) и столицей царства. После смерти Телегона Эпаф получил власть над страной. Эти же сведения подтверждаются и в египетской традиции, в которой Эпаф именуется Менесом (Мином, также иногда его отождествляют с фараоном Нармером) и считается первым объединителем верхнего и нижнего Египта. Мало того, греческие источники прямо указывают, что его владения выходили далеко за пределы страны и по существу охватывали весь ареал обитания эрбинов (то есть земель северной Африки и Ближнего Востока).
Среди детей Эпафа называют дочерей Ливию, Лисианассу и Мемфиду, а также сыновей Белоса, Телегона и Дороса. Время его правления точно неизвестно, но наиболее распространены датировки между 5200 и 4900 л.н.
Интересно отметить, что в Ниппурском списке царей Шумреа и Аккада этим датам соответствует правление царей Этана («Пастух, тот, что взошёл на небеса, что утвердил все страны») и Балиха в крупнейшем на тот момент городе Междуречья Кише.
Но мы минуем не столь существенные подробности его царства и двинемся дальше. Согласно греческим источникам дочь Эпафа Ливия рожает от Посейдона близнецов Бела (Бэла) и Агенора (по библейской версии Бел, который там фигурирует под именем Нимрод, был сыном семита Хуша и внуком библейского Хама, одного из сыновей Ноя), которым суждено будет стать героями многочисленных мифов практически всех народов Восточного Средиземноморья. Очевидно, что реализуя всю описанную выше операцию с “богиней плодородия”, Телегоном и Ио египетское жречество рассчитывало получить большие дивиденды в виде усиления своего влияния в Элладе, установлении кровных династических связей с арийскими и эрбинскими династиями, что создавало предпосылки для дальнейшего опосредованного вмешательства в дела северных соседей, формировании большого родоплеменного союза охватывающего всю северную Африку, Сирию, Междуречье и Закавказье с центром в Египте, на основе кровного родства их подопечного с главами эрбинских родов. И вначале все развивалось по указанному сценарию. Через Эпафа жрецам удалось консолидировать под своим влиянием практически все силы эрбинов и установить контроль над регионом.
Однако внук Эпафа Бел (известный также в мифологии разных народов мира под именами Бэл, Баал, Ваал, Белес, Велес, Волос, Нимрод) оказался менее покладистым. Постепенно осознав с кем он имеет дело и не желая быть марионеткой в руках жрецов, он тщательно готовит, а потом и реализует план ослабления египетских наследников Атлантиды. По свидетельству Диодора Сицилийского Бел тайно готовит переселение, а потом возглавляет египетских переселенцев, основавших колонию на реке Евфрат. Там он основывает город Вавилон, ставший на последующие несколько тысячелетий одной из главных “конкурирующих организаций” для египетского жречества. В новом городе, на базе шумерского (до-семитского) населения Междуречья он формирует закрытую жреческую коллегию, получившую от вавилонян название «халдеи». Члены этой коллегии наблюдали за звёздами, изучали астрономию и философию, законы геометрии, математики и были освобождены от каких-либо податей. Новая каста жрецов получила в свое распоряжение остатки знаний Атлантов (согласно шумерской мифологии древнейший город Междуречья Эриду был основан богом Энки, привнесшим туда знания со священного острова Дильмун), а также египетские и ведические священные знания. Бел активно занимается обеспечением экономической основы новой структуры, возводя новые и передавая в распоряжения халдейского жречества ранее воздвигнутые ирригационные сооружения, земли и храмовые комплексы – зиккураты, которые одновременно выполняли функции хранилищ запасов зерна. Другими словами, тщательно изучив организационную систему египтян, он скопировал и постарался воссоздать ее для своих нужд.
Подобная активность вызвала интенсивное противодействие со стороны египетского жречества. Их подопечный на глазах не только вышел из-под контроля, но к тому же обратил против них их собственное оружие.
Вначале “заблудшего питомца” пытаются увещевать и для этого к нему направляют его родственника по отцовской линии, сегодня известного как Авраам (или Ибрахим в исламской традиции), который, между прочим, вероятно был женат на дочери Бэла Фронии, которая в греческой традиции являлась матерью Араба (эпонима данной ветви семитов) “рожденного от Гермеса”. По библейской же традиции родоначальником арабов являлся никто иной как Исмаил – старший сын Авраама от наложницы Агари-Фронии-Хаджар (вот до какого статуса низвели дочь Вавилонского царя после того как Авраам не нашел с Бэлом общий язык). Между родственниками разгорелся конфликт и еврейский патриарх был вынужден бежать из Междуречья на запад в область Ханаан. Объединенный было Ближний Восток вновь раскололся. Бел контролировал Междуречье, Сирию, Иорданию и Закавказье, в то время как Египет, Ливия и Нубия, а также прилегающие территории в Азии вышли из-под его контроля.
Не исключено, что выходу Египта из-под власти Бела поспособствовали арии, занявшие в той борьбе и на тот момент сторону египтян. На это может указывать легенда о фараоне Египта Бусирисе, которого также иногда отождесвляют с Бэлом (дедом и одного и другого являлся Эпаф, однако матерью первого считается Лисианасса, в то время как матерью второго – ее сестра Ливия). Возможно также, что Бусирис являлся братом – наместником Бэла в Египте, в то время как столица была перенесена в Вавилон. Согласно сказанию страна в течение девяти лет страдала от неурожая. В поисках решения проблемы Бусирис созывает предсказателей из Греции и они указывают ему, что для прекращения засухи необходимо каждый год на алтаре Зевса приносить чужестранца в жертву. Тогда Бусирис, первым закалывает одного из предсказателей – Фрасия, продолжая после этого ежегодно убивать прибывающих в страну чужестранцев. Странствующего Геракла также схватили и уже несли к алтарям, но он разорвал путы и убил всю стражу, а потом и самого Бусириса.
Сразу бросается в глаза много странностей содержащихся в сказании, поэтому попробуем предложить свою трактовку изложенных в мифе событий. С учетом событийного контекста известно о недовольстве жреческой верхушки Египта политикой Бела. В этой связи вполне вероятно, что затяжной продовольственный кризис в стране был вызван не только и не столько засухой, сколько саботажем со стороны элиты, стремящейся вызвать в стране социальное недовольство правлением фараона (жрецы были главными хранителями и распределителями урожая, так как зерно хранилось в храмовых комплексах). Именно поэтому за решением проблемы он обращается не к местным мудрецам, а к родственным кланам ариев. Однако в среде ариев также сильно сомневались в правильности реализуемого Белом курса (в самом деле, теперь вместо одной головной боли в лице египетских жрецов, арии в конечной перспективе получали две, в виде закрытых и тайных структур халдейского и египетского жречества, пусть и враждебных друг другу, но не менее враждебных ариям). Таким образом, вероятно арии не только не поддержали Бусириса, но и напротив, помогли египтянам получить независимость. Геракл в данном мифе скорее всего выступает не как личность (он жил спустя несколько столетий после описываемых событий), а как символическое олицетворение военной силы северных народов, населявших тогда Элладу.
В египетской традиции также есть дубликат мифа о Бусирисе (Осирисе), в котром Осирис (идейный замысел египетского жречества) гибнет от рук Сета (египетского аналога Баала), который расчленяет тело бога солнца на куски (распад страны), а воскресает он лишь благодаря усилиям жены Осириса Инанны (Иштар – в междуречье), собравшей и воссоединившей его тело по кускам (об этом ниже). Мы не исключаем наличие в данном мифе дополнительных, параллельно существующих смыслов, однако наша трактовка, по всей видимости, также имеет право на существование. Но вернемся к Белу.
В своей новой столице Бел разворачивает грандиозное строительство. Во многих мифах различных народов он фигурирует прежде всего как строитель Вавилонской башни, сооружения, призванного по своим масштабам затмить все создававшееся после потопа. Судя по дошедшим до нас свидетельством это вызвало нездоровую ревность у египтян, которые потом на протяжении тысячелетий клеймили Бела/Нимрода как богоотступника и идолопоклонника. Непосредственно с этим мифом связана легенда о смешении языков различных народов, после чего, якобы, строительство башни было прекращено из-за того, что строители перестали понимать друг друга (другие источники свидетельствуют о природных катаклизмах (ливни), поджогах, несовершенстве архитектурного проекта и разрушении и пр.). Сложно представить себе каким образом люди в одночасье могут разучиться говорить на родном языке. Поэтому смысл сказания, судя по всему, должен сводиться к тому, что египетскому жречеству каким-то образом удалось внедрить в головы собравшихся в Вавилоне глав союзных Белу родов, идею создания уникальных для каждого рода фонетических систем письменности. Можно предположить, что до вавилонского столпотворения для универсального общественного пользования применялось пиктографическое письмо (знаки которого (пиктограммы) обозначают изображённый ими объект), выступавшее для различных родов в качестве объединяющего фактора, так как оно нивелировало значение различий, возникающих в ходе длительного раздельного изолированного проживания. Это позволяло обмениваться информацией независимо от фонетического оформления слов. С введением фонетического криптографического письма его пользователи получили возможность передавать не только смыслы, но и специфику фонетического оформления слов, однако такая форма письменности оказалась в итоге недоступной для понимания людьми незнакомыми а) с применяемой знаковой системой б) с особенностями произношения и значения положенных в основу текста слов.
Сложно сказать какую выгоду для себя в этом нашли союзники (а о том, что это действительно так свидетельствует хотя бы кельтская легенда о приключениях ирландского героя Гойдель Гласа описанная в “Книге захватов”, клан которого также участвовал в строительстве башни). Вероятно они прельстились возможностью увековечить для потомков звучание своих имен, или же перспективами со временем выключить из информационного обмена определенные группы своих соплеменников. Дивиденды же египтян уже спустя несколько поколений оказались налицо. Разделяй и властвуй! Пару веков спустя разрозненными эрбинами, управляемыми невидимой рукой, будет развязана грандиозная война на уничтожение против ариев… Но оставим сложную тему лингвистики и фонетики, безусловно достойную отдельной статьи и вернемся к нашему основному повествованию.
Непонятно удалось ли Белу завершить строительство упомянутой выше башни, однако из шумерских источников известно о его большом вкладе в расширение и укрепление и других городов Междуречья, в том числе Урука, в хрониках которого он фигурирует под именем Энмеркара. Из них мы узнаем об истории его взаимоотношений с восточной страной Араттой и ее царем Энсугираном с которым он ведет бойкую торговлю (продает зерно, а взамен получает дерево, металлы, камень и лазурит, правда лишь до того момента пока бог Ишкур не поспособствовал тому, чтобы посев Аратты дал урожай (читай – передал технологию выращивания зерновых), после чего отношения с Араттой испортились) и одновременно борется за покровительство и благосклонность богини Инанны (Иштар). В ряде источников Иштар прямо ассоциируется с Семирамидой, женой Бела или же называется ее матерью. Трудно сказать наверняка являлась ли Семирамида одним лицом с женой Бела Антихиноей (матерью Даная, Эгипта и Пигмалиона) или же была его второй женой (после смерти первой или одновременно с ней), однако наиболее вероятной выглядит вторая версия. Так или иначе обе женщины имели скорее всего семитское происхождение. Существует множество мифов знакомства и женитьбы Бэла и Семирамиды, но ближе всего к реальности нам кажутся греческие источники (Ктесий и Диодор Сицилийский).
Согласно им матерью будущей жены Бэла была богиня Иштар (Деркето/Атаргатис по греческой версии) а отцом некий сириец. После своего рождения ребенок якобы оказывается на воспитании у бездетного царского пастуха Симма, удочерившего младенца. Когда Семирамида подросла в нее влюбился один из царских военачальников Онн. В ходе военных действий на востоке (вероятно против Аратты), во время осады г. Бактры Бэл увидел юную жену Онна. По легенде лишь благодаря ее хитрости город удалось взять. Влюбившись в красавицу Бэл принуждает своего военачальника отказаться от жены, от чего тот сходит с ума и кончает жизнь самоубийством. Сразу после смерти Онна Семирамида, в возрасте 20 лет, становится царской женой, а вскоре у них рождается сын Нин.
Уважаемый читатель уже наверное понял, что эта девушка с темной биографией была послана Бэлу отнюдь не судьбой (да и смерть предыдущего супруга наводит на размышления). Вскоре у счастливого молодожена возникают первые неприятности. Начинается все с того, что один из сподвижников Бэла из круга его приближенных со своим кланом (около 300 семей) покидает Вавилон и поднимает восстание, объявив об отделении северных земель. Этим человеком становится легендарный основоположник армянской государственности Айк Наапет, являвшийся одним из потомков библейского Фогамы (внука Иафета и правнука Ноя). Бел отправляется на подавление восстания, но в ходе сражения в области Айц-Дзор погибает от стрелы Айка. Труп Бэла сжигают на вершине горы, Айк (Хайк) становится основоположником Армянского царства и обожествляется, а народ начинает называть себя словом «хай», подчёркивая свою родословную от легендарного исполина (кстати армяне пожалуй единственный оставшийся народ в передней Азии с преобладающим гаплотипом R1b – остальные ушли в Европу).
По библейской версии Бел (Нимрод), который был “сильный зверолов перед Господом” был убит во время охоты Исавом (внуком Авраама тоже бывшим искусным звероловом, который кстати “продал” свое право первородства за чечевичную похлебку), прихватившем за одно царскую одежду. Есть и другие трактовки, ассоциирующие имя Нимрода с Нином (Alexander Hislop “Два Вавилона”).
Однако, упомянув библию, мы не можем также обойти вниманием такой интересный источник как танах и связанный с ним пласт иудейской литературы. Согласно книги Яшера (Сефер га-Яшар), одного из позднейших произведений мидрашитской агады, рассматриваемый нами персонаж ассоциируется с именами: 1) Хуш – по имени его отца, 2) Нимрод – поскольку он восстал и 3) Амрафел – так как заявил “Я разрушу”. Тот же источник утверждает, что сына Нимрода звали Мардон – сильно напоминает имя Вавилонского бога Мардука, не правда ли?
После смерти Бела Семирамида становится правительницей царства при малолетнем сыне Нине. Вскоре умирает и Айк Наапет, перед смертью даровавший власть в стране своему старшему сыну — Араманьяку. Семирамида (армянская Шамирам), решает воспользоваться ситуацией и отправляет “Аре” послание, в котором предлагает ему стать ее мужем и вновь объединить две державы (ряд исследователей относят действие легенды об Аре Прекрасном к началу VII века до н.э., и связывают ее с именем жены Ассирийского царя – тезки нашей Семирамиды, однако нам кажется, что трактовка изложенная в статье более уместна). Но вернувшиеся послы передали царице унизительный отказ армянского царя. Шамирам собирает войско и отправляется в поход на север, в ходе которого Ара гибнет, а отколовшиеся территории вновь возвращаются в состав Вавилонской державы (Исида собирает “Осириса” по частям).
Когда сын Бела и Семирамиды Нин вырос, мать вышла за него замуж и продолжила править страной, а ему отвела роль военачальника. Согласно легендам он в союзе с аравийским царем Ариэусом на протяжении 17 лет завоевал всю Западную Азию, победив и убив царей Армении Барзана и Мидии Фарна и опустошив Эвксинский Понт (южное и восточное черноморское побережье). Затем продвинулся далеко на восток (современный Иран и Пакистан и Афганистан) и пошёл войной на бактрийского царя Оксиарта, с двух миллионной армией осадив его столицу Бактру. Однако, как утверждается, продвинуться дальше в Среднюю Азию и Индию у него не получилось.
В результате Семирамиде и Нину удалось объединить под своей власть практически все территории заселенные эрбинскими родами (тело Осириса вновь собрано по кускам). Но наслаждаться лаврами победителя увенчанному славой полководцу пришлось не долго. Вскоре Нин был ликвидирован собственной матерью/женой. Согласно Динону, муж разрешил ей пять дней править Азией, и она приказала страже убить его. На руках у Семирамиды остался рожденный от инцеста малолетний царевич Ниний. Позднее, подросший юноша, видимо узнав правду, организует заговор и попытается убить собственную мать. Но мы пока остановимся здесь и не будем рассматривать ход дальнейших событий, чтобы не затрагивать обширную тему, связанную с вторжением в Европу, последовавшим за объединением эрбинских родов.
Используя традицию почитания предков и выдающихся представителей рода, принятую у эрбинов, Семирамида, при всемерной поддержке халдейских и частично египетских жрецов, превратила память об Эпафе, Бэле и Нине в культы Аписа (тельца), Ваала и Мардука, расставив в храмах многочисленных идолов. Халдейский культ Ваала на несколько тысячелетий станет главным противником поддерживаемого египтянами культа Яхве.
В конце концов последний одержит победу, а его покровители постараются уничтожить память о бросившем им вызов Бэле, приписав его почитателям (это прежде всего народы междуречья, Сирии, Финикии, Северной Африки (Карфаген) и кельты) ужасающие кровожадные практики человеческих и детских жертвоприношений. Сама Семирамида объявит себя богиней Иштар (Инанна), культ которой будет процветать не только у халдеев, но и у египтян на протяжении долгих веков.
[1] Подтверждением указанной датировки являются не только свидетельства греческой (диалоги Платона) и шумерской (Ниппурские списки царей) мифологии, но и данные геологических исследований, исследований ледяных кернов, а также данные палеогенетики.
[2] Телегония – биологическая концепция, существовавшая вплоть до XIX века, утверждавшая, что спаривание с предшествующими, а особенно с самым первым сексуальным партнёром существенно сказывается на наследственных признаках потомства женской особи, полученного в результате спаривания с последующими партнёрами. Признавалась в СССР в 1940—1950-х гг.
Перечень использованных изображений:
- Гаплогруппа I (Y-ДНК) – Современная территория проживания. // https://ru.wikipedia.org/wiki/wiki/Гаплогруппа_I_(Y-ДНК)
- Триптолем. Греческий барельеф. // http://simposium.ru/ru/node/7841
- Церемония жертвоприношения священного быка Аписа. // http://www.bloganavazquez.com/2010/10/20/el-sol-negro-la-venganza-de-nefertiti-escucha-la-presentacion/
- Вавилон. Реконструкция. // http://histart.over-blog.com/2017/11/la-ziggourat-etemenanki.html
- Инанна. Патриция Виласкез // https://twitter.com/healsmusic_/status/628828140089966592
- Держава Нина. // https://en.wikipedia.org/wiki/Ninus
- Ближневосточное божество Баал. // https://www.123rf.com/photo_37716329_stock-vector-baal-vintage-engraving-old-engraved-illustration-of-baal-the-phoenician-god-carrying-a-child-.html
А что нам дает эта информация в практическом смысле?
Может быть понимание того как управляют обществом? Через алчность, через похоть, через разделение и столкновение, через мифологизацию памяти о простых людях и ее превращение в идолы и религии. Хотя нет, ведь это просто мифы – фантазии древних…