Сегрегация в образовании

В развитие темы образования хотелось бы предложить вниманию наших читателей статью одного из участников нашего сообщества в vk.

При обсуждении вопросов образования регулярно поднимается тема сегрегации в образовании. Дискуссии бывают жаркими. Собственно, в убежденные сторонники сегрегации массово попадают все родители успешных учеников. Особенно если в классе есть ребятки с проблемным поведением которые мешают их чадам получать знания. Ну а уж если любимых умных детей в школе обижают, то заметная часть родителей просто из сторонников сегрегации превращаются в активных практиков реализующих принципы раздельного обучения прямо здесь и сейчас.

Собственно, четкая и весьма заметная сегрегация в современной российской школе существует давно. Не замечать этот факт можно лишь при явном желании. Эта бытовая сегрегация, думается, была и вовсе всегда. И в советской школе – тоже. Пусть и не в нынешних масштабах.

Судите сами.

Преподаю в обычной муниципальной школе информатику. В этом году в четырех девятых классах сдавать ОГЭ по информатике выбрали в общей сложности 62 ученика. Это 75% всех выпускников.

Учебный процесс подразумевает регулярную проверку уровня знаний учеников. Проверка проводится в форме пробного ОГЭ. Экзаменационное задание по информатике содержит 18 заданий (первая часть). За каждое решенное задание – 1 балл. Результат в интервале 0-4 балла – оценивается как “неудовлетворительно”. 5-11 баллов – удовлетворительно. 11-17 баллов – хорошо. 18 – отлично.

Таблица. Результаты пробных ОГЭ по информатике. 9 класс.

Фамилия Имя Баллы\расшифровка\вариант
Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Март 2018
1 9 «А» 14 уч отл-0, хор-4, уд-5, неуд-0, нет-5 отл-0, хор-4, уд-5, неуд-0, нет-5 отл-0, хор-4, уд-8, неуд-1, нет-1
2 9 «Б» 18 уч отл-0, хор-0, уд-16, неуд-0, нет-2 отл-0, хор-4, уд-12, неуд-0, нет-2 отл-0, хор-1, уд-14, неуд-0, нет-3
3 9 «В» 17 уч отл-0, хор-0, уд-12, неуд-3, нет-2 отл-0, хор-0, уд-9, неуд-1, нет-7 отл-0, хор-1, уд-9, неуд-7, нет-0
4 9 «Г» 13 уч отл-0, хор-0, уд-5, неуд-5, нет-3 отл-0, хор-0, уд-6, неуд-4, нет-3 отл-0, хор-1, уд-4, неуд-8, нет-0

 

Под катом – более подробная информация для тех, кому интересно.

Нажать для просмотра
Фамилия Имя Баллы\расшифровка\вариант
Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Март 2018
9 «А»
1 7(7)-+-++–+—+-++—
2 14(24)++++++++–++-++-++ 13(203)-+-+++++–+++++-++ 12(7)—+-+-++-++++++++
3 11(2)–+-++++–++-++++- 12(203)+++-+-+++-+-+++–+ 13(3)-++++-++++–++-+++
4 6(1в)–+-+-++–+—–+- 11(7)—++++++–++++-+-
5 8(203)+++—++–+-++—- 6(9)+++—-+—+–+—
6 14(24)++-+++++—+++++++ 10(103)+-+-+-++–+++-+-+- 12(7)++++++++—+-+–++
7 9(24)+-+++–+–++-+–+- 12(203)+++-+-++–++++–++ 13(9)++-+++++—++++++-
8 9(2)-++–+++–++-++— 10(103)–++–++–+–+++++ 9(8)+—-+++—+++–++
9 14(2)++++++++–+-+++++- 7(203)++—–+–+-++—+ 11(7)++-+++++—+-+-++-
10 13(24)+++-++++–++-+++-+ 10(9)++–+++—-+-++++-
11 10(2)+++-+++—++–+-+- 11(203)+++++++—+++-+— 8(7)—++-++—-+++-+-
12 2(3)——+———-+
13 15(104)++++++++++-++-+-++
14 5(8)+—–+—-+-+–+-
9 «Б»
1 10(1)+-++++-+–+–+-++- 16(103)++++++++++-++++++-
2 10(103)+-+-+-++—-+++-++ 8(7)—+—++–++++–+
3 7(2)–+++-+—+–+–+- 10(203)+++—++-++-++—+ 7(3)-+–+-++—-++—+
4 3(24)————-+–++ 10(103)+-++-+++—–++-++ 6(8)+++-+—+—-+—-
5 10(1)++++++-+–+–+–+- 12(203)-++-++++–+-+++-++ 9(9)+—++-++—+++-+-
6 9(2)+++-+-++–++—-+- 11(103)+++++-++—-+++-+- 8(3)-++-+–++——+++
7 7(24)–++++-+——–++ 9(203)-+++–++–+-+-+-+- 9(9)++-+—+-+-++-+-+-
8 4(1)—-++—-+—–+- 11(103)-+++-+++—-+++++-
9 9(2)+++++—–++-+–+- 14(203)+++-++++–+++++-++
10 6(1в)-++-+++——+—- 8(103)+-+–+++—+-++— 8(7)+–++—-+-+-+++–
11 8(1)-+-+++-+–+–+–+- 10(203)-++–+++–+-+++–+ 6(8)—-+–++–++-+—
12 4(1)-+++——+——- 12(203)+++-+-++–++++–++ 8(3)-++-++++——-++-
13 6(1)–+-++-+–+—–+- 10(203)+++-+-++–+—+-++ 10(8)—-+++++–+-++-++
14 5(2)++–++—-+——- 7(3)–+-++-+—++–+–
15 6(2)–+++–+–+—–+- 9(103)+-+—++—+-++-++ 7(8)—-+-++—+++–+-
16 8(203)+++—++–+-+—+- 8(3)-+–+-++—-++–++
17 5(2)+-+++———–+- 10(9)++–++++—-+++-+-
18 9(24)+-+++-++—+–+-+- 9(103)-++++-++—++—+- 12(7)+–+–++++-+-+++++
9 «В»
1 7(24)+-+++-+—-+-+—- 4(3)—–+-+—-++—-
2 7(2)+++++–+–+——- 3(3)—-++-+———-
3 5(2)+++-+–+———- 8(103)+-++-+++—-++—- 2(9)+——+———-
4 6(2)+++-+–+—+—— 4(104)—+–++—+—— 4(8)—-+-++—+——
5 8(24)+-++++++–+——- 7(103)+–+–++—++-+— 7(7)+–++–+—+-+–+-
6 6(24)+—+-++–+-+—– 10(8)—-+++++–+++–++
7 4(2)–+-+-+—+——- 6(203)++–+-++———+ 5(7)+–+——-+—-++
8 4(24)——-+–++—-+- 9(203)-++++-++–++—–+ 4(8)+—+–+—+——
9 4(1в)–+++-+———– 9(203)++-+–++–+-+++— 6(9)-+-+—++—++—-
10 3(3)—-+—+——-+-
11 5(2)–+—-+–+–+–+- 7(103)+-++-++—–++—- 10(8)–+–+++—+++-+++
12 8(2)-+–++++–++—+– 7(103)+-++–++—++—– 12(7)++-+-++++–+-++++-
13 9(24)–+++++-+-++—-+- 11(104)–+++-++—++++++- 8(8)—-++++—-+-+-++
14 5(2)-++-+—–+–+—- 8(9)++–+-++—+-+–+-
15 1(9)———–+——
16 7(24)–+++–+–+—–++ 9(203)-++++-+—++—-++ 6(9)—-+–++–++—+-
17 5(1в)+–+-++—-++—– 8(3)—-+-++—-+++++-
9 «Г»
1 0(24) 1(8)—————-+-
2 1(103)———-+——- 3(7)-+-+——–+—–
3 4(2)++–+-+———– 8(9)+–+++-+–++—–+ 6(9)-+–+—+—-++-+-
4 5(1в)–+-+-++–+—–+- 5(103)–++–+——–++ 7(7)—+-+-++–+–+-+-
5 4(24)—-++-+——–+- 5(203)-+-+——++—-+- 2(8)—+-+————
6 6(2)++++-+—-+——- 5(10)-++-++———-+- 4(8)+—+-+-+——— 6(9)-+—–++-+—–++ 5(3)–+-+–+——–++
7 4(1)–+—-+–+—–+- 8(103)+-+++++——+–+- 5(7)+–+—++——–+
8 6(2)+-+-+–+–+—–+- 12(7)++++++-+-+-++-+-+- 11(3)+++-++-++—-+-+++ 11(9)++-+++++–+–+–++
9 2(103)—-+——+—— 0(3)
10 4(24)—++–+——–+- 2(9)–+-+————- 5(9)-+-++–+—+—— 5(7)+—+——+—-++
11 5(2)++++——+——- 1(103)——+———– 4(9)-++-+———+—
12 4(7)+–+—-+——-+-
13 5(24)—++–+——–++ 7(6)-+-++-++——–++ 4(3)——-++——-++

Подобную картину наблюдаю каждый год за редчайшими исключениями. Успеваемость четко снижается от “А” класса к классу “Г”. Ну как это можно назвать если не сегрегацией?

Сложные системы стремятся к самоорганизации. В образовании процесс разделения учеников на “ашников” и “гэшников” начинается уже с младшей школы. На первые уроки для знакомства со школой детки приходят еще будучи детсадовцами. Проводятся ознакомительные уроки, Учителя знакомятся со своими будущими первоклашками и их родителями. Процесс идет. Как-то само собой получается, что в “А” класс подбираются дети самых активных родителей. Ну а у таких родителей обычно дети к школе более чем готовы. Ну а “А” класс обычно всегда закреплен за самым активным (и следовательно – успешным) учителем. Есть в школе такая форма “дедовщины”.

При переходе в среднюю школу состав классов несколько перетряхивается и сегрегация окончательно закрепляется.

Что лично я, как преподаватель информатики, наблюдаю когда ко мне на уроки приходят ученики в 8ом классе – окончательную победу сегрегации в одной отдельно взятой школе. Вести уроки одинаково в классах – уже невозможно.

Учебник – один для всех. Учебная программа – одна на все классы. Но это – на бумаге. Фактически – учебный процесс в разных классах отличается кардинально. А как иначе. Если  в “А” и “Б” классах обязательно необходимо готовить к урокам задания повышенной сложности для заметной части класса, а в “Г” классе – 3 ученика просто настойчиво пытаются игнорировать образовательный процесс а еще 4 ученика показывают проблемы с устным счетом и затрудняются выполнять простые арифметические операции даже с помощью калькулятора.

Фактически ученики в “А” классе получают однозначно больше знаний и навыков по изучаемым школьным предметам. Сам заканчивал школу в “В” классе. С некоторым содроганием сейчас вспоминаю чего у нас творилось иногда на уроках математики. В итоге, тригонометрию я понял только в политехе. В школе донести до меня это сакральное знание о смысле синусов и косинусов – не смогли.

Вполне понятно, что существующий вариант раздельного обучения представляется многим совершенно недостаточным. Сторонников жесткой сегрегации много. Можно например процитировать из Футюха

Нажать для просмотра
Равно как и товарищ Макаренко (ЛСИ) который тоже очень хорошо понимал, кто из его воспитанников вырастет нормальный инженер, или там офицер (то есть представитель Двойки), а кого можно и нужно быстренько отправлять в другой детский дом. Ибо нечего метать бисер перед свиньями. То бишь для нормального БЛ потока нужен не только хороший генератор на одном конце этого потока, но и куча способных воспринять этот поток реципиентов, а все прочее это лишь антураж для этого действа и “мудовые рыдания” для тех кто данный поток воспринять не готов. Вот есть в Питере 239 школа, где этот БЛ поток во весь рост. Но уж, извините, не всех туда и берут, равно как то же Ландау имел обыкновение выгонять со своих лекций студентов которые не понимали его. Причем – навсегда. Ибо зачем тратить время и силы генератора такого потока на людей которым по жизни это не нужно, да и не способны они его воспринять? Зачем пытаться говорить по-китайски с людьми, которым это не нужно?! Зачем их учить китайскому языку, если они потом не собираются на нем разговаривать?! Какой смысл объяснять разделение звезд по светимости (Oh, be a fine girl kiss me – Один бритый англичанин финики жевал как морковь) или рисовать диаграмму Герцшпунга-Рассела, если чел явно никогда не посмотрит на звездное небо и ему без этого неба жить проще?! О каком именно “элитном образовании” может у нас идти речь, если обычно никто в здравом уме и рассудке не может вспомнить диаграмму растворимости из школьного курса химии и потому не понимает, что на картине пигменты содержащие катионы серебра и анионы сульфида поэтому нельзя смешивать?! Или вот – “Каждый отличный студент должен курить папиросы, ты юра мал подожди немного”, Для России эта мнемоническая фраза в сто раз важней, чем “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”, однако многие ли ее помнят из школьного курса?! Так о каком элитном образовании мы ведем речь?!

Здраво ведь и разумно… Взять всех и поделить…

Напоследок лишь выскажу такое наблюдение. Личное. Никто из тех “гешников” которые у меня с трудом делят 14 на 2, ни в чем принципиально не отличается от продвинутых “ашников”. Их беда лишь в том, что не повезло им родиться в семье заботливых и внимательных родителей. Вот и все. Я не возьмусь определить сразу после рождения, глядя только на самого ребенка, кем он станет – успешным инженером, военным или серой бестолочью. А вот если посмотреть на его родителей, на тех людей которые его будут воспитывать и растить, то выводы можно делать с высокой степенью вероятности. ИМХО.

Если кратко резюмировать. Сегрегация в школе – это зло. Необходимо стремиться к тому, чтоб учить всех детей вместе и насколько это возможно равно. Знания и навыки – это самое малое что за 11 лет в школе ребенок может получить. Возможны гораздо более сильные и полезные для жизни уроки – например общение с более сильными или более слабыми сверстниками, с задирами и инвалидами, с ботаниками и хулиганами. Есть ли смысл собирать в одном классе умных деток и устраивать им тепличные условия если всю жизнь на грядке овощем не просидеть, а большой мир – достаточно жесткая и неумолимая штука. Знающим быть – это конешно хорошо. Сильным и думающим – важнее во много раз. И сегрегация тут – помеха скорее.

Спасибо за внимание! )

Интересно будет услышать мнение сообщества.

Автор: Prepod  

Добавить комментарий