В развитие темы образования хотелось бы предложить вниманию наших читателей статью одного из участников нашего сообщества в vk.
При обсуждении вопросов образования регулярно поднимается тема сегрегации в образовании. Дискуссии бывают жаркими. Собственно, в убежденные сторонники сегрегации массово попадают все родители успешных учеников. Особенно если в классе есть ребятки с проблемным поведением которые мешают их чадам получать знания. Ну а уж если любимых умных детей в школе обижают, то заметная часть родителей просто из сторонников сегрегации превращаются в активных практиков реализующих принципы раздельного обучения прямо здесь и сейчас.
Собственно, четкая и весьма заметная сегрегация в современной российской школе существует давно. Не замечать этот факт можно лишь при явном желании. Эта бытовая сегрегация, думается, была и вовсе всегда. И в советской школе – тоже. Пусть и не в нынешних масштабах.
Судите сами.
Преподаю в обычной муниципальной школе информатику. В этом году в четырех девятых классах сдавать ОГЭ по информатике выбрали в общей сложности 62 ученика. Это 75% всех выпускников.
Учебный процесс подразумевает регулярную проверку уровня знаний учеников. Проверка проводится в форме пробного ОГЭ. Экзаменационное задание по информатике содержит 18 заданий (первая часть). За каждое решенное задание – 1 балл. Результат в интервале 0-4 балла – оценивается как “неудовлетворительно”. 5-11 баллов – удовлетворительно. 11-17 баллов – хорошо. 18 – отлично.
Таблица. Результаты пробных ОГЭ по информатике. 9 класс.
№ | Фамилия Имя | Баллы\расшифровка\вариант | ||
Ноябрь 2017 | Декабрь 2017 | Март 2018 | ||
1 | 9 «А» 14 уч | отл-0, хор-4, уд-5, неуд-0, нет-5 | отл-0, хор-4, уд-5, неуд-0, нет-5 | отл-0, хор-4, уд-8, неуд-1, нет-1 |
2 | 9 «Б» 18 уч | отл-0, хор-0, уд-16, неуд-0, нет-2 | отл-0, хор-4, уд-12, неуд-0, нет-2 | отл-0, хор-1, уд-14, неуд-0, нет-3 |
3 | 9 «В» 17 уч | отл-0, хор-0, уд-12, неуд-3, нет-2 | отл-0, хор-0, уд-9, неуд-1, нет-7 | отл-0, хор-1, уд-9, неуд-7, нет-0 |
4 | 9 «Г» 13 уч | отл-0, хор-0, уд-5, неуд-5, нет-3 | отл-0, хор-0, уд-6, неуд-4, нет-3 | отл-0, хор-1, уд-4, неуд-8, нет-0 |
Под катом – более подробная информация для тех, кому интересно.
Подобную картину наблюдаю каждый год за редчайшими исключениями. Успеваемость четко снижается от “А” класса к классу “Г”. Ну как это можно назвать если не сегрегацией?
Сложные системы стремятся к самоорганизации. В образовании процесс разделения учеников на “ашников” и “гэшников” начинается уже с младшей школы. На первые уроки для знакомства со школой детки приходят еще будучи детсадовцами. Проводятся ознакомительные уроки, Учителя знакомятся со своими будущими первоклашками и их родителями. Процесс идет. Как-то само собой получается, что в “А” класс подбираются дети самых активных родителей. Ну а у таких родителей обычно дети к школе более чем готовы. Ну а “А” класс обычно всегда закреплен за самым активным (и следовательно – успешным) учителем. Есть в школе такая форма “дедовщины”.
При переходе в среднюю школу состав классов несколько перетряхивается и сегрегация окончательно закрепляется.
Что лично я, как преподаватель информатики, наблюдаю когда ко мне на уроки приходят ученики в 8ом классе – окончательную победу сегрегации в одной отдельно взятой школе. Вести уроки одинаково в классах – уже невозможно.
Учебник – один для всех. Учебная программа – одна на все классы. Но это – на бумаге. Фактически – учебный процесс в разных классах отличается кардинально. А как иначе. Если в “А” и “Б” классах обязательно необходимо готовить к урокам задания повышенной сложности для заметной части класса, а в “Г” классе – 3 ученика просто настойчиво пытаются игнорировать образовательный процесс а еще 4 ученика показывают проблемы с устным счетом и затрудняются выполнять простые арифметические операции даже с помощью калькулятора.
Фактически ученики в “А” классе получают однозначно больше знаний и навыков по изучаемым школьным предметам. Сам заканчивал школу в “В” классе. С некоторым содроганием сейчас вспоминаю чего у нас творилось иногда на уроках математики. В итоге, тригонометрию я понял только в политехе. В школе донести до меня это сакральное знание о смысле синусов и косинусов – не смогли.
Вполне понятно, что существующий вариант раздельного обучения представляется многим совершенно недостаточным. Сторонников жесткой сегрегации много. Можно например процитировать из Футюха
Здраво ведь и разумно… Взять всех и поделить…
Напоследок лишь выскажу такое наблюдение. Личное. Никто из тех “гешников” которые у меня с трудом делят 14 на 2, ни в чем принципиально не отличается от продвинутых “ашников”. Их беда лишь в том, что не повезло им родиться в семье заботливых и внимательных родителей. Вот и все. Я не возьмусь определить сразу после рождения, глядя только на самого ребенка, кем он станет – успешным инженером, военным или серой бестолочью. А вот если посмотреть на его родителей, на тех людей которые его будут воспитывать и растить, то выводы можно делать с высокой степенью вероятности. ИМХО.
Если кратко резюмировать. Сегрегация в школе – это зло. Необходимо стремиться к тому, чтоб учить всех детей вместе и насколько это возможно равно. Знания и навыки – это самое малое что за 11 лет в школе ребенок может получить. Возможны гораздо более сильные и полезные для жизни уроки – например общение с более сильными или более слабыми сверстниками, с задирами и инвалидами, с ботаниками и хулиганами. Есть ли смысл собирать в одном классе умных деток и устраивать им тепличные условия если всю жизнь на грядке овощем не просидеть, а большой мир – достаточно жесткая и неумолимая штука. Знающим быть – это конешно хорошо. Сильным и думающим – важнее во много раз. И сегрегация тут – помеха скорее.
Интересно будет услышать мнение сообщества.
Автор: Prepod