Раздела 12.2. О Любви и о «любви» — псевдо-Любви
Человeк, несущий в себе Любoвь, не подвластен угнетающим эмоциям.
Обратимся к материалам «Церкви Последнего Завета», более широко известной как «секта Виссариона»[1]. Мы делаем это потому, что в её литературе наиболее внятно и в полном объёме в наши дни выразилось возведение псевдо-Любви в её разных проявлениях в ранг Любви и воспрепятствование нисхождению Любви в общество под видом призывов Любить и поучений о том, как «Любить правильно».
Представители других конфессий о «любви» тоже много чего писали, но все их поучения разрозненны и фрагментарны, поэтому свести их воедино — особая работа, а в «Последнем Завете» автор и его «стенографы» всё это уже проделали и представили читателю своего рода концентрат фальсификата учения о Любви.
*** [2] |
«Общие фразы у всех одинаковы, что и подкупает, — говорение о любви, о единстве, о необходимости быть верующим. И вы сразу, конечно же, предполагаете, что эта информация от Бога. Но это примитивный подход к силам, которые заинтересованы в вашей гибели, ибо они прекрасно знают, на что вы поддадитесь»(Последний Завет. Повествование от Вадима, часть 6, 39:41[3]).
И с этим в большинстве случаев можно согласиться. Но если суть приведённой цитаты соотносить с Жизнью, то такими же общими фразами «о любви, о единстве, о необходимости быть верующим», — всем, чем полны проповеди многих представителей иных конфессий, — полон и «Последний Завет». Но говорить о Любви тем, кто Любит, — нет необходимости, а говорить для тех, кто её не несёт в себе, — это подобно тому, что произнести слово «мёд»: далеко не у каждого во рту от этого станет сладко; и уж совсем не каждый обнаружит, что от произнесённого другим слова действительно появился настоящий мёд у него во рту.
Однако тем, кто не несёт в себе Любви, но способен её нести, имеет смысл говорить о том, с чем они имеют дело и что не является Любовью, но что они по неведению своему, желая быть Любимыми и желая Любить, называют «Любовью» вопреки сути Любви. Высказав это, снова обратимся к «Последнему Завету»:
«Необходимо понять, что любовь есть предопределённая сила — великая сила, призванная связать человека тем, с кем и с чем ему нужно пройти всю жизнь. Посему признаку человек должен находить своё место в Природе, вслушавшись в глас души своей» (Последний Завет. Книга основ, 7:36 — 39).
Хоть приведённая цитата взята из контекста, в котором речь шла о построении семьи, но семейная жизнь это — только одна из многих граней Жизни, в которой Любовь может проявляться, а может и не проявляться. Но вне зависимости от того, в какой сфере Жизни Любовь проявляется, в каждой из них она обладает определёнными — одними и теми же — свойствами, не проявляя ни в одной из них свойств, ей не присущих.
Но если вслушаться в глас совести своей и вглядеться в Жизнь, то вывод простой:
Люди, милые! Не Любовь то, о чём говорит приведённая цитата. Любовь никого ни к кому и ни к чему не привязывает: она освобождает из неволи привязанностей каждого, кто обретает в себе Любовь. А тем отношениям, которые успели прежде того сложиться на основе каких-либо привязанностей, Любовь, когда она приходит и вступает в свои права, придаёт новое качество, преображая их внутреннюю суть и всю систему взаимоотношений с внешним миром. Но та свобода воли[4], которую человеку приносит реализованная им способность Любить, не приемлет вседозволенности, а её-то — вседозволенность (деятельность без заботы и ответственности) — многие и отождествляют с истинной свободой; и делают это вопреки тому, что свобода это — С-овестью ВО-дительство БО-гом ДА-нное — и она достигается только в Любви.
А в «Последнем Завете» много видов «любви» и среди них — только одна из многих — «духовная», которая «первична, ибо не привязывает вас к какому-то объекту, а просто проявляется, растекаясь бесконечной благодатью в пространстве» (Последний Завет. Повествование от Вадима, часть 6, 23:15). Но только эта «духовная любовь» (в терминах «Последнего Завета») и есть истинная Любовь: всё остальное — разнохарактерные привязанности, неоправданно отождествлённые с Любовью, возводимые в ранг Любви и названные её именем.
Ещё один пример такого рода безосновательного отождествления привязанностей с Любовью касается взаимоотношений мужчины и женщины при нечеловечных типах строя психики:
«52. “Что делать в случае неразделённой любви? Можно ли мучиться всю жизнь напрасной болью?”
- “Можно мучиться. Главное — никогда нельзя убивать любовь[5].
- Если вы любите односторонне, не смейте заглушать в себе это чувство! В противном случае вы понесёте большие неприятности впереди, и это будет выливаться вам большими слезами.
- Любовь нельзя убивать. Если вы любите односторонне — любите. А мучения в этом случае возникают только потому, что вы любите для себя, вы очень хотите удовлетворения своей любви, а этого удовлетворения нет.
- Если вы любите для человека, для его блага, то ваша любовь должна перерасти в более благородное качество: когда вы любите, желая ему блага, и радуетесь тому, что он счастлив с кем-то другим, что кто-то дарит ему улыбку, что у него есть дети и радость в жизни. Вот тогда ваша любовь обретает правильные черты» (Последний Завет. Повествование от Вадима, часть 6, гл. 35).
Не бывает безответной, неразделённой Любви, Любви для «себя любимого» потому, что Любовь имеет основания и цели в себе самой, в силу чего Любовь — самодостаточна; но бывают односторонне направленные страстные привязанности (как инстинктивные, так и обусловленные нравственно-психологически в той культурной среде, в которой оказался индивид), которые действительно доставляют боль и прочие му́ки[6] и открывают возможности к тому, чтобы через систему Ваших привязанностей злоупотребляли Вашими возможностями и способностями. Если Вы найдёте силы и сможете вырвать эти привязанности из своей души, то это не повлечёт автоматически за собой ничего страшного ни для Вас, ни для кого-либо ещё; это не будет Вашим отказом от Божьего Предопределения для человека — научиться Любить — и не лишит Вас возможности освоить эту способность в дальнейшем.
Вырвав привязанность, Вы лишите кого-то возможности злоупотреблять тем, что Вам дано Свыше, и тем, что Вы сами освоили в Жизни, и чем возможно злоупотребляют простым «подергиванием» за Ваши привязанности или шантажом, что «дёрнут» если Вы не будете вести себя соответственно смыслу намёков или неких предложений, сделанных Вам в прямой форме.
Если Вы свободны от привязанностей и при этом Любите, то Вами невозможно или затруднительно манипулировать[7]: остаётся ограниченная возможность манипулировать только через превосходство в миропонимании и только в пределах Божиего попущения (а в отношении Любящих оно весьма ограниченно — что и подвигло чёрта, притчей о котором мы начали раздел 12.1, на изучение вопроса о том, что такое Любовь). При этом, поскольку больше всех понимает Всевышний, то сопутствующие манипулированию эффекты обесценят результат для манипулятора и реализуется то, о чём самые загадочные слова Христа: «не противься злому…» (Матфей, 5:39).
Поэтому, если Вы вырвете «безответную любовь» из своей души осмысленно-волевым порядком[8], однако не перейдя при этом к человечному типу строя психики, то Вы не получите сразу облегчения и разрешения проблем, поскольку попадёте из огня страстей «безответной любви» вовсе не в полымя, но в мороз трескучий и пронизывающий[9]. Ваш интеллект, в каком бы растрёпанном состоянии он ни был[10] к этому моменту, поостыв от страстей в этой стуже, не испытывая необходимости оправдывать привязанности[11] и Ваше подневольное им служение, должен будет переосмыслить и расставить по своим истинным местам многое, восстановив целостность: и свою собственную, и миропонимания. И он же после этого укажет Вам на свою — интеллекта — ограниченность и на то, что Вы ущербны и потому пребываете не в ладу с Неограниченностью Жизни во Вседержительности Божией, что представляет для Вас опасность (об опасности демонизма для самого́ демона — в следующем абзаце); и укажет Вам, что следует найти в жизни и принять в себя истинную Любовь, которая исцелит Вашу ущербность и приведёт в лад с Неограниченностью, — Любовь, которая не угнетает, не привязывает, а освобождает, окрыляет, дабы Вы могли воспарить из суеты. Однако, если Вы вырвете привязанности начисто или частично, то даже обретя какую-то свободу от прежних ограничений, но не пожелав научиться Любить, Вы станете демоном в человеческом обличье.
Последнее действительно опасно[12]: и для Вас лично, и для окружающих потому, что человеку не до́лжно быть демоном, бездушно оперирующим потоками информации ради своекорыстия или своекорыстия тех, кто властен над ним самим и прочими демонами в силу не знающего исключений принципа «каждый в меру понимания работает на свои интересы, а в меру непонимания — на интересы тех, кто понимает больше»[13]; но ему также не до́лжно быть и невольником привязанностей. Если же не вырвать терзающую привязанность, то, когда силы души перегорят в одной «безответной любви», всё, что останется не выгоревшим, а также и пепел прошлой «любви» начнёт пережигать вновь пришедшая страстная привязанность, вследствие чего Вы не будете счастливы в жизни сами и не сможете дать счастья другим[14]. Жизнь Ваша будет соответствовать описанному М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Дума»[15] или проблемам, переживаемым Демоном в одноимённой его же поэме.
Но после того, как Вы вырвете из своей души привязанность, то, если кто-то осознанно или бездумно злоупотреблял Вашей зависимостью от неё, такой человек испытает жесточайшее разочарование, по сравнению с которым прежняя Ваша «безответная любовь» покажется ему истинным счастьем. Но возможно, что эти новые обстоятельства, изменив качество его бытия, заставят и его переосмыслить своё отношение к Жизни и людям, вследствие чего и он сможет в своей душе взрастить Любовь.
Вырвать привязанность — не наилучший способ обрести независимость от неё, но обстоятельства могут сложиться и так, что индивид не созреет по своему миропониманию и нравственности, по самообладанию для того, чтобы обрести истинную свободу в Любви иным — не столь жёстким, а подчас и жестоко-безжалостным способом. Но всё же вырвать привязанность — лучше, чем быть ей подневольным.
По отношению же к Любви эпитеты «безответная», «односторонняя», «неразделённая», а тем более — «безумная», «слепая», «злая»[16], «страстная» и т.п. неуместны. Неуместны просто потому, что Любовь, будучи совокупностью совершенства, содержит основания и цели в себе самой, не лишая живущего ею ни ума-разума, ни полноты и первосвежести чувств, ни воли, не пережигая его жизнь во взрывах эмоций «вулкана страстей»[17]. Поэтому истинно Любят не за что-то, а просто потому, что не могут не Любить, и Любят даже вопреки тому, что уважать другого (других) не за что.
Это было показано в прямой форме в упоминавшихся уже́ фильмах «Доживём до понедельника» и «Первобытная сказка». А ещё ранее — в опере Н.А. Римского-Корсакова и В.И. Бельского «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907 г.) — было показано, что Любящий человек одаривает своею Любовью тех, с кем его сводит Бог, даже тогда, когда их есть за что презирать и ненавидеть[18]. Но как всегда, большинство позабыло или не пожелало соотнести со своей жизнью, подумать и понять.
Если же человек принимает в себя Любовь, то вместе с нею он обретает качество положительной эмоциональной самодостаточности, которое несравнимо с той эмоциональной подпиткой, которую могут дать и давали ему в прошлом привязанности и страсти, включая и «обалденный» секс.
Человек, несущий в себе Любовь, не подвластен угнетающим эмоциям.[19]
Его эмоциональное состояние не обусловлено окружающими обстоятельствами, поскольку для него реально ощутимо, что Вседержитель безошибочен и это — радость; не обусловлено тем, приняли его Любовь либо же нет, ибо Любовь по сути своей — свободный и щедрый дар, который, с одной стороны, невозможно кому-либо навязать, а с другой стороны, который протекает как вода сквозь пальцы того, к кому она обращена, если тот не удерживает её в ладонях встречным потоком Любви или хотя бы благодарности, но растопыривает пальцы пошире, чтобы заграбастать себе побольше Любви, излучаемой другим человеком. Кроме того, имея основания и цели в себе самой, Любовь не нуждается в ответном даре: если ответной Любви нет, это не проблема; если есть, то обе стороны в благодати.
И если Вы Любите, то не может возникнуть такой ситуации, когда Вы говорите другому человеку: «Я люблю тебя», — а спустя какое-то время, тем более в ходе семейной жизни с ним, Вы говорите ему: «Прости, я люблю другого». Если ситуация развивается по такому сценарию, то это означает, что Вы не Любили первого, не Любите и второго, но происходит перестройка системы Ваших привязанностей, и вследствие того, что Вы не свободны, Вы вынуждены одному сказать: «Прости, я тебя больше не Люблю», — а другому сказать: «Я тебя Люблю», — не зная, что в действительности Вы не любите никого.
К проявлениям Любви это не имеет никакого отношения, поскольку Любовь освобождает от привязанностей, и если бы Вы Любили, то были бы свободны, и соответственно у Вас не было бы причин разрушать Вашу же семью или дружбу. Если же Вы создали семью не на основе Любви, но Любовь всё же пришла к Вам потом, то она придаст совершенно иное качество уже сложившейся и возможно даже прежде того счастливой семье[20]. Любовь, придя раз, не уходит сама, и потому Вам не будет нужды когда-либо говорить одному человеку «я тебя больше не люблю», а другому «я тебя люблю, ты моя новая любовь».
Если же человек обретает Любовь до того, как он вступил в брак, то в Любви он свободен в избрании супруга. Однако — в силу того, что каждый человек обладает своеобразием судьбы и каждому необходимо выявить и разрешить свойственные его судьбе проблемы, то Любовь к избранному будет проявляться в помощи в выявлении и разрешении именно его своеобразных проблем. Иначе говоря, если избранницей некого мужчины стала некая «Маша», то её следует Любить не так, как «Таню», если бы «Таня» стала его избранницей; соответственно и для девушек и женщин — некоего «Петю» следует Любить иначе, а не так, как следовало бы любить «Васю», если бы избранником стал «Вася».
Но избрание кого-либо в супруги — не повод, чтобы отказать в Любви во всех иных аспектах жизни (кроме секса) всем прочим, с кем сводит человека Бог.
Но обязанность «индивидуального подхода», т.е. своеобразия проявлений Любви в конкретике жизненных обстоятельств относится ко всем её проявлениям без исключения, а не только к проявлениям Любви во взаимоотношениях супругов.
Любовь неизбежно обладает своеобразием при проявлении её в отношении каждого человека, поскольку суть Любви — в способствовании выявлению и разрешению проблем каждого конкретного человека, а комплекс проблем, обременяющих каждого человека обладает своеобразием. Иначе говоря, Любовь реализует принцип «каждому — ему необходимое», извращённый и дискредитированный фашизмом третьего рейха[21].
Тем не менее, эта особенность проявлений Любви во взаимоотношениях супругов приводит к пониманию смысла слова «суженый». Судьба — от Бога, многовариантный (в подавляющем большинстве случаев) сценарий (матрица) предстоящей жизни всякого человека. В нём есть вариант, который можно назвать «программа максимум», в которой наиболее полно реализуется потенциал личностного развития в русле Промысла. И есть вариант, который можно назвать «программа минимум»: при неспособности или нежелании реализовать «программу минимум» индивид уходит из жизни, исчерпав Божие попущение для него на совершение разного рода ошибок.
Судьбы людей включают в себя и их суженых супругов. Суженые друг другу — это те люди разного пола, которые став супругами, в наибольшей мере способны помочь друг другу в осуществлении «программ максимум» каждого из них, тем самым освобождая своих потомков, от необходимости исправлять многие ошибки алгоритмики своих родовых эгрегоров и открывая им более широкие возможности к воздействию на объемлющие эгрегоры в расширяющемся порядке их взаимной вложенности в ноосфере.
Соответственно дети, рождённые в Любви в браках суженых, обладают наилучшим врождённым потенциалом по отношению к иным возможным вариантам браков их родителей. Но многие браки заключаются не между сужеными в силу разных причин, что вызывает дополнительные трудности в осуществлении «программ максимум» каждого из супругов. Часть из этих трудностей достаётся их детям и последующим поколениям в качестве наследуемых жизненных обстоятельств, а также — и в виде ошибок в алгоритмике психики и проблем[22], которые им необходимо устранить и разрешить в их программах «максимум» и «минимум»[23]. И только в браке суженых наиболее полно реализуется потенциал тандемного принципа деятельности (см. Часть 1, раздел 5.10) не в какой-то узкой области профессиональной деятельности, а в Жизни вообще.
Если же брак состоялся не с суженым, то это не препятствие для Любви обоих супругов друг к другу, но то, что не может дать не суженый супруг, могут дать другие люди вне барака, однако это не может быть сексуальное удовлетворение: во-первых, эмоции Любящего не обусловлены сексом, вследствие чего при человечном типе строя психики секс без цели зачатия в Любви воспринимается как противоестественный; а во-вторых, это было бы для него следствием выпадением из состояния Любви или умышленного отказа от неё. Всё сказанное касается и культур, в которых многожёнство признаётся допустимым: и в них секс вне брака недопустим.
С суженым (суженой) можно разминуться или отвергнуть его (её) под воздействием собственного эгоизма. Но так же бесполезно искать его (её), пребывая под властью собственного эгоизма в вожделении реализовать «программу максимум». Самый надёжный способ соединиться с суженым — обрести Любовь, вследствие чего суженый (суженая) придёт сам (сама), точнее, — его (к нему либо к ней) приведёт Бог, и под властью Любви с ним (с нею) невозможно будет разминуться, а встретившись, — не опознать в таковом качестве. Воспрепятствовать этому может только эгоизм и порождаемые им вожделения «поиметь» в Жизни что-то из действительных или иллюзорных благ «мира сего» или «поиметь» кого-то.
Свобода выбора у индивида есть всегда, но свободы воли, если он повязан привязанностями, — нет. Его воля в каких-то своих устремлениях ограничивается привязанностями, и в таких ситуациях индивиду требуется сила воли, чтобы осуществить избранное или желательное, преодолев диктат привязанностей и прочих обстоятельств.
Если же человек обретает Любовь, которая освобождает его от привязанностей, то, поскольку привязанности перестают его сковывать, вместе с Любовью человек обретает и свободу воли.
Ещё раз напомним: воля — способность человека подчинять себя самого и течение событий вокруг него избранной им целесообразности; воля всегда действует с уровня сознания в психике в соответствии с осознаваемым смыслом (бессмысленной воли не бывает).
И тот человек, который Любит, — не собственник своей Любви, а только носитель и выразитель Любви Божией, также подаренной ему Свыше: Любовь — свободный и щедрый дар.
Однако, если человек Любит, то те, к кому обращена его Любовь, могут жаждать осознанно или бессознательно, чтобы он был зависим от них (либо как раб, либо как рабовладелец[24]), вследствие чего Любовь его будет восприниматься ими как «неправильная»[25] либо даже как откровенное зло и отсутствие Любви[26]. Но это уже беда их, а не Любящего: и именно в таком режиме работы личностной психики большинство из нас не в состоянии осознать адресованную каждому Любовь Божию, которая многим представляется либо несуществующей, либо «неправильной» — вследствие свойственных каждому эгоизма и порождённых эгоизмом представлений о том, как их надо «любить правильно»[27].
Кроме того, в отличие от привязанностей, Любовь не искажает работы чувств и деятельности интеллекта. Тем не менее, если в поведение человека врывается не переосмысленная им порочная по сути своей информация, свойственная его памяти, человек может совершить ошибку и, сотворив что-то дурное в своём внутреннем или в общем всем внешнем мире[28], выпасть из состояния Любви на более или менее продолжительное время. Но ему самому то состояние, в которое он скатился из-за ошибки, будет омерзительным до такой степени, что он приложит все свои силы, чтобы вернуть в себя Любовь, без каких-либо к тому внешних понуканий.
И вследствие такого рода специфических свойств Любви и псевдо-Любви (нелюбви), реально в мире люди развиваются двояко:
- либо под воздействием внешних обстоятельств, которые их, в конце концов, либо уничтожают, либо приводят к обретению Любви;
- либо под воздействием горящей в них Любви.
Поверьте: второе лучше, хотя именно «приключения» и сопутствующее им «адреналиновое опьянение», неизбежные при первом варианте развития, многим представляются «полнотой жизни»[29].
Но действительно говорить о Любви тем, кто Любит, — нет необходимости, а говорить для тех, кто её не несёт в себе (и тем более воспринимает обращённые к нему речи без соображения), — это подобно тому, что сказать слово «мёд»: далеко не у каждого во рту от этого станет сладко; и уж совсем не каждый обнаружит, что у него во рту от произнесенного другим слова действительно появился настоящий мёд.
Тем, кто не несёт в себе Любви, но способен её нести, имеет смысл говорить только о том, что им известно или может быть известным, но не является Любовью, и что они по неведению своему, желая быть Любимыми и желая Любить[30], называют «Любовью» вопреки сути того, с чем имеют реально дело. И если они хотят Любить, то они найдут Любовь, благодаря такого рода подсказке, если примут подсказку; найдут, благодаря подсказке, быстрее, нежели нашли бы её сами, продираясь через суету и «экстрим» цивилизации, повязанные привязанностями, в том числе и безумно-страстными, по рукам и ногам. Поэтому здесь было сказано больше о том, что не являет собой Любовь, хотя и именуется в обществе привычно — «Любовью», и даже с какими-то эпитетами, хотя Любовь — проста и в эпитетах не нуждается, будучи совокупностью совершенства и имея основания и цели в себе самой.
Проявления же Любви и псевдо-Любви (нелюбви) всегда конкретны и своеобразны.
[1] Виссарион — Сергей Анатольевич Тороп, родился 14 января 1961 г., повзрослев, осознал, как сообщается о нём Церковью Последнего Завета, что второе пришествие Христа явлено миру в его лице, в новой плоти. Он переменил имя, начав именовать себя — Виссарион, что в переводе с греческого означает «Дающий жизнь», — и с 18 августа 1991 г. (в день начала деятельности ГКЧП в её непубличной составляющей) приступил к исполнению принятой им миссии. В открытое им учение уверовали многие в разных городах России, ближнего и дальнего зарубежья, в результате чего возникла «Церковь Последнего Завета». А книгу под названием «Последний Завет», по которой можно ознакомиться с этим учением, в конце 1990‑х гг. можно было купить во многих магазинах России. В интернете присутствует несколько сайтов (и среди них не только русскоязычные), которые принадлежат «Церкви Последнего Завета». Естественно, есть и те, кто отверг и «преобразившегося» Сергея Анатольевича, и изданный им «Последний Завет». Тем не менее, «Церковь Последнего Завета» живёт своею жизнью. С «Последним Заветом» мы знакомы по тексту третьего дополненного издания, выпущенного Издательством Общества Ведической Культуры в 1997 г. См. также публикацию «Последнего Завета» в интернете:
http://www.vissarion.ru/studies/index.htm.
Также отметим, что официальная биография «Виссариона», предоставляемая «Церковью Последнего Завета», не содержит неблаговидных для С.А. Торопа сведений, о которых можно узнать из Википедии и из некоторых других источников.
*** [2] В качестве иллюстраций использована фотография, взятая с сайта «Церкви Последнего Завета», и фрагмент картины М.А. Врубеля (1856 — 1910) «Демон».
[3] Формат ссылок на «Единый Завет» здесь и далее: «номер главы»:«номер стиха в главе».
[4] Свободы воли вне Любви не бывает; вне Любви есть свобода выбора и место для проявлений силы воли в борьбе с диктатом инстинктов, страстями, возникшими под воздействием разного рода привязанностей, диктатом «сильных мира сего», давлением норм культуры (не во всём и не всегда праведных), давлением обстоятельств и т.п.
[5] Любовь сильнее смерти — наше замечание при цитировании: её невозможно убить. Проблемы же большинства людей не в том, что они некогда убили в себе или в ком-то другом Любовь, а в том, что не научились Любить.
[6] В одной из таких ситуаций Ф.М. Достоевский и высказал, ставшее афоризмом, но по своей сути — клеветническое по отношению к Любви мнение, приведённое ранее.
[7] Об этом по сути один из эпизодов в одном из наиболее глубокомысленных советских фильмов «Доживём до понедельника» (Студия имени Горького. 1968 г. Режиссёр С. Ростоцкий. Сценарист Г. Полонский), который полезно посмотреть всем тем, кто его не видел или не «снизошёл» до просмотра этой «древнесовковости»; а всем тем, кто видел, — полезно вспомнить, чтобы переосмыслить.
Эпизод в спортзале. Школьная красавица Рита, после мимолётной ссоры со своим красавцем-почитателем, обращаясь к Гене Шестопалову, думая, что он без памяти, ума и воли в неё влюблён, и снисходя с позиций своей телесной красоты к внешне невзрачному, по её и многих других мнению, парню: У нас с тобой никогда ничего не получится. Понимаешь… Ты, Геночка, маленький… Я такой в седьмом классе была, как ты сейчас.
Гена: Хочешь правду? (Любовь безжалостна: наше пояснение при цитировании. Но правда, высказанная в Любви, способна подвигнуть другого человека к личностному развитию, хотя может быть в момент оглашения крайне неприятна и обидна для него, поскольку разрушает процесс самолюбования, в котором он живёт).
Рита: Ну?
Гена: Умом я знаю, что ты человек… так себе… Не луч света в тёмном царстве…
Рита: Скажите пожалуйста…
Гена: Я это знаю… Только стараюсь это не учитывать. (Любят других людей не за что-то, а от щедрот своей собственной души; любят даже вопреки тому, что уважать не за что — к последнему вопросу мы обратимся далее на основе рассмотрения сюжета оперы Н.А. Римского-Корсакова и В.И. Бельского «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»: наше пояснение при цитировании).
Рита: Что-что?
Гена: Не поймёшь ты, к сожалению, я и сам только позавчера это понял. (Важно то, что Гена, — ещё в подростковом возрасте, — понял наиглавнейший аспект Жизни: наше пояснение при цитировании. И если в дальнейшем подросток будет верен этому пониманию во всех без исключения ситуациях и будет жить под властью диктатуры совести, то он неизбежно состоится как человек).
Рита: Ну и что же ты понял… позавчера?
Гена: Что человеку необходимо состояние влюбленности в кого-нибудь или во что-нибудь… всегда… всю дорогу. (Точнее было бы сказать «непрестанно пребывать в состоянии Любви»: наше пояснение при цитировании. Это главное, что индивиду следует понять в жизни для того, чтобы состояться человеком). Иначе неинтересно жить (качество жизни, характеризуемое словами «интересно жить», — предполагает осознанность индивидуального смысла жизни; именно по этой причине — бессмысленности бытия — «рай без Любви» невозможен и становится адом: наше пояснение при цитировании). Ну а мне легче всего влюбиться в тебя. На безрыбье…
Рита: И тебе неважно, как я к тебе отношусь?
Гена: Нет. (Это — следствие самодостаточности Любви, имеющей основания и цели в себе самой).
Рита: Это не меняет дело. (А это — и ложь, поскольку признать факт утраты потенциала манипулирования и энергетического вампиризма самодовольной красавице проблемно, и покрывающая ложь иллюзия самодостаточности, порождаемая и непрестанно воспроизводимая самодовольством, влекущая за собой в силу жизненной несостоятельности множество проблем: наше пояснение при цитировании).
Гена: Была бы эта самая пружина внутри (метафора: пружина — аккумулятор энергии, силы, а без энергообеспечения деятельность, жизнедеятельность — невозможна; и поскольку в мире нет «не отформатированной» энергии — см. Часть 1, разделы 3.7 и 3.8 настоящего курса, — то энергия, «отформатированная» Любовью наилучшим образом применительно к складывающимся обстоятельствам, создаёт особенный жизненный потенциал: наше пояснение при цитировании). Так что можешь считать, что я влюблён (здесь тоже было бы точнее «Люблю», а не «влюблён»: наше пояснение при цитировании) не в тебя… А, допустим, в Черевичкину… (Черевичкина — в классе в статусе «гадкого утёнка», который по мнению большинства никогда не преобразится в красавицу «Василису Премудрую»).
Рита: Что… стихи-то, небось, легче писать? Ну вот и посвящай их теперь… Черевичкиной. Good luck (удачи). (Диалог восстановлен по публикации стенограммы разговоров персонажей фильма на сайте vvord.ru:
http://www.vvord.ru/Dozhivyom-do-ponedeljnika-7.html).
Для более широкого понимания этого диалога следует сказать несколько слов и об именах персонажей.
«Имя Маргарита (разг. Рита) происходит от латинского и греческого слов “Маргарита” — жемчужина, перламутр.
Имя хорошее, но холодное. Многоударная (МАР-ГАР-) и направленная (-ИТА) вибрация этого имени развертывает и одновременно как бы контролирует напор своей энергии. Ощущение мощи и тайной силы имени идёт из далекого прошлого, а не навеяно романом М. Булгакова» (http://www.alltaro.ru/names/women/Margarita.html).
Имя «Геннадий происходит от древнегреческого слова “геннадас” — благородный, родовитый, благородного происхождения.
Горячее и быстрое, но не очень хорошее имя. Оно воспринимается как нечто маленькое, угловатое, но весёлое (персонаж Рита именно так и относился к Гене: наше замечание при цитировании). В городах это имя появляется в единичных случаях, на селе — несколько чаще»
(http://www.alltaro.ru/names/men/Gennadiy.html).
[8] Т.е. обретя наконец-таки власть над инстинктами, что является необходимым шагом в деле формирования необратимо человечного типа строя психики.
[9] На этой стадии «застряли» в личностном развитии Снегурочка в одноимённой пьесе-сказке А.Н. Островского (1823 — 1886) и Царевна-Лебедь на одноимённой картине М.А. Врубеля (см., например по ссылке: http://smallbay.ru/artrussia/vrubel_zarevna-lebed.html).
[10] После воздействия страстей он в ином состоянии пребывать не может. Интеллект большинства можно уподобить живому дереву, которое непрестанно расщепляют на множество лучин, каждая из которых представляет обрывок какой-нибудь спутанной мысли.
[11] Необходимость оправдывать привязанности и страсти, в том числе и путём возведения их в ранг Любви, обусловлена строем психики. Типы строя психики (см. раздел 4.7 — Часть 1 настоящего курса) отличаются друг от друга в зависимости от того, что обладает наивысшим приоритетом, определяя линию поведения индивида. Здесь же просто напомним:
- животный строй психики — поведение подчинено достижению целей, обусловленных инстинктами;
- строй психики зомби-биоробота — в поведении автоматически отрабатываются программы, накопленные культурой и почёрпнутые из неё в готовом к употреблению виде, которые могут сдерживать проявления инстинктов;
- демонический строй психики — в поведении преобладает собственное разумение и сила воли, способные переступить через диктат инстинктов и традиций, но индивид глух к обязанности человека жить в ладу с Высшим Промыслом, будучи наместником Божиим на Земле;
- человечный строй психики — наивысшим приоритетом обладает стремление отдать всего себя осуществлению Божьего Промысла на основе беззаветной веры Богу в диалоге с Ним по жизни.
[12] Если от переосмысления нравственности и приведения своей ограниченности в лад с Неограниченностью Жизни отказаться, то можно повторить завершение собственной судьбы по типу Ф. Ницше, М.А. Врубеля и некоторых других незаурядных личностей, окончивших свои дни в психбольницах. Однако такой итог — не автоматическое следствие вырывания привязанностей: он обусловлен отказом самой личности от праведной реализации возможностей её развития.
[13] Он работает и в отношении Любящих, действующих в русле Промысла, но в этом случае «сопутствующие эффекты», проистекающие из ограниченности понимания, не обесценивают достигаемый человеком результат, а повышают его качество…
[14] Был ли счастлив Ф.М. Достоевский? были ли счастливы те, кого он одарил своею «любовью»? Что благого воплотили в жизнь те, кто оказался под властью его идейного наследия? — Если выйти из под власти библейской культуры, то на все эти вопросы ответ отрицательный… А ведь был дарован Свыше человеку потенциал.
[15] Первая строка: «Печально я гляжу на наше поколенье!» (1837 г.).
[16] В упоминавшемся ранее фильме «Доживём до понедельника» один из персонажей — завуч школы, одинокая женщина предпенсионного возраста, с не сложившейся судьбой. В одном из разговоров она роняет фразу: «Любовь зла», — в которой выразилось её собственное неумение Любить, объясняющее как неблагоустроенность её собственной жизни (т.е. нереализованность судьбы в наилучшем её варианте), так и неспособность реализовать благонамеренность в жизни и профессиональной деятельности (в школе — это воспитание и образование готовящихся к взрослой жизни новых поколений).
[17] Фильм «Бриллиантовая рука» (1968 г.), «вулкан страстей» — метафора, многократно повторяемая в песне «Помоги мне!».
[18] С текстом либретто можно ознакомиться в интернете:
http://rozamira.org/lib/names/r/rimskii-korsakov/kitezh.htm и др. За него В.И. Бельскому была присуждена Пушкинская премия, и с этой оценкой следует согласиться, поскольку текст «Сказания» — одно из наиболее философски-глубоких и праведных произведений Русской литературы.
В сюжете оперы Феврония воплощает в жизнь Любовь, разрешая все ситуации, в которые попадает, ко благу всех, кто оказывается в этих ситуациях вместе с нею. Значение имени «Феврония» — «лучезарная», «вечное видение».
Один из персонажей оперы — Гришка-Кутерьма. Это пьяница, глумливый тип, трус, то, что называется «отбросы общества», воплощённое блядство в «мужском» обличии. Будучи захвачен в плен, он, испугавшись пыток, соглашается провести вражье войско к сакральному граду — Великому Китежу. При этом он предлагает пустить слух в народе, что путь врагу к сакральному граду указала невеста княжича Всеволода — Феврония, которая тоже попала в плен.
Кутерьма поздно вечером вывел врага к озеру, за которым расположился город. Вражье войско предалось разгулу. Когда все враги под воздействием выпивки и усталости угомонились, Феврония рано по утру освобождает Кутерьму от пут, но тот к этому времени помутился окончательно рассудком. Видя в озере отражение города под зримо пустым берегом, Кутерьма убегает в лес, увлекая за собой Февронию. После этого они странствуют, и Феврония заботится о нём как о малом ребёнке, поучая жизни и молитве. В итоге Феврония переходит в иную реальность и оказывается в сокрытом Китеже. А Кутерьма остаётся жить на Земле. Но и в иной реальности Китежа, Феврония помнит про злодея-горемыку Гришку-Кутерьму и старается помочь ему: «Там в лесу остался Гришенька; / Он душой и телом немощен, / Что ребёнок стал он разумом…/ Как бы Гришеньку в сей град ввести?» И получив ответ от князя Юрия (Не приспело время Гришино: Сердце к свету в нём не просится), Феврония после этого из Богом сохранённого града Великого Китежа отсылает Гришке-Кутерьме и Русскому люду письмо, в котором призывает к праведной жизни. Письмо заканчивается словами: «Кто же в град сей внидет, государь мой?
Князь Юрий (подсказывая писцу): Всяк, кто ум не раздвоён имея, Паче жизни в граде быть восхощет».
После первых постановок оперы российские правящий класс и прочая «просвещённая публика» оказались самонадеянно глупы и сочли оперу «вялой», «чрезмерно серьёзной по содержанию», «холодно-рассудочной» или «елейно-мистичной», «недостаточно строгой по отношению к предателю Гришке-Кутерьме» (в кавычках — характеристики из рецензий тех лет). Но за кутерьму бессмыслицы, что были в их головах, и своё нежелание учиться Любить многие из них достаточно строго поплатились после 1917 г.: это было одним из аспектов безжалостности Любви.
[19] Именно по этой причине, приводя в разделе 5.9 Части 1 буддистское выражение: «Мудрость без сострадания — суха и вредоносна. Сострадание без мудрости — слепо и немощно. Не пренебрегайте ни мудростью, ни состраданием», — мы отметили, что было бы точнее употребить здесь вместо термина «сострадание» термин «сопереживание», поскольку он сопрягает чувства и мудрость, не нарушая эмоционально-смыслового строя личности, и тем самым открывает дорогу Любви и её проявлениям.
[20] В фильме «Свадебный переполох» (США, 2001 г. Режиссёр Адам Шэнкман, в главных ролях: Мэри Фиоре — Дженнифер Лопес, Стив — Мэтью Мак-Конахи) в семье родителей Мэри Фиоре всё и протекало таким образом: сговор их родителей; начало семейной жизни юноши и девушки, познакомившихся на свадьбе, во взаимном отчуждении по долгу послушания родителям; приход Любви и преображение жизни семьи; Мэри, выросшая в Любви.
[21] «Ка́ждому своё (лат. suum cuique (суум куиквэ)), варианты перевода — всякому своё; каждому по его заслугам) — классический принцип справедливости. В Новейшей истории фраза получила печальную известность как надпись, сделанная немецкими нацистами над входом в концентрационный лагерь смерти Бухенвальд, — Jedem das Seine. В современном использовании, особенно в Германии и оккупированных ею во время Второй мировой войны странах, фраза воспринимается с негативным оттенком, поскольку имеет устойчивую ассоциацию с третьим рейхом» (на основе статьи в Википедии).
[22] В ряде вероучений этот комплекс наследуемых проблем называется «первородный грех». Но это не грех, за который человек несёт ответственность перед Богом, а комплекс проблем, которые он должен разрешить, или преодолеть их воздействие на жизнь. И его личным грехом будет уклонение от решения и преодоления этих проблем. В этом знамение целостности мира и единства всего человечества в прошедшей и будущей череде поколений.
[23] Более обстоятельно вопросы формирования духовного (эгрегориального информационно-алгоритмического) наследия, которое обретает каждый, входя в жизнь, рассмотрены в работах ВП СССР «О расовых доктринах: несостоятельны, но правдоподобны» и «Разрешение проблем национальных взаимоотношений в русле Концепции общественной безопасности. О ликвидации системы эксплуатации “человека человеком” во многонациональном обществе».
[24] Рабовладелец — тоже не свободен, он зависим и от своих рабов персонально, и от системы рабовладения в целом. В этой связи напомним о телефильме «Эзоп» (по мотивам пьесы бразильского драматурга Гильерми Фигерейдо «Лиса и виноград». «Лентелефильм», 1981 г.): см. Часть 3 (том 2), раздел 9.4, одна из сносок.
[25] В фильме «Доживём до понедельника» с точки зрения красавицы Риты Любовь к ней Гены — как раз и есть такого рода «неправильная любовь», поскольку Гена от неё независим.
[26] Особенно в тех случаях, когда Любовь проявляет свою безжалостность: жалость — это не Любовь, поскольку жалость не разрешает проблем, а имеет целью остановить или уменьшить му́ки, страдания, вызываемые проблемами; при этом в жизни достаточно часто жалость, проявленная сегодня, открывает возможности к преумножению страданий в будущем вследствие усугубления прежних проблем и появления новых; а Любовь, разрешая проблемы, не всегда при этом обеспечивает хотя бы «анестезию», не говоря уж о «кайфе»; а иногда сопровождается нанесением ущерба, но меньшего, чем принесла бы проблема в будущем, — в силу того, что возможности воздействия человека на мир ограничены.
[27] В миропонимании эгоиста: «Эгоист — это человек, который любит себя больше, чем меня»…
[28] Это может быть следствием неустойчивости преемственной последовательности обработки информации в личностной психике: «Озарение Различением от Бога Þ Внимание самого индивида Þ Волевое решение об осмыслении обретённого в озарении Различением Þ Интеллект в работе с мировоззрением и миропониманием Þ Изменившиеся мировоззрение и миропонимание Þ Осмысленно волевые действия в конкретике течения событий в Жизни Þ Подтверждение или опровержение адекватности осмысления на основе принципа «практика — критерий истины» в конкретике жизненных обстоятельств».
[29] Приверженные первому варианту развития должны постоянно помнить и соотносить свои намерения и происходящее с народной мудростью: В экстремальных развлечениях главное вовремя заметить, когда заканчивается «экстрим» и начинается реальная беда, подчас необратимая по своим последствиям.
[30] Стремление к этому заложено в человека Свыше (см. стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда б в покорности незнанья…»), хотя суета мира сего может его заглушить.